Отчет воспитателя по самообразованию: « Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа)

Отчет по самообразованию:

 

В 2019 - 2020 учебном году  моя тема по самообразованию :

« Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

 Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.  

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по данному вопросу.

Задачи: - Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет- источники.

             -изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

             -способствовать формированию нравственных ценностей у детей;

             -создать в группе развивающую среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей;

            -выявить эффективные методы и формы работы для духовно-нравственного воспитания детей;

             -развивать интерес у родителей к совместной работе по духовно-нравственному воспитанию детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_otchyot_dudareva_2020.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребёнка – детский сад №12»

Отчет по самообразованию:

« Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

 подготовительная группа №9

 

воспитатель:

Дударева Нина Владимировна,

1КК.

Воронеж

2020

Отчет по самообразованию:

В 2019 - 2020 учебном году  моя тема по самообразованию :

« Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

Актуальность: 

   Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас -  взрослых. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму, так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

   В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.

 По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что у детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания, не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации.

 Для решения данной проблемы я выбрала  сказки, рассказы известных писателей, таких как ОсееваВ, Катаев В., Артюхова Н., Маршак С., которые близки мышлению и представлениям ребёнка. А также беседы «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы»; «Кем быть?»; «Каждая ссора красна примирением» и т.д.

    В процессе нравственного воспитания стоит помогать становлению человека, способного испытывать гуманные чувства, формированию у него этических представлений, навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым. В детском саду педагогам под силу развить у детей умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. При этом педагог сам должен уважительно относиться к каждому ребёнку, создавать атмосферу для эмоционально-позитивного общения дошкольников друг с другом, создавать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, заботы, сочувствия, доброты. Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по данному вопросу.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет- источники.

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-способствовать формированию нравственных ценностей у детей;

-создать в группе развивающую среду, способствующую духовно-нравственному развитию детей;

-выявить эффективные методы и формы работы для духовно-нравственного воспитания детей;

-развивать интерес у родителей к совместной работе по духовно-нравственному воспитанию детей. 

Литература:

1. Голубков, В. О., Кузнецова, А. В., Ушков, М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В. О. Голубков, А. В. Кузнецова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина, Т.М., Степанова, Г.В., Терентьева, Н.П. - М.: УЦ «Перспектива», 2012, 248 с.

3. Занятия, игры, упражнения / под. ред. Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002, с.64

4. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько – М.: Сфера, 2004, 240 с.

5. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 72 с.

6. Микляева, Н.В., Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2006, 144 с.

7. Интернет – ресурсы.

  В своей работе с детьми я старалась использовать сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование.

   Применяла следующие виды деятельности: общественная, патриотическая, учебная, трудовая, деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др.

    В процессе активного участия в разнообразной деятельности у детей развивается понимание (осознание) того, как их необходимо осуществлять, формируются ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества. Практически вся деятельность воспитательной работы была направлена на побуждение сознанию коллектива, организацию общественно-полезной работы – в основе, которой стояло нравственное воспитание, формирование у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.

  Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.

В группе создан «Мини-музей сказки», который знакомит детей с русскими народными сказками и сказками зарубежных писателей,  в группе есть и книжный уголок с рассказами писателей, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры, в группе есть нравственно патриотический уголок.

   Изучение темы начала с подбора литературы: В. Катаев "Цветик семицветик"; В. Осеева «Волшебное слово»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин»; Н.Артюхова «Трудный вечер»; С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; Б.Алмазов «Горбушка»; В.Драгунский «Друг детства»; «Кукушка» ненецкая народная сказка и др.

    В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами, слушать с интересом, внимательно, переживали за героев произведения учить аккуратно и бережно обращаться с книгой.

Также в течение года проводились дидактические .  

  В течение года был проведен ряд бесед, направленных на раскрытие смысла, различны нравственных качеств личности.

 «Добрые дела»; «Вежливая просьба»

 (Цель: раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность», «вежливость»)

«Зайчик, который всем помогал»; «Берегите книгу».

(цель: познакомить детей с таким понятием, как взаимопомощь, бережное отношение к вещам);

 «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы»

 (цель: познакомить детей с культурными традициями России);

  «Урок дружбы»; «Спасибо за правду»

(цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь).

В течение года мы с детьми принимали участие в различных акциях направленных на духовно нравственное воспитание: таких как «Белый цветок»,

«Голубь мира», «Крышка малышка», цель их, показать важность и необходимость в оказании помощи людям.

 В течение года с детьми, проводил беседы, ученик духовной семинарии он беседовал с детьми о добре и зле, о предательстве, о любви к ближнему и т.д.

 В январе я провела праздник «Рождество».

 В декабре в группе был реализован проект «Породному краю весело шагаю».

Теме «Дружба» уделялось большое значение, с детьми проводились беседы, вместе с родителями дети учили пословицы и поговорки о дружбе.(Задание это выполнили все  дети и родители).

  Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям, поэтому с детьми были проведены циклы бесед: «Наша семья» , «Мой папа», «День матери» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали , лепили , делали аппликации.

В январе-феврале были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и совместно с детьми ,выпущена газета посвященная 25 января дню освобождения Воронежа. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества.

  Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.

   В беседах с родителями я заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания,подготовила:

  Консультации для родителей. Тема: «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»; «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа положительных черт характера ребенка»; «Воспитание чтением»

 Проводила  индивидуальные беседы и консультации.

В апреле проведена работа над отчётом о проделанной работе.

В результате проделанной работы :

- дети научились понимать смысл литературных произведений;

- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;

- Улучшилось взаимопонимание с родителями, они принимают участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Отчет по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание детей посредством классической музыки».

Отчет по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание детей посредством классической музыки»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 240» городского округа СамараИНН 6318207777 КПП 631801001Россия, 443063, г. Са...

Папка воспитателя по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы"

Развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению.Способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего ...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...