Интегрированное занятие «Семейные обычаи на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект открытого интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию.
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_integrirovannogo_zanyatiya.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
«Семейные обычаи на Руси»
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Образовательные задачи.
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.
Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Егор, Степан, и др.
Учить изготавливать куклу оберег.
Активизировать в словаре детей следующие существительные: «оберег», «колыбелька», «лапти», «чугунок»;
определениями: «старинный», «деревянный», «расписной», «узорчатый»;
Развивающие задачи.
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о старинных семейных обычаях.
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Расширять кругозор и словарный запас детей.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, с пением птиц, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления куклы.
Программное обеспечение: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой , Комаровой Т. С. Гербовой В. В.
Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. »
Планируемый результат:
Дети представили знания о старинных семейных обычаях, русских и народных праздниках; проявили интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Участники: ведущий, дети старшей группы.
Ход занятия
Воспитатель:
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Раиса Алексеевна. Я- воспитатель из другого детского сада, работаю с такими же детьми, как вы. Мне сказали, что вы очень добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я решила встретиться с вами.
А давайте подружимся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю попутешествовать
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
– Я вас приглашаю путешествовать по весеннему лесу. Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. (Звучит аудиозапись «Пение птиц»)
– Давайте пойдем по тропинке. Погуляем. Куда же она нас приведет? (Дети идут по тропинке из спортивного оборудования)
– Вот мы и пришли. Куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети: В русской избе.
– А почему вы решили, что это русская изба?
Дети: Так как здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
–Ребята, а кто в этой избе мог жить?
Дети: Бабушка, дедушка, родители, дети.
– Как одним словом сказать, кто здесь живет?
Дети: Семья.
– Правильно.
– Сегодня мы будем с вами членами этой русской семьи – этой избы.
- Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного
Воспитатель: показывает чугунок.
- Дети, что это?
Дети:
- Чугунок.
Воспитатель:
- Для чего нужен чугунок?
Дети:
- В нем варили кушать.
Воспитатель: показывает сундук
- Дети, что это?
Дети:
- сундук
Воспитатель:
- Для чего нужен сундук?
Дети:
- В него складывали одежду
Воспитатель: показывает лапти
- Дети, что это?
Дети:
- лапти
– Для чего нужны лапти?
Дети: Их одевали на ноги
Раздаётся плач ребенка. (Аудио запись)
Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
- Ребята посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш. Это кукла – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет.
– С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное.
– Дети, а какие вы знаете старинные имена?
Дети: Илья, Данил, Егор, Алёна, Фрося, Глаша.)
Воспитатель: давайте назовём его Егором. Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырастет чтобы он был богатым и счастливым.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.
Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки)
Раньше, на Руси, давным – давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте искупаем нашего Егорушку.
Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?
Привыкай к домашнему теплу.
(Кладет ребенок в таз уголек)
А что говорили, когда клали монетку?
Будь всегда богат
(Кладет ребенок в таз монетку)
А что говорили, когда клали зернышки?
Будь всегда сыт.
(Кладет ребенок в таз монетку).
Воспитатель купает куклу.
Воспитатель:
А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. Дети вытирают куклу.
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель:
- А одевали ребеночка в отцову рубашку.
- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Как вы думаете?
Дети (ответы детей)
Воспитатель:
- Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка у Егорушки красивая праздничная?
Воспитатель:
- Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель: приговаривает
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
- Одели мы нашего Егорушку, а дальше уложим его
спать.
Воспитатель:
- А клали спать ребеночка в колыбельку. Это кроватка, куда клали малыша и качали. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.
Воспитатель:
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель:
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель:
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут малыша в колыбельку.
Воспитатель:
положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети:
- Пели колыбельную.
Воспитатель:
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
(Звучит колыбельная песня)
Воспитатель:
- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.
- На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Каравай».
И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:
- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед?
Сейчас я покажу вам, как нужно мастерить куклу оберег.
(Техника изготовления куклы)
- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие . Вам было интересно?
- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?
- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)
- Хотите повесить своих кукол забрать домой?
Я кукла, кукла-оберег.
Твоя помощница на век,
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое комплексное занятие "Семейные обычаи на Руси" средняя группа
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Дошкольное образовательное учреждение традиционн...
конспект познавательного занятия "семейные обычаи на руси"
тема семейные обычаи на руси...
Интегрированное занятие "Семейные обычаи на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен...
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...
Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
Конспект открытого занятия "Семейные обычаи на Руси"
Цель занятия вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре. Воспитывать интерес к род...
Конспект занятия "Семейные обычаи на Руси"
Данный материал поможет воспитателю Доу провести интересное и насыщенное занятие в старшей или подготовительной группе. Занятие было разработано для семинара по патриотическому воспитанию....