«Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_detey.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.г.т.Уренгой, 5 мкр. .дом 17,
тел. (34934) 9-18 -54, факс: 9-26-67 E –mail: urengoiskazka@gmail.com
Доклад на РМО педагогов-психологов
п.г.т.Уренгой Пуровского района
«Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Педагог-психолог
МБДОУ «ДС «Сказка»
Овсянникова Н.А.
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями речи.
Необходимо помнить, что важное значение для данной категории детей имеет социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Профессия педагога-психолога приобретает здесь особое значение. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Психологу необходимо иметь достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.
Педагог-психолог оказывает помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОУ, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим коллективом, родителями. Принимает участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов. Данный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы, т.к. для большинства таких детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность
Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ являются: диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
Диагностическое направление. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого -медико - педагогической диагностике. Разработаны специальные диагностические карты, которые позволяют специалисту выяснить характер нарушений у ребенка и разработать тактику работы с ним для всех участников образовательного процесса.
Коррекционно-развивающее направление. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Консультативно-просветительское и профилактическое направления. Работа по данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Просвещение происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда. Работа по данному направлению обеспечивает оказание помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д. Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в индивидуальном порядке. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организует мероприятия, способствующие повышению психологической компетенции родителей, их включению в решение коррекционно-воспитательных задач. На индивидуальных консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к условиям ДОУ).
Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребёнка с ОВЗ и его особыми образовательными потребностями, подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы, психологические гостиные и т.д. Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.
Организационно-методическое направление. Данное направление деятельности педагога - психолога включает в себя: подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, оформление документации. Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сопровождение детей с особыми потребностями – это очень сложный и трудоёмкий процесс и значительная роль здесь отводится педагогу-психологу дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.
В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....
Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...
Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ...