План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Поэтому цель моей работы заключается развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Основными задачами являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который, в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_dlya_sredney_gruppy_na_2019-2020g_eksperimentirovanie.docx | 62.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Красносельский детский сад « Тургай» комбинированного вида
УТВЕРЖДАЮ:
Приказом № ____от « » сентября 2019
Заведующий МБДОУ
«Красносельский детский сад «Тургай»
комбинированного вида
__________________ Л.Ш.Губайдуллина
План самообразование на 2019-2020 учебный год
Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
Выполнила :
Фатихова Э.Ф.
Высока Гора 2019
Содержание
Актуальность,новизна…………………………………………………………………3
Технология опыта………………………………………………………………………..4
Цель и задачи.......................................................................................................................6
Дидактический материал и техническое оснащение занятий……………………..10
План работы педагога…………………………………………………………………...11
План взаимодействия с детьми………………………………………………………...13
План взаимодействия с родителями..............................................................................17
План взаимодействия с педагогами................................................................................18
Заключение………………………………………………………………………………...19
Список литературы ………………………………………………………………………20
Анкета для родителей.........................................................................................................21
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Л.С. Выготский
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосовершенствоваться, расти в профессии. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
Актуальность и перспективность выбранной темы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Поэтому цель моей работы заключается развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Основными задачами являются:
- развитие интереса к исследовательскому поиску;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который, в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Новизна.
Новизной моей темы является грамотная систематизация и распределение экспериментальной деятельности в рамках планирования в соответствии с ФГОС, что дает положительные результаты и способствует целостному восприятию картины мира у дошкольников. Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Технология опыта.
По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Технологию экспериментальной деятельности я разработала по месяцам: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.
Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе общими усилиями оборудована и постоянно оснащается детская лаборатория, где представлены различные материалы для исследования.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
- наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Опытническую деятельность провожу:
в непосредственной образовательной деятельности,
в совместной деятельности,
в свободной самостоятельной.
Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на НОД, требует продолжение в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современном условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даю детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития экспериментальной деятельности детей.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации.
Достоинство выбранной темы:
Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование – это метод позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, где ведущим является деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе поиска, «открытий».
Я поставила перед собой
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Через задачи:
Для педагога:
- Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме
- Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста
- Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
- Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей
- Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
- Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников
- Разработать консультации и памятки для родителей
- Подготовить и провести семинар-практикум для родителей.
Для детей:
Образовательные задачи
- Привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
- Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);
- Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Для родителей
- Содействовать знакомству родителей с экспериментальной деятельностью;
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
- Стимулировать их совместную деятельность с детьми;
- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Форма самообразования: индивидуальная
Форма работы с детьми: групповая.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.
Возраст детей: 4-5 лет.
Режим : 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.
Форма проведения - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Дата начала работы над темой: 2019 уч. год
Предполагаемая дата окончания работы:2020 уч. год
В своей деятельности следует опираться на ведущие принципы развития дошкольников:
- Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
Модель организации экспериментирования
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
- Создание центра экспериментально-поисковой деятельности ;
- Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
- Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
Структура проведения игры–экспериментирования:
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?)
- ситуация выбора;
Ожидаемые результаты:
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
- умение анализировать научно-методическую литературу,
- умение применять полученные знания на практике;
-активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ.
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать.
- расширять знания об объектах и их свойствах.
Дидактический материал и техническое оснащение занятий
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, песочные часы и д.р.
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, пластмассы и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и д.р);
- технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и д.р.);
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
- специальная одежда (халаты, фартуки);
- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
- карточки-схемы проведения эксперимента;
Перспективный тематический план экспериментальной деятельности
в средней группе на 2019-2020 год.
План работы педагога
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | 1.Создание плана работы. 2. Подбор материала по теме: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» 3. Постановка целей и задач по данной теме. 4.Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме. |
Октябрь | 1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования. 3. Изучение статьи Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». 4.Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме; . |
Ноябрь | 1. Проработать пособие Н. Е. Вераксы и О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. |
Декабрь | 1.Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой) 2.Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. |
Январь | 1. Работа с Интернетом (nsportal.ru): изучение интернет – ресурсов. 2. Изучение статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность». 3.Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах; |
Февраль | 1. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007. 2. Обучение на курсах повышения квалификации 3. Изучение опыта педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на Интернет-сайтах, в периодической печати) |
Март | 1. Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». 2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана) 3. |
Апрель | Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Май | Самоанализ плана самообразования |
План взаимодействия с детьми
Неделя | Тема занятия |
Цель | Количество |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 неделя | «Волшебные стеклышки» | Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем. Объяснить, для чего они нужны человеку. | 1 |
2 неделя | «Удивительный песок. Песочные часы» | Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами. | 1 |
3 неделя | «Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла | 1 |
Итого за месяц | 4 | ||
НОЯБРЬ | |||
