конспект познавательного занятия "семейные обычаи на руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ковалёва Елена Владимировна.

тема семейные обычаи на руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_obychai.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

                      Центр развития ребенка – детский сад №86

Познавательное занятие

В подготовительной группе

«Семейные обычаи на Руси»

Воспитатель: Е. В. Ковалёва

Тема: «Семейные обычаи на Руси»

Цели:

  1. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях на Руси.
  2. Расширять знания старинных русских имен.
  3. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листики, точки.
  4. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, ухват; определениями: старинный, деревянный, узорчатый.
  5. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций.
  2. Разучивание колыбельной.
  3. Расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером. Ознакомление с техникой рисования пером.

Ход занятия:

  1. Дети входят в музыкальный зал.

В-ль :- Ребята, а вы любите путешествовать?

          - Я вас приглашаю в путешествие по лесу.

          - Посмотрите, что вы видите  в нашем лесу? (деревья, камень)

          - Что же это за камень? Он не простой, на нем что0то написано.

          - Вам интересно, что написано? Тогда давайте прочтём.  

Прямо пойдёшь из леса уйдёшь

Налево пойдёшь – далеко не уйдёшь

Направо пойдёшь – много интересного найдёшь.

          - Куда же мы пойдем? Направо. Где правая сторона?

          - Ну, что же в путь!

2. Оздоровительная гимнастика по массажной дорожке.

Мы шагаем по тропинке

По лесной тропинке длинной

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

  1. В-ль:

     - Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (в русской избе)

    - А почему все решили, что это изба? (самовар, печка и т. д.)

4. Отгадай загадку.

         - Ребята, посмотрите, кто в уголке там сидит? (паук)

         - Сколько сетей наплёл паук. Давайте мы приберемся и очистим            дом от паутины?

        - Ребята, а сети то непростые, в них загадки спрятаны.

        - А давайте, мы их с вами отгадаем и уберем всю паутину? (да)

 

1) Стоит толстячок

Подбоченевши бочок,

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит (самовар)

2) Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча (печь)

     3) Кто в избе рогат? (ухват)

        - Молодцы, все загадки отгадали.

5. В-ль: - Ребята, а  кто это у нас тут?

   - Да еще и плачет? (достает куклу)

                       - Посмотрите, вот кто у нас плачет. Это малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем. (дети качают, плач стихает)

                        - С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем малышу имя, но только имя будет не простое, а старинное.

                       - Дети, какие вы знаете старинные имена? (Дарья, Марья, Иван)

                      - Давайте, ребеночка назовем Егорушкой.

                      - А вы знаете, что сейчас пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково – Егорушкой. А когда он вырастет, то его будут называть Егором.  Мы растем и имя наше растет.

                      - А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть когда вы вырастите? (ответы)

6.         - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

           - А вы знаете, что обозначает имя Егор? (ответы)

           - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, называя таким именем ребенка хотят, чтобы когда Егорушка вырастет  у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. А вы знаете, что обозначают ваши имена?

7. «Волшебная книга» - тайна имени.

8.        - Ребята, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? (уголек, зернышки, монетки)

           - Вы знаете, зачем нашему Егорушке эти вещи?

           - Их клали, когда купали ребенка.

           - Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка  в первый раз купали. Давайте и мы с вами положим нашему Егорушке.

9.        - Клали уголек и приговаривали – привыкай к домашнему теплу.

           - Ложили зернышко и говорили – будь всегда сыт.

           - Клали монетку приговаривали – будь всегда богат.

10.      - А теперь покажем, как мы будем купать Егорушку

           - Моем куклу

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воду для Егорки-

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Вся черным черна!

11.      - Вот и помыли Егорку, что же потом делали с ребенком?

           - А потом одевали в отцову рубашку.

           - А знаете почему?

           - Чтобы ребенок был похож на отца

12. Ребенок одевает рубашку на куклу.

          - Посмотрите какая рубаха. Какая она? (красная, красивая, праздничная)

          - Родители, одевая ребенка, приговаривали: расти хорошо, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай как им отдыхается.

13.     - Ребеночка одели, а что с ним дальше делали? (ответы)

          - Дальше его укладывали спать.

          - А куда клали спать ребеночка?

          - В колыбельную.

          - Что такое колыбельная?

          - Кроватка, куда клали малыша и качали.

          - Посмотрите, а у нас тоже есть колыбельная

          - Какая она? (деревянная, узорчатая)

14.     - Посмотрите, что лежит в колыбельке? (кусочек хлеба и соли)

          - Хлеб да соль

          - Вы знаете, что на Руси хлебом – солью встречали долгожданных гостей.

          - А когда рождался ребенок, родители клали соль да хлеб над изголовьем ребенка и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали».

15.    -  Давайте положим Егорушку в колыбельную.

         - Ребеночка положили, а что дальше (пели колыбельную)

         - А что такое колыбельная? (это песенка, под которую засыпает малыш)

         - Давайте и мы с вами споем колыбельную

16. 2 ребенка поют колыбельную – остальные укачивают куклу

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит. В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

          - Вот и уснул наш Егорушка.

          - Вам понравилась колыбельная? (да)

17.     - Когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.

          - Вот так проходил первый день Рождения родившегося ребеночка на Руси.

          - И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки.

          - Как вы думаете, что они готовили в подарок? (ответы)

          - Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушки смастерит.

          - Давайте и мы с вами сделаем для Егорушки подарок – и не простой, а настоящий оберег.

         - Что такое оберег? (это предмет, который защищал и охранял людей от бед). Оберег – оберегал от несчастий.

18. «Оберег» - рисование пером.

         - Из чего мы с вами его лепили? (из соленого теста)

         - Как можно украсить оберег? (листочками, точками и т. д.)

         - Ребята, мы сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям.

        - Вы знаете, чем рисовали на Руси? (угольками, перышками)

        - Да, гусиными перышками.

        - Приступаем к работе (рассматривание, обсуждение, похвала)

19. Подвижная игра «Шишка-ловишка» (считалка)

20.   - А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

21. Пожелания детей

       - Никогда не болей, будь здоров.

       - Расти сильным, крепким и удалым.

       - Слушай отца-батюшку да родную матушку

       - Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

22.  - Дети, а вам понравилось день рождение Егорушки?

       - Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.

       - А сейчас пора возвращаться в детский сад.

23.  - Волшебный камень поможет нам вернуться.

Надпись на камне:

- Налево пойдешь в группу попадешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси"

Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси" и презентация....

КОНСПЕКТ НОД "СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ"

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПО НРАВСТВЕННОМУ - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. "СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ"...

Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа

Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...

Конспект занятия "Семейные обычаи на Руси"

Данный материал поможет воспитателю Доу провести интересное и насыщенное занятие в старшей или подготовительной группе. Занятие было разработано для семинара по патриотическому воспитанию....

Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси»

интегрированное занятие с целью выполнения выше перечисленных задач, осуществлена интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речев...