Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
презентация по коррекционной педагогике

Муратова Людмила Григорьевна

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon soprovozhdenie_detey_s_ovz.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Муратова Людмила Григорьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада № 50 Педагог-психолог МБДОУ детского сада № 50 Муратова Людмила Григорьевна

Слайд 2

Актуальность 1 По данным "ЮНЕСКО" два миллиона российских детей имеют особенности физического и психического развития. 2.В России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности. 4. Налицо рост данной категории детей в ДОУ города, края, РФ. 5. Возросла степень тяжести дефектов детей с ОВЗ, большинство нарушений носит сочетанный характер. «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его сверстники, он развит иначе» Л.С. Выготский

Слайд 3

1.Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. 2.Психологическое сопровождение -это движение вместе с изменяющейся личностью, помощь и поддержка. 3 .А.А. Майер утверждает, что сущностной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. 5. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ - это реализация обобщенной трудовой функции «В» Профессионального стандарта педагога-психолога. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ

Слайд 4

Цель : создание психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме ребенка дошкольного возраста с ОВЗ . Задачи 1. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. 2 . Предупреждение возникновения проблем во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, вторичных нарушений развития. 3. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей Цели и задачи психологического сопровождения детей с ОВЗ

Слайд 5

1.Для детей с ОВЗ характерны следующие особенности: - наличие низкой самооценки, повышенного уровня тревожности; - различные проявления агрессии, патологические привычки. -нарушение взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - психологического дискомфорт, проблемы с принятием своего дефекта. 2. Дети с ТНР имеют негативные особенности развития мышления (речь-II сигнальная система ), трудности в проявлении своих чувств, склонность к алекситимии(отсутствие рефлексии, возможности выразить эмоции в речи), аутичных черты личности. 3. Замена термина ОНР на ТНР обусловлена степенью тяжести речевых нарушений современных дошкольников. Профессор Вензель, рассматривая причины такого положения, разделяет их на нецеребральные(периферические, социальные)и церебральные (мышечные, гностические, межполушарные, невротические и т.д) Психологические особенности детей с ОВЗ

Слайд 6

Принципы 1.Системность и последовательность. 2.Индивидуально-дифференцированный подход. 3.Психологическая безопасность. Формы работы 1. Сопровождение-наблюдение. 2.Реализация индивидуального образовательного маршрута или адаптированной образовательной программы ребенка. 3. Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости. Принципы и формы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

Слайд 7

1. Информационно-диагностическая работа. 2.Сопровождение воспитанников в рамках деятельности ПМПк ДОУ. 3.Программное сопровождение. 4.Оказание психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ. 5. Сопровождение межпредметного взаимодействия педагогов, повышение их профессиональной компетентности в области работы с детьми с ОВЗ. 6.Экспертиза образовательных программ и развивающей предметно-пространственной среды( в соответствии с Профессиональным стандартом педагога-психолога) 7. Организационно-методическая работа. Компоненты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Слайд 8

1. Сбор анамнеза детей с ОВЗ (совместно с другими специалистами), 2 . Своевременное ведение листов адаптации; 3. Знакомство с рекомендациями ИПРА, заключением ГМПК или ЦМПК; 4 .Заполнение индивидуальной карты развития (входит в ИОМ); 5 . Психологический мониторинг - проводится с согласия родителей( документ хранится в личном деле ребенка -инвалида у заведующего) ; - используются только валидные психодиагностические методы («Диагностический комплект» Н.Я. Семаго. М.М. Семаго, «Практический материал для психолого-педагогического обследования детей» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик.) 6. Динамическое наблюдение за развитием ребенка с ОВЗ всеми участниками службы сопровождения Информационно-диагностическая работа

Слайд 9

1. Консилиум координирует работу специалистов по выбору стратегий сопровождения детей с ОВЗ. Заседания ПМПк ДОУ проводятся в плановой и внеплановой форме с приглашением родителей или без их участия 2. ПМПк ДОУ осуществляет комплексное обследование ребенка с ОВЗ, разработку ИОМ или АОП, определение объема коррекционной помощи ребенку с ОВЗ на определенный период. Производит подготовку коллегиального заключения на ГМПК или ЦМПК для подведения итогов динамического наблюдения за ребенком и определения дальнейшей образовательной траектории развития. 3. Участие в работе КМПк ДОУ - трудовое действие, обязательное для реализации обобщенной трудовой функции «А»или «В». 4. Правильная оценка потенциальных возможностей ребенка и его особых образовательных потребностей - реализация права детей с ОВЗ на особую заботу и внимание, обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса. Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках деятельности ПМПк ДОУ

Слайд 10

1 . Реализация содержания адаптированной или основной образовательной программы ДО. 2 . Выполнение мероприятий ИОМ воспитанника с ОВЗ: участие ребенка в подгрупповых занятиях в соответствии с рабочей программой педагога — психолога, индивидуальные корреционно-развивающие мероприятия, в соответствии с рекомендациями ИПРА, ( песочная и арттерапия, работа с мандалами, ростовыми Я-куклами, кинезеология, сенсорное развитие, психогимнастика, оказание экстренной помощи при эмоциональных всплесках, проявлении негативизма или немотивированной агрессии); - организация культурных практик во второй половине дня, участие в проектной деятельности возрастных групп совместно с другими специалистами и психопрофилактика возникновения вторичных нарушений. 3. Важной составляющей ИОМ ребенка с ОВЗ является использование ИКТ для диагностики и развития личности. Программное сопровождение

Слайд 16

1. ИКТ значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. 2. Применение цвета, графики, звука, мультипликации позволяют воссоздать реальные предметы или явления, смоделировать жизненные ситуации, что особенно важно для детей с ОВЗ из-за ограниченности их жизненного опыта. 3.Появление информации на экране компьютера является эффективным стимулом познавательной активности детей, мотивации к занятиям с психологом. 4. Каждый ребенок с ОВЗ выполняет задание своего уровня сложности и в своем темпе. 5. Компьютер «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, что создает «ситуацию успеха», способствует формированию рефлексии. 6. В своей работе я использую интерактивное оборудование «Novotouch» с программным обеспечением «Мерсибо», представляющее собой 93 игры для индивидуальной и подгрупповой работы, которые развивают ребенка с ОВЗ в игровой среде, доступно объясняют новые понятия. Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ

Слайд 20

1 . Участие педагога-психолога в общих и групповых родительских собраниях, где в обязательном порядке присутствуют родители детей с ОВЗ: - тематические консультации; - сводные результаты диагностической работы с детьми, анкетирования родителей и пр. - презентация методов , стимулирующих интеллектуальное, личностное развитие детей с ОВЗ. 2 . Индивидуальные консультации, ориентированные на формирование психологической компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ, мобилизацию возможностей семьи и ребенка, снижению уровня гиперопеки. 3. Участие родителей в заседаниях КПМПк ДОУ. 4. Все эти мероприятия также могут быть отражены в ИОМ ребенка с ОВЗ. Таким образом, психолог является посредником между ребёнком и родителем, содействует обеспечению психологической безопасности. Оказание психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ

Слайд 22

1. Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. 2. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. 3. Экспертиза образовательной среды и образовательных программ ДОУ (в каждую рабочую программу педагогов включается раздел по сопровождению детей-инвалидов в соответствии с ИПРА). 4. Формирование позитивной мотивации к работе с данной категорией воспитанников и к самообразованию. 5. 100 % членов педагогического коллектива прошли профессиональную подготовку на курсах повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение межпредметного взаимодействия педагогов.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...

«Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декла...