Консультация на тему: «Основные задачи работы по чтению художественной литературы детей разного возраста»
консультация по теме
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.
В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_literatura.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20»
Консультация на тему:
«Основные задачи работы по чтению художественной литературы детей разного возраста»
Подготовила:
Набокова Диана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Майкоп, 2016
Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.
В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.
Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Эти произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат тонкостям родного языка, развивают речь.
Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов.
Через художественное слово, в том числе и через сказки, ребенок с раннего возраста должен получать первые и важные уроки общественной жизни, воспринимать человеческую мудрость через культурные достижения своего народа, знакомиться с образцами образной речи.
Но воспитатели не всегда в полной мере используют сказки для развития речи детей раннего возраста. Актуальность состоит в том, что текст сказки необходимо максимально использовать для развития речи детей раннего возраста.
Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельных занятий. Очень возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не только слушают обращенную к ним речь, но и прислушиваются к речи, непосредственно к ним не обращенной. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения.
На третьем году жизни речь ребенка, являясь средством общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним.
Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.
Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1-3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.
После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам, читает текст или ведет рассказ своими словами. На основе особенностей восприятия выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Младшему дошкольному возрасту характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. В программный перечень произведений для детей третьего года жизни входят народные сказки и потешки.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.
Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз.
Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.
Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка.
Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т.п.), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата.
Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться непосредственно-образовательной деятельностью. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
При использовании литературных произведений решаются следующие задачи:
1. Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.
2. Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигают свои задачи по ознакомлению с художественной литературой. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
В младшей группе ставятся следующие задачи: читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
Средняя группа: помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержания произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Старшая группа: побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. С помощью различных приемов и специально-организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Объяснять основные жанровые особенности сказок, стихотворений, рассказов. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и методику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении по ролям, в инсценировках. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатию и предпочтения.
Подготовительная группа: пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отожествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям, объяснять основные различия между литературными жанрами: сказками, рассказами, стихотворениями.
Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям 4-5 лет"
Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой...
Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"
В материале представлены основные задачи приобщения малышей 2-3 лет к чтению художественной литературы. Дополнением является рекомендованный список литературы....
Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"
Консультация для родителей " Чтение художественной литературы детям раннего возраста"...
Консультация для родителей Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям 4-5 лет.
Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы детям 4-5 лет. Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтоб...
Консультация " Особенности чтения художественной литературы детям дошкольного возраста"
Книга - источник знаний. Всё интересное. поучительное. главное узнаём читая книгу. ......
Консультация для родителей. «Чтение художественной литературы детям раннего возраста».
Консультация для родителей на тему: как важно приобщать детей к художественной литературе....
Консультация для родителей «Чтение художественной литературы детям в возрасте 4-5 лет»
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение....