Образовательная область | «Познавательное развитие» |
Возраст детей, группа | 6 лет, подготовительная к школе группа |
Тип НОД | Познавательно-исследовательская |
Тема НОД | «В поисках электричества…» |
Цель | Формирование компетенций у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о электричестве, его значение в жизни человека. |
Задачи | - Образовательные: расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества; уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится электричество; - Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку; - Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность; вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе, парами. |
Материал | Материал к занятию: Смарт - доска, фрагмент обучающего мультфильма, интерактивная игра, халаты, алгоритмы проведения опытов, таблички с названием лабораторий, клеенки, расчески, шерстяные тряпки, соль, перец, бутылки с соленой водой, стаканчики, цинковые и медные пластины, провода, датчик звука, электронные часы, овощи, фрукты. |
Предполагаемый результат | 1. Уметь внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта. 2. Уметь взаимодействовать со сверстниками при решении проблемных задач в процессе выполнения работы. 3. Уметь делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями. |
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
I. Введение в игровую ситуацию | Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели. | Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Ольга Ивановна. (дети называют свое имя) Воспитатель: Приятно познакомиться. Фрагмент из мультфильма «Фиксики» - Ребята, профессор Гений Евгеньевич сегодня расстроен, он сообщил мне, что Дим Димыч хотел включить телевизор, вставил вилку в розетку, а телевизор не работает. Они долго думали почему, но так и не смогли понять. Воспитатель: Ребята, может, вы догадаетесь, почему не работает телевизор? (Высказывания и предположения детей. Нужно подвести дошкольников к мысли, что не работает розетка, возможно в розетке нет электричества.) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а почему не работает розетка? Дети: Электричество пропало, нет электричества и т.д. | Просматривают фрагмент из мультфильма. В беседе взаимодействуют с педагогом, отвечают на вопросы. | Интерес к познавательной деятельности
| Организация детей, введение в ситуацию. |
II.Актуализация знаний | Актуализировать знания и умения детей, тренировать мыслительные операции. Обобщить и закрепить знание детей о пространственных отношениях. | Воспитатель: Совершенно верно! Ребята, а что такое электричество? Ответы детей. Воспитатель: Электричество – это особый вид энергии, дающий жизнь домашнему очагу, работу фабрикам, магазинам, больницам, детским садам. Мы используем электрическую энергию для освещения домов, приготовление пищи, для сохранения свежими продуктами, для работы бытовой техники. Воспитатель: А хотите помочь Дим Димычу отыскать электричество? Может оно не только в розетке живёт! Ответы детей. Для этого необходимо отправимся в научную лабораторию известного ученого Гения Евгеньевича за помощью. Как вы думаете, как же нам попасть в лабораторию? (предположения детей). Воспитатель: Я знаю волшебный способ: возьмёмся за руки, закроем глаза и посчитаем до 10. Открываем глаза. Вот мы и оказались в секретной лаборатории Гения Евгеньевича. Так как мы оказались в научной лаборатории, мы с вами стали помощниками профессора, нам необходимо одеть халаты и вспомнить правила поведения в лаборатории. (Схема, перечислить правила) | Участвуют в диалоге, высказывают предположения. Отвечают на вопросы. | Умение делать вывод и его аргументировать
| Ответы, предположения детей |
III. Затруднение в ