Развитие речевых возможностей детей раннего возраста в разные сеситивные периоды.
методическая разработка (младшая группа) по теме
О развитии речевых возможностей детей в разные сенситивные (возрастные) периоды - периоды особой восприимчивости детей к способам, видам деятельности, поведения, и т.д. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей или нет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_vozm-ti_v_raznye_periody.docx | 15.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевых возможностей детей в разные сенситивные (возрастные) периоды.
Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к способам, видам деятельности, поведения, и т.д. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей или нет.
Взрослые извне не могут повлиять на время возникновения и длительность этих периодов.
Но, по мнению специалистов, любой взрослый может, а точнее обязан:
Знать о существовании таких периодов и об их особенностях.
Наблюдать, замечать какие – либо проявления ребенка.
Предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую среду.
Характеристики сенситивных периодов:
- они универсальны – возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, темпов развития и культурных различий.
-они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.
Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:
- более или менее медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне ближайшего развития».
- этапом наибольшей интенсивности, который наблюдается наиболее просто.
- более или менее медленным спадом интенсивности.
Сенситивный период развития речи:
Период развития речи начинается примерно от 0 до 6 лет.
- Начинается еще до появления ребенка на свет, когда у мамы возникает потребность разговаривать или петь песенки своему еще не родившемуся дитю.
В возрасте от 0 до 4.5 месяцев:
- ребенок способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором ярко выделяется красная нить – речь.
- поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого нет, значит, существует проблема со слухом.
- дети в этот период учатся подражать звукам.
- в это время они надувают пузыри, что - то выплевывают – это и есть начало тренировки мышц речевого аппарата.
В возрасте до 1 года:
- Ребенок сознательно выговаривает первое слово.
- Впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.
В возрасте около 1.5 лет:
- ребенок начинает выражать свои чувства и желания.
- это прекрасный возраст, когда дети говорят то, что хотят и желают.
Существуют 2 важных принципа:
Первый - связан с запретом на «сюсюканье» взрослого с ребенком. Речь взрослого должна быть грамотной, четкой, ясной.
Второй - связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в билингвистической семье (2-х язычной).
В возрасте от 2 до 2.5 лет
-происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
В возрасте 2.5 до 3 лет:
- ребенок часто разговаривает сам с собой. Его эгоцентрическая речь – прекрасная возможность и единственная, когда можно услышать в речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Постепенно его монологи становятся внутренними.
В возрасте от 3.5 до 4 лет:
- ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. С помощью своей речи он решает свои проблемы, осознает силу собственной мысли, грамотно выражается и поэтому речь становится понятной окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой активности детей раннего возраста
Сообщение для педагогов, работающих с детьми ясельной группы....
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста
Дана система работы по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....
Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...
Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.
Развитие речи детей раннего возраста в соответствии с ФГОС...
Развитие речевой деятельности детей раннего возраста с помощью устного народного творчества у детей от 1,5 до 2 лет.
Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имею...
«Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в разных видах деятельности»
Данное выступление предназначено для воспитателей, работающих с детьми в условиях ДОУ....