Возможности детей разного возраста в освоении чтения
статья (старшая группа)
Дети разного возраста из-за особенностей развития их познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) имеют разные возможности в освоении навыков чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_detey_raznogo_vozrasta_v_osvoenii_chteniya.docx | 12.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности детей разного возраста в освоении чтения
Дети разного возраста из-за особенностей развития их познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) имеют разные возможности в освоении навыков чтения.
Дети до четырех лет активно осваивают окружающий мир: они постепенно усваивают основные цвета и формы, осваивают произнесение простых звуков речи, решают практические и учебные задачи методом элементарных действий с предметами, их внимание очень неустойчиво и кратковременно. Учитывая все эти особенности понятно, что освоение чтения до четырех лет не является актуальной и легко выполнимой задачей для ребенка. Буквы намного сложнее фигур или цвета, правильно произнести некоторые их названия для детей в этом возрасте затруднительно, а действовать с буквами, как с предметами невозможно, целенаправленно заниматься в этом возрасте дети не могут. При взаимном желании взрослого и ребенка в игровой форме целесообразно выучить только некоторые буквы русского языка (А, О, У, М, П, например). Складывать буквы в слоги ребенку пока недоступно.
Конечно, бывают исключения: некоторые дети благодаря своей природной одаренности и/или целенаправленным стараниям взрослого могут научиться читать даже короткие слова к возрасту четырех лет. Но время и силы, потраченные на обучение, в данном возрасте целесообразнее все же потратить на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления малыша. А позднее ребенок с меньшими усилиями и в более короткие сроки сможет освоить навыки чтения.
К четырем годам в развитии детей происходят значительные изменения: улучшается качество произношения звуков, внимание становится более устойчивым, дети могут дольше заниматься учебной деятельностью, постепенно учатся «думать образами» и целенаправленно запоминать предложенную информацию. Особенное влияние на успешность обучения чтению в этом возрасте оказывает появление интереса к языку в целом. Очевидно, что многие дети после исполнения им четырех лет могут успешно учить буквы, по своим индивидуальным возможностям научиться читать слоги и слова. Прочтение предложений доступно лишь некоторым четырехлеткам.
В пять лет возможности дошкольников в освоение чтения увеличиваются: почти все дети способны в этом возрасте не только выучить буквы русского языка и научиться читать слоги, но и освоить чтение слов и предложения, а некоторым доступно и чтение простых текстов «Букварей» и «Азбук». Это обусловлено появлением произвольности во всех психических процессах: пятилетки могут целенаправленно слушать и смотреть, запоминать и думать. Так же увеличиваются возможности мышления в этом возрасте: дети легко анализируют информацию, находят сходства и различия, умеют классифицировать и систематизировать предметы и явления.
Из-за высокого уровня развития произвольного внимания и памяти, речи и мышления, успехи шестилеткок в обучении чтению практически безусловны. К шести годам многие дети уже успешно читают не только предложения, но и тексты, выполняют разнообразные задания со словами и звуками. Даже если в шесть лет только начать учить буквы, ребенок в очень короткие сроки может освоить чтение благодаря высокой организации познавательной деятельности – сформировавшимся предпосылкам логического мышления, богатого словаря, правильного произношения, умения сосредотачивать и переключать внимание, активно формирующемуся осмысленному запоминанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевых возможностей детей раннего возраста в разные сеситивные периоды.
О развитии речевых возможностей детей в разные сенситивные (возрастные) периоды - периоды особой восприимчивости детей к способам, видам деятельности, поведения, и т.д. – вплоть до того, что каж...
Консультация на тему: «Основные задачи работы по чтению художественной литературы детей разного возраста»
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.В раннем возрасте уд...
«Активизация деятельности детей раннего возраста по освоению предметно-развивающей среды»
Современное понимание здоровья - это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для человека, но его качество по...
Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов
Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...
Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»
Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»...
Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст
laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...
Педсовет "Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста". Выступление: "Представление о ЗОЖ у детей разных возрастов". (17.02.2022)
Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по...