Самообразование
материал
Тема: Влияние устного народного творчества на развитии речи детей второй младшей группы
Цель: Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на 2016-17 уч.г.
Воспитатель: Ярига Н.В. группа № 7 «Медузки».
Тема: Влияние устного народного творчества на развитии речи детей второй младшей группы
Цель: Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Литература:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
7. И.С.Голицына «Перспективное планирование в детском саду, 2-ая младшая группа.
8. Реализация ФГОС в ДОУ», «Библиотека воспитателя» - лепка, аппликация, рисование, театрализация с детьми 3- 4 лет.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Перспективный план работы на 2016-2017 уч.г.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы по теме | Сентябрь-май | Анализ методических источников и источников художественной литературы по данной теме. | Создание папки Педагогическая копилка. |
Загадки для детей | Октябрь | Отгадывание детьми загадок. | Досуг «Вечер загадок». |
Театрализованная постановка | Ноябрь | Инсценировка русской народной сказки «Теремок» | Развлечение «Теремок» |
«Поиграем с пальчиками» | Декабрь | Пальчиковые игры на основе потешек. | Картотека пальчиковых игр на основе потешек. |
Работа с семьей | Январь | Совместное творчество детей и родителей. | Домашнее задание «Загадай загадку – нарисуй отгадку» |
«Любим мы играть!» | Февраль | Разучивание с детьми народных подвижных игр. | Развлечение «Широкая Масленица». Картотека народных подвижных игр. |
«Чему мы научились за год?» | Март - апрель | Подготовка презентации по итогам работы. | Показ презентации «Влияние устного народного творчества на развитии речи детей второй младшей группы» |
«Что такое закличка?» | Апрель | Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» |
«Любимые сказки!» | Апрель | Открытый показ НОД | Открытое занятие по развитию речи. |
Подведение итогов | Май | Оформление результатов работы над темой по самообразованию | Отчет о результатах проделанной работы |
Вывод: Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. Адресованные детям потешки, заклички, считалки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу и нежность. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Произведение народного творчества воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности к происходящему. Описываемая ситуация создается в воображении ребенка посредством художественного слова.
Устное народное творчество эффективно развивает творческие, познавательные и коммуникативные способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...