Проект "Экология начинается с детства"
проект (старшая, подготовительная группа)
экологический проект для детей старшего дошкольного возраста на основе тематических экологических праздников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya_nachinaetsya_s_detstva.docx | 448.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 242 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Познавательно - творческий проект
Тема: «Экология начинается с детства»
Выполнил: Рысинская Ирина Владимировна,
старший воспитатель
с.Талдан Амурская область
2018 год
Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Экология начинается с детства» |
Адресация проекта | Педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям (законным представителям) воспитанников |
Руководитель проекта | Рысинская И.В., старший воспитатель |
Участники проекта | Педагоги Воспитанники Родители (законные представители) воспитанников |
Особенности проекта |
Вид проекта – познавательно – творческий. Количество участников – 90 Продолжительность проекта – долгосрочный (2018-2019 учебный год) |
Цель проекта | Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через создание экологического пространства в детском саду. |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта | Информационно-техническое: - компьютер; - фотоаппарат; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска; - колонки для усиления звука. Информационное обеспечение: - ресурсы интернета; - художественная, познавательная, научно-популярная, энциклопедическая литература; - наглядный и раздаточный материал; - альбомы и тетради для раскрашивания; - аудио и видеоносители информации; - дидактические, компьютерные и другие виды игр; - художественные, документальные, мультипликационные, научно-популярные и другие виды фильмов, их фрагменты и кадры. |
Продукты проекта | Продукты деятельности педагога: - Детский визуализирующий проект «Экология начинается с детства»; - творческие работы детей, посвященные экологии; - создание детского мини центра в группах по Экологии «Юный исследователь»; - разработка и воплощение на участке детского сада экологической тропы; - открытие экологических веранд на детских площадках; - разработка программы по созданию детского клуба «Почемучки» для детей старшего дошкольного возраста; - создание электронной картотеки по экологии для педагогов; - разработка интерактивных плакатов для занятий по экологии с детьми, с использованием цифровых технологий; - проведение геокешинга (изучение родного края с помощью карты, компаса и творческих заданий); - участие во Всероссийских конкурсах по экологии для детей дошкольного возраста. Продукты деятельности воспитанников: - фотоальбомы; - творческие работы. Продукты совместной деятельности педагогов, воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников: - совместный экологический проект «Экология начинается с детства»; - фотовыставка этапов работы детей, педагогов и родителей с проектом; - творческие работы; -дидактический материал «Цветик – семицветик», Заповедный Амурский край», «Всё об Амурском тигре», «Чудо-чаша – озеро Байкал», «Птичье царство». |
Постановка проблемы (обозначение значимости проекта)
«Экология стала громким словом на земле,
громче войны и стихии.
Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенной беды,
никогда прежде не существовавшей перед человечеством».
Распутин Валентин
Человек и природа… На всех континентах, на всех территориях планеты люди живут и выживают в единстве с окружающей их природой. Тесная взаимосвязь человека с природой проявляется во всём: образе жизни, питании, обустройстве быта и культуре.
Люди всех времён и народов уже давно обсуждают эту актуальную тему. Но в наши дни тема экологии обсуждается так остро, потому что угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Вырубаются леса, загрязняются реки, озера, океаны, существует проблема с переработкой бытовых отходов. Экологическая ситуация страны ежегодно только стремительно ухудшается, что очень угрожает человеческому здоровью.
Уже в дошкольном возрасте мы даем знания, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть - забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред человеку, наносит вред и природе.
Тема «Человек и природа» никогда не потеряет своей актуальности. Если мы будем с рождения воспитывать чувство любви к природе у ребёнка, только тогда он станет её защитником.
Актуальность проекта
Одним из направлений детского сада является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проявлением патриотизма у детей является любовь к своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развивать в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания, может стать экологический проект «Экология начинается с детства» по формированию у детей экологической культуры через проектно - тематические недели.
Проектно – тематические недели и занятия в настоящее время очень распространены, как один из основных видов поисково – исследовательской деятельности ребенка. Проектно – тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям больше возможностей для практических действий, экспериментирования, формирования основных навыков и компетенций, развития мыслительных функций. Проект объединяет все 5 образовательных областей и все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. А также используется региональный компонент в образовательном процессе.
Цель проекта: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через создание экологического пространства в детском саду.
Задачи проекта:
- С помощью интерактивных методик обогатить знания детей дошкольного возраста об окружающей природе, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- привить понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь воспитанникам осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на Земле самого человека;
- расширить общий кругозор воспитанников, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь воспитанникам самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Новизна проекта и практическая значимость.
- Создание комплексного проекта в течение учебного года «Экология начинается с детства».
- Открытие детского мини центра в группах по Экологии «Юный исследователь».
- Организация ЭКО – тропы.
- Открытие экологических веранд на детских площадках.
- Разработка программы по созданию детского клуба «Почемучки» для детей старшего дошкольного возраста.
- Создание электронной картотеки по экологии для педагогов.
- Применение ИКТ технологий при разработки интерактивных плакатов для занятий по экологии с детьми.
- Использование в проекте инновационных форм по дошкольному образованию: геокешинг, цифровые технологии, виртуальная реальность, «корзина идей», ИКТ, сторителлинг, клубные дни и др.
- Интеграция 5 образовательных областей в единый проект по экологии.
- Уникальность продуктивной работы детей: выставки детских работ, коллажи, скрапбукинг, скетчбук, фото этапов работы над проектом.
- Авторский дидактический материал по развитию основ экологической культуры «Цветик – семицветик», «Заповедный Амурский край», «Всё об Амурском тигре», «Чудо-чаша – озеро Байкал», «Птичье царство».
Ожидаемые результаты:
- формирование у воспитанников основ экологической культуры;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Анализ условий реализации проекта
Кадровый потенциал | Педагогический коллектив детского сада Родители (законные представители) воспитанников |
Материально-техническое обеспечение | Для обеспечения проекта:
|
Материально-техническая база | Высокоскоростной интернет. Зал, оснащённый мультимедийным проектором. Переносной экран с мультимедийным проектором. Медиатека и библиотека методических материалов. |
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта | ||||
Подготовительный этап Цель: мотивация всех участников образовательного процесса | ||||
Задачи | Способы решения задач | Срок | Ответственные | |
1 | Формирование мотивации | Он –лайн анкетирование всех участников образовательного процесса | Апрель, май 2018г. | Старший воспитатель, Воспитатели |
Обработка данных и уточнение целей и задач проекта | ||||
2 | Подбор методического комплекта | Анализ методических пособий | Старший воспитатель, Воспитатели | |
Подбор видеотеки | ||||
3 | Разработка тематического планирования | Планирование работы | Старший воспитатель, Воспитатели | |
Консультации для педагогов | ||||
4 | Создание рабочих тетрадей «Животный мир Амурского края», «Растительный мир Амурского края» | Планирование работы по разработке рабочих тетрадей | Старший воспитатель, Воспитатели | |
Основной этап Цель: вовлечение воспитанников и родителей (законных представителей) воспитанников в совместную образовательно - познавательную, творческую деятельность | ||||
5 | Вовлечение воспитанников в познавательно – творческую деятельность | Коллективные познавательные, игровые мероприятия | Сентябрь 2018г. – август 2019г. | Старший воспитатель, педагоги |
Творческие мероприятия | ||||
6 | Создание возможностей для познавательно-творческой деятельности | Модернизация предметно-пространственной среды | Старший воспитатель, педагоги | |
Пополнение художественной, познавательной, энциклопедической литературы (создание в группе мини библиотеки по экологии) | ||||
Создание банка медиапродуктов (презентации, видео, демонстрационного материала) | ||||
7 | Повышение родительской компетенции по вопросам экологического развития детей | Ведение консультативной деятельности, - вебинар для родителей по интересным формам экологического просвещения детей | ||
Заключительный этап Цель: рефлексивный анализ, трансляция опыта работы в СМИ | ||||
8 | Подведение итогов | Стимулирование наиболее активных участников проекта | Сентябрь – декабрь 2019г. | Старший воспитатель, педагоги |
Презентация проекта «Экология начинается с детства». | ||||
Подготовка материалов к публикации. | ||||
Открытое мероприятие «Фестиваль природы». |
Планирование экологических праздников, фестивалей, марафонов, КТД
Название мероприятия | Цель и мероприятия | ||
11 января 2017г | Проектная неделя «Мы – жители Земли», посвященная Дню заповедников и национальных парков | Воспитание бережного отношения к заповедникам и национальным паркам, сохранение флоры и фауны.
| |
29 января | Зимняя Спартакиада «Вперед, к Победе», посвященная Всемирному дню снега (Международный день зимних видов спорта) | Приобщение к зимним видам спорта, пропаганда здорового образа жизни.
| |
19 февраля | Проект «Морские животные», посвященные Всемирному дню защиты морских млекопитающих. | Привлечение внимания к вопросам защиты всех морских млекопитающих.
| |
27 февраля | Клубный день, посвященный Международному дню полярного медведя | Проведение клубного дня (по методике Гришаевой) об обитателях северных земель и привлечение внимания к необходимости их охраны.
| |
1 марта | КТД «Братья наши меньшие», посвященное Всемирному дню кошек | Привлечение внимания к пушистым, подвижным, ласковым и очень умным животным.
| |
3 марта | Геокешинг «Путешествие в дикую природу», посвященный Всемирному дню дикой природы | Формирование представлений о многообразии и красоте проявлений дикой фауны и флоры, а также информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью.
| |
21 марта | Исследовательский проект «Земляне», посвященный Всемирному дню Земли. | Цель Всемирного дня Земли – обратить внимание всех людей на то, что наша Земля, несмотря на кажущиеся колоссальные размеры и вроде бы неисчерпаемые ресурсы, на самом деле по меркам Вселенной – маленькое и хрупкое создание. Экосистемы Земли очень уязвимы. И только люди, объединившись, могут спасти планету от экологической катастрофы и гибели.
| |
22 марта | Проект «Вода, вода, кругом вода», посвященный Всемирному дню водных ресурсов | Формирование представлений о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле.
| |
1 апреля | Презентация «корпорации экологов» Международный день птиц | Привлечение внимания к птицам дикой природы и их защите. День приурочен к началу возвращения птиц с их зимовок. Если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа.
| |
19 апреля | День подснежника (с 1984 года) операция «Первоцвет» в России | Расширение знаний дошкольников о первоцветах, формирование бережного отношения к дикорастущим растениям.
| |
3 мая | День Солнца | Информирование дошкольников о том, что для Земли Солнце – мощный источник космической энергии. Оно дает свет и тепло, необходимые для растительного и животного мира, и формирует важнейшие свойства атмосферы Земли.
| |
23 мая | Всемирный день черепахи | Привлечение внимания дошкольников к проблеме гибели большого количества черепах из-за соседства с людьми. Черепаха символизирует мудрость, богатство и долголетие.
| |
5 июня | Открытие детского клуба по экологии. День эколога с 2007 года | Пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды.
| |
21 июня | Цветочный фестиваль. Международный день цветка | Информирование дошкольников о значимости цветов на земле.
| |
28 июня | Международный день дерева | Информирование дошкольников о важной роли деревьев на земле.
| |
23 июля | День китов. Всемирный день китов и дельфинов с 1986 года | Информирование дошкольников к вопросам защиты этих уникальных животных.
| |
29 июля | Международный день тигра | Информирование дошкольников о проблеме исчезновения тигров и способах их защиты.
| |
8 августа | Интерактивная встреча с работником заповедника Международная ночь летучих мышей | Привлечь внимание к проблемам рукокрылых и их охране.
| |
Второе воскресенье сентября | День озера Байкал | Информирование дошкольников о самом глубоком, самом пресном озере в мире. А также об экологических проблемах озера Байкал.
| |
22 сентября | Проект «Путешествие по городам России» Всемирный день без автомобиля | Привлечь внимание к проблеме загрязнения воздуха.
| |
4 октября | Интеллектуальный марафон «Живое, неживое» Всемирный день защиты животных | Привлечь внимание о необходимости защиты окружающей среды, защите животных.
| |
12 ноября | Синичкин день (исконно-русский праздник - День встречи зимующих птиц) | Привлечь внимание к зимующим птицам.
| |
30 ноября | Путешествие в царство домашних животных Всемирный день домашних животных | Умение нести ответственность за прирученных животных, развивать чувства сострадания, милосердия, любви к животным.
| |
11 декабря | Проект «Горные вершины мира» Международный день гор | Привлечь внимание к горным массивам, к их сохранению, сохранению животного и растительного мира в горах.
|
По всем мероприятиям подбирается художественная, познавательная, энциклопедическая литература. Создаются презентации, видеоальбомы, фотоальбомы, лэпбуки. Во время проекта могут вноситься изменения, дополнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все начинается с детства
Воспитание патриотических чувств у дошкольников...
Общение с природой начинается с детства
В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе, о существующих в ней связях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...
Безопасный пешеход начинается с детства
Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....
«Забота о здоровье начинается с детства»
Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....
ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"
Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...
"Безопасный пешеход начинается с детства"
Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....