конспект познавательного занятия "семейные обычаи на руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Центр развития ребенка – детский сад №86
Познавательное занятие
В подготовительной группе
«Семейные обычаи на Руси»
Воспитатель: Е. В. Ковалёва
Тема: «Семейные обычаи на Руси»
Цели:
- Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях на Руси.
- Расширять знания старинных русских имен.
- Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листики, точки.
- Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, ухват; определениями: старинный, деревянный, узорчатый.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
- Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины.
Предварительная работа:
- Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций.
- Разучивание колыбельной.
- Расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером. Ознакомление с техникой рисования пером.
Ход занятия:
- Дети входят в музыкальный зал.
В-ль :- Ребята, а вы любите путешествовать?
- Я вас приглашаю в путешествие по лесу.
- Посмотрите, что вы видите в нашем лесу? (деревья, камень)
- Что же это за камень? Он не простой, на нем что0то написано.
- Вам интересно, что написано? Тогда давайте прочтём.
Прямо пойдёшь из леса уйдёшь
Налево пойдёшь – далеко не уйдёшь
Направо пойдёшь – много интересного найдёшь.
- Куда же мы пойдем? Направо. Где правая сторона?
- Ну, что же в путь!
2. Оздоровительная гимнастика по массажной дорожке.
Мы шагаем по тропинке
По лесной тропинке длинной
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
- В-ль:
- Вот мы и пришли. Дети, куда мы попали? Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Где же мы? (в русской избе)
- А почему все решили, что это изба? (самовар, печка и т. д.)
4. Отгадай загадку.
- Ребята, посмотрите, кто в уголке там сидит? (паук)
- Сколько сетей наплёл паук. Давайте мы приберемся и очистим дом от паутины?
- Ребята, а сети то непростые, в них загадки спрятаны.
- А давайте, мы их с вами отгадаем и уберем всю паутину? (да)
1) Стоит толстячок
Подбоченевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит (самовар)
2) Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча (печь)
3) Кто в избе рогат? (ухват)
- Молодцы, все загадки отгадали.
5. В-ль: - Ребята, а кто это у нас тут?
- Да еще и плачет? (достает куклу)
- Посмотрите, вот кто у нас плачет. Это малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем. (дети качают, плач стихает)
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители придумывают ему имя. Давайте и мы придумаем малышу имя, но только имя будет не простое, а старинное.
- Дети, какие вы знаете старинные имена? (Дарья, Марья, Иван)
- Давайте, ребеночка назовем Егорушкой.
- А вы знаете, что сейчас пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково – Егорушкой. А когда он вырастет, то его будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет.
- А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть когда вы вырастите? (ответы)
6. - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
- А вы знаете, что обозначает имя Егор? (ответы)
- Это имя обозначает хозяин земли. Родители, называя таким именем ребенка хотят, чтобы когда Егорушка вырастет у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. А вы знаете, что обозначают ваши имена?
7. «Волшебная книга» - тайна имени.
8. - Ребята, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? (уголек, зернышки, монетки)
- Вы знаете, зачем нашему Егорушке эти вещи?
- Их клали, когда купали ребенка.
- Раньше на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами положим нашему Егорушке.
9. - Клали уголек и приговаривали – привыкай к домашнему теплу.
- Ложили зернышко и говорили – будь всегда сыт.
- Клали монетку приговаривали – будь всегда богат.
10. - А теперь покажем, как мы будем купать Егорушку
- Моем куклу
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воду для Егорки-
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Вся черным черна!
11. - Вот и помыли Егорку, что же потом делали с ребенком?
- А потом одевали в отцову рубашку.
- А знаете почему?
- Чтобы ребенок был похож на отца
12. Ребенок одевает рубашку на куклу.
- Посмотрите какая рубаха. Какая она? (красная, красивая, праздничная)
- Родители, одевая ребенка, приговаривали: расти хорошо, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай как им отдыхается.
13. - Ребеночка одели, а что с ним дальше делали? (ответы)
- Дальше его укладывали спать.
- А куда клали спать ребеночка?
- В колыбельную.
- Что такое колыбельная?
- Кроватка, куда клали малыша и качали.
- Посмотрите, а у нас тоже есть колыбельная
- Какая она? (деревянная, узорчатая)
14. - Посмотрите, что лежит в колыбельке? (кусочек хлеба и соли)
- Хлеб да соль
- Вы знаете, что на Руси хлебом – солью встречали долгожданных гостей.
- А когда рождался ребенок, родители клали соль да хлеб над изголовьем ребенка и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали».
15. - Давайте положим Егорушку в колыбельную.
- Ребеночка положили, а что дальше (пели колыбельную)
- А что такое колыбельная? (это песенка, под которую засыпает малыш)
- Давайте и мы с вами споем колыбельную
16. 2 ребенка поют колыбельную – остальные укачивают куклу
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит. В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
- Вот и уснул наш Егорушка.
- Вам понравилась колыбельная? (да)
17. - Когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.
- Вот так проходил первый день Рождения родившегося ребеночка на Руси.
- И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки.
- Как вы думаете, что они готовили в подарок? (ответы)
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушки смастерит.
- Давайте и мы с вами сделаем для Егорушки подарок – и не простой, а настоящий оберег.
- Что такое оберег? (это предмет, который защищал и охранял людей от бед). Оберег – оберегал от несчастий.
18. «Оберег» - рисование пером.
- Из чего мы с вами его лепили? (из соленого теста)
- Как можно украсить оберег? (листочками, точками и т. д.)
- Ребята, мы сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям.
- Вы знаете, чем рисовали на Руси? (угольками, перышками)
- Да, гусиными перышками.
- Приступаем к работе (рассматривание, обсуждение, похвала)
19. Подвижная игра «Шишка-ловишка» (считалка)
20. - А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
21. Пожелания детей
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким и удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку
- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
22. - Дети, а вам понравилось день рождение Егорушки?
- Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
- А сейчас пора возвращаться в детский сад.
23. - Волшебный камень поможет нам вернуться.
Надпись на камне:
- Налево пойдешь в группу попадешь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...
Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси"
Конспект ООД "Семейные обычаи на Руси" и презентация....
Конспект НОД «Семейные обычаи на Руси» для детей подготовительной к школе группы
познакомить детей со старинными семейными обычаями...
КОНСПЕКТ НОД "СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ"
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НРАВСТВЕННОМУ - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. "СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ"...
Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси» (подготовительная группа
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте, традициях и культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нра...
Конспект занятия "Семейные обычаи на Руси"
Данный материал поможет воспитателю Доу провести интересное и насыщенное занятие в старшей или подготовительной группе. Занятие было разработано для семинара по патриотическому воспитанию....
Конспект познавательной деятельности «Знакомство с бытом и обычаями на Руси»
интегрированное занятие с целью выполнения выше перечисленных задач, осуществлена интеграция следующих образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речев...