1 неделя | «Волшебный квадрат» | Познакомить детей с разными видами бумаги: салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства. | 1 |
2 неделя | «Для чего человеку песок и глина» | Дать представление о том, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, игрушки, посуда) | 1 |
3 неделя | «Почему все звучит» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета | 1 |
4 неделя | «Мой веселый звонкий мяч» | Познакомить детей со свойствами резины (эластичность, плавучесть предметов, водонепроницаемость). Уточнить представления об использовании резины человеком | 1 |
«Приключения Буратино» | Активизировать знания детей о свойстве дерева (не тонуть в воде). | 1 | |
Итого за месяц | 5 | ||
ДЕКАБРЬ | |||
1 неделя | «Каждому камешку свой домик» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Показать, какую роль в жизни человека играют камни. | 1 |
2 неделя | «Горы. Дымящиеся горы» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней; сформировать первоначальные представления о вулканах | 1 |
3 неделя | «Можно ли менять форму камня и глины» | Побуждать сравнивать свойства глины и камня | 1 |
4 неделя | «Путешествие капельки» | Познакомить с круговоротом воды в природе. Сравнить свойства воды, льда, снега; выявить особенности их взаимодействия | 1 |
Итого за месяц | 4 | ||
ЯНВАРЬ | |||
2 неделя | «Звенящая вода» | Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемы звук. | 1 |
3 неделя | «Впитывание воды» | Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают | 1 |
4 неделя | «Твердая вода. Почему не тонет айсберг» | Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму, при нагревании тает и превращается в воду. Дать представления об айсбергах | 1 |
«Пар — это тоже вода» | Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. | 1 | |
Итого за месяц | 4 | ||
ФЕВРАЛЬ | |||
1 неделя | «Стекло. «Калейдоскоп» | Узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества | 1 |
2 неделя | «Мука. Колобок – румяный бок» | 1.Дать представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму). | 1 |
3 неделя | «Соль. Тает, не тает»» | Выяснить качества и свойства соли (цвет, вкус, растворимость, влияние на другие материалы). | 1 |
4 неделя | «Дружба красок» | Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета. | 1 |
«Зеркало. Всё наоборот» | Расширить представления о свойствах зеркал, дать понятие «зеркальное отражение». | 1 | |
Итого за месяц | 5 | ||
МАРТ | |||
1 неделя | «Ловись, рыбка, мала и велика» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | 1 |
2 неделя | «Прогулки невидимки» | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом. | 1 |
3 неделя | «Растения» | Познакомить с различными способами размножения растений | 1 |
4 неделя | «Условия, необходимые для роста растений» | Провести опыт по проращиванию в различных условиях картофеля, лука, гороха. | 1 |
Итого за месяц | 4 | ||
АПРЕЛЬ | |||
1 неделя | «Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) | 1 |
2 неделя | «Свет и тень» | Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы | 1 |
3 неделя | «Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ | 1 |
4 неделя | «Цветной песок» | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. | 1 |
Итого за месяц | 4 | ||
МАЙ | |||
1 неделя | «Угадай-ка» | Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. | 1 |
2 неделя | «Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. | 1 |
3 неделя | «Пластмасса» | Продолжать знакомить детей со свойствами материалов: помочь детям в процессе опытов выявить основные свойства пластмассы; учить узнавать предметы, сделанные из пластмассы; уточнить представление детей о том, что можно делать из пластмассы. | 1 |
4 неделя | «Где живет эхо» | Помочь понять, как возникает эхо | 1 |
Итого за месяц | 4 | ||
Итого за учебный год | 34 |
План взаимодействия с родителями
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | 1. Ознакомление родителей с планом самообразования на учебный год. 2.Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность» 3.Анкетирование родителей на тему: «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей» |
Октябрь | 1. Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.» 2. «Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» 3. Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений» |
Ноябрь | 1.Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. 2.Папка-передвижка для родителей «Развитие творческой исследовательской активности детей»
|
Декабрь | 1.Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) 2.Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома» |
Январь | 1. Подборка материала для консультаций родителям по теме. 2.Формирование картотеки опытов и экспериментов для родителей |
Февраль | 1. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент» 2. |
Март | 1.Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». 2.Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию) |
Апрель | 1.Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях» |
Май | Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег. |
План взаимодействия с педагогами
Срок проведения |
Работа с педагогами |
Сентябрь -Октябрь | Изучение литературы по теме Анкета для педагогов Цель:изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. |
Ноябрь -декабрь | Консультация на тему «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»; |
Январь-Февраль | Мастер класс для молодых специалистов «Опыты с детьми» Открытый показ НОД «Удивительное рядом». |
Март -апрель | Консультация «Требования к проведению наблюдений» Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».. |
Май | Выступление на педсовете с отчётом по теме самообразования |
Заключение
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Список литературы
1. Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
2. Э. Г. Пилюгина
«Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
3. М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
4. Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
5. Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей)
6. С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет)
7. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
8. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст»— М.: Педагогическое общество России, 2003.
9. « Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
10. «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
11. Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
12. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод. рекомендации» издательство Арки 2005 год.
13. В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»
Анкета для родителей
«Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»
Уважаемые родители! Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем
вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Знаете ли Вы, что в группе дети занимаются экспериментальной деятельностью?
• да;
• нет;
• не знаю
2. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да,
то, как часто?
• часто
• редко
• всегда
• никогда
3. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
• экспериментирует самостоятельно
• просит помощи родителей
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
________________________________________________________________________________
____________________________________________________
5. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
Если да, то, какое?
________________________________________________________________________________
____________________________________________________
• считаю нужным
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами
своими открытиями?
• да
• нет
• иногда
7. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по вопросу
экспериментальной деятельности?
__________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2013-2014 уч.год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
План работы по самообразованию на 2013-2014 учебный год "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"....
Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
План по самообразованию...
План по самообразованию по теме:"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности".
Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и ко...
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...
Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»
Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...
Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...
Папка по самообразованию по теме"Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной и исследовательской деятельности"
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключ...