Самообразование
материал

Наталья Викторовна Ярига

Тема: Влияние устного народного творчества на развитии речи детей второй младшей группы

Цель:  Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva_.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2016-17 уч.г.

Воспитатель: Ярига Н.В.  группа № 7 «Медузки».

Тема: Влияние устного народного творчества на развитии речи детей второй младшей группы

Цель:  Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Литература:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

7. И.С.Голицына «Перспективное планирование в детском саду, 2-ая младшая группа.

8. Реализация ФГОС в ДОУ», «Библиотека  воспитателя» - лепка, аппликация, рисование, театрализация  с детьми 3- 4 лет.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

         Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Перспективный  план работы на 2016-2017 уч.г.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Изучение методической литературы по теме

Сентябрь-май

Анализ методических источников и источников художественной литературы по данной теме.

Создание папки Педагогическая копилка.

Загадки для детей

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок».

Театрализованная постановка

Ноябрь

Инсценировка русской народной сказки «Теремок»

Развлечение «Теремок»

«Поиграем с пальчиками»

Декабрь

Пальчиковые игры на основе  потешек.

Картотека пальчиковых игр на основе потешек.

Работа с семьей

Январь

Совместное творчество детей и родителей.

Домашнее задание «Загадай загадку – нарисуй отгадку»

«Любим мы играть!»

Февраль

Разучивание с детьми народных подвижных игр.

Развлечение «Широкая Масленица».

Картотека народных подвижных игр.

«Чему мы научились за год?»

Март - апрель

Подготовка презентации по итогам работы.

Показ презентации «Влияние устного народного творчества на развитии речи детей второй младшей группы»

«Что такое закличка?»

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

«Любимые сказки!»

Апрель

Открытый показ НОД

Открытое занятие по развитию речи.

Подведение итогов

Май

Оформление результатов работы над темой по самообразованию

Отчет о результатах проделанной работы

Вывод:  Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием.  Адресованные детям потешки, заклички, считалки  звучат, как ласковый говорок, выражая заботу и  нежность. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора. Произведение народного  творчества воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности к происходящему. Описываемая ситуация создается в воображении ребенка посредством художественного слова.

   Устное  народное  творчество  эффективно   развивает   творческие, познавательные и коммуникативные способности детей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...