Интегрированное занятие «Семейные обычаи на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

Фролова Раиса Алексеевна

Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию.
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_integrirovannogo_zanyatiya.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию

«Семейные обычаи на Руси»

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.

Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.

Учить изготавливать куклу оберег.

Активизировать в словаре детей следующие существительные: «оберег», «колыбелька», «лапти», «чугунок»;

определениями: «старинный», «деревянный», «расписной», «узорчатый»;

Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования 
представлений  о старинных семейных обычаях. 
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.

Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой,  с пением птиц,  атрибуты  русской избы, русские народные костюмы,  кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы.

Программное обеспечение:   «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой , Комаровой Т. С. Гербовой В. В.

Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »

Планируемый результат:

Дети представили знания о старинных семейных обычаях, русских и народных праздниках; проявили интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Участники: ведущий, дети старшей группы.

Ход занятия

 Воспитатель:

-Здравствуйте,  дети! Меня зовут Раиса Алексеевна. Я- воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные   дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами.

А давайте   подружимся необычным способом.  Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

 Вместе за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

-Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я  приглашаю попутешествовать

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

– Я вас приглашаю путешествовать по весеннему лесу. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. (Звучит аудиозапись «Пение птиц»)

– Давайте пойдем по тропинке. Погуляем. Куда же она нас приведет? (Дети идут по тропинке из спортивного оборудования)

– Вот мы и пришли. Куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: В русской избе.

– А почему вы решили, что это русская изба?

Дети: Так как здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

–Ребята, а кто в этой избе мог жить?

Дети: Бабушка, дедушка, родители, дети.

– Как одним словом сказать, кто здесь живет?

Дети: Семья.

– Правильно.

– Сегодня мы будем с вами членами этой русской семьи – этой избы.

- Посмотрите сколько здесь всего  интересного, необычного

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- Для чего нужен чугунок?

Дети:

- В нем варили кушать.

Воспитатель: показывает сундук

- Дети, что это?

Дети:

- сундук

Воспитатель:

- Для чего нужен сундук?

Дети:

- В него складывали одежду

Воспитатель: показывает лапти

- Дети, что это?

Дети:

- лапти

– Для чего нужны лапти?

Дети: Их одевали на ноги

Раздаётся плач ребенка. (Аудио запись)

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

- Ребята посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш. Это кукла – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет.

– С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.

– Дети, а какие вы знаете старинные имена?

Дети: Илья, Данил, Егор, Алёна, Фрося, Глаша.)

Воспитатель: давайте назовём его Егором. Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырастет чтобы он был богатым и счастливым.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки)

Раньше, на Руси, давным – давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте искупаем нашего Егорушку.

Воспитатель:  А что говорили, когда клали уголек?

Привыкай к домашнему теплу.

 (Кладет ребенок в таз уголек)

 А что говорили, когда клали монетку?

Будь всегда богат

(Кладет ребенок в таз монетку)

А что говорили, когда клали зернышки?

Будь всегда сыт.

(Кладет ребенок в таз монетку).

Воспитатель купает куклу.

Воспитатель: 

А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. Дети вытирают куклу.

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А одевали ребеночка в отцову рубашку.

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?

Дети (ответы детей)

Воспитатель:

- Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка у Егорушки красивая праздничная?

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а дальше уложим его  

спать.

Воспитатель:

- А клали спать ребеночка в колыбельку. Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.

Воспитатель:

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут  малыша в колыбельку.

Воспитатель:

положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

(Звучит колыбельная песня)

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.

- На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».

 И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед?  

Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить куклу оберег.

(Техника изготовления куклы)

- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие . Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)

- Хотите повесить своих кукол забрать домой?

Я кукла, кукла-оберег.
Твоя помощница на век,
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
 Жизнь станет ярче и богаче!

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение  традиционн...

Интегрированное занятие "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен...

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект открытого занятия "Семейные обычаи на Руси"

Цель занятия вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к род...

Конспект занятия "Семейные обычаи на Руси"

Данный материал поможет воспитателю Доу провести интересное и насыщенное занятие в старшей или подготовительной группе. Занятие было разработано для семинара по патриотическому воспитанию....