Развитие речевых возможностей детей раннего возраста в разные сеситивные периоды.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Юшманова Анна Леонидовна

 

О развитии речевых возможностей детей в разные сенситивные (возрастные) периоды - периоды особой восприимчивости детей к способам, видам деятельности, поведения, и т.д. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей или нет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_vozm-ti_v_raznye_periody.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевых возможностей детей в разные сенситивные (возрастные) периоды.

Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к способам, видам деятельности, поведения, и т.д. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей или нет.

 Взрослые извне не могут повлиять на время возникновения и длительность этих периодов.

Но, по мнению специалистов, любой взрослый может, а точнее обязан:

Знать о существовании таких периодов и об их особенностях.

Наблюдать, замечать какие – либо проявления ребенка.

Предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую среду.

Характеристики сенситивных периодов:

- они универсальны – возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, темпов развития и культурных различий.

-они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

- более или менее медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать  возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне ближайшего развития».

 - этапом наибольшей интенсивности, который наблюдается наиболее просто.

- более или менее медленным спадом интенсивности.

Сенситивный период развития речи:

Период развития речи начинается примерно от 0 до 6 лет.

-  Начинается еще до появления ребенка на свет, когда у мамы возникает потребность разговаривать или петь песенки  своему еще не родившемуся  дитю.

В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:

- ребенок способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором ярко выделяется красная нить – речь.

-  поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого нет, значит, существует проблема со слухом.

-  дети в этот период учатся подражать звукам.

-  в это время они надувают пузыри, что - то выплевывают – это и есть начало тренировки мышц речевого аппарата.

В возрасте до 1 года:

- Ребенок сознательно выговаривает первое слово.

- Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет:

- ребенок начинает выражать свои чувства и желания.

- это прекрасный возраст, когда дети говорят то, что хотят и желают.

Существуют 2 важных принципа:

Первый - связан с запретом на «сюсюканье» взрослого с ребенком. Речь взрослого должна быть грамотной, четкой, ясной.

Второй - связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в билингвистической семье (2-х язычной).

В возрасте от 2 до 2.5 лет 

-происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

В возрасте 2.5 до 3 лет:

- ребенок часто разговаривает сам с собой. Его эгоцентрическая речь – прекрасная возможность и единственная, когда можно услышать в речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Постепенно его монологи становятся внутренними.

В возрасте от 3.5 до 4 лет:

- ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. С помощью своей речи он решает свои проблемы, осознает силу собственной мысли, грамотно выражается и поэтому речь становится понятной окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой активности детей раннего возраста

Сообщение для педагогов,  работающих с детьми ясельной группы....

Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста

Дана система работы  по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....

Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.

Развитие речи детей раннего возраста в соответствии с ФГОС...

Развитие речевой деятельности детей раннего возраста с помощью устного народного творчества у детей от 1,5 до 2 лет.

Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имею...

«Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в разных видах деятельности»

Данное выступление предназначено для воспитателей, работающих с детьми в условиях ДОУ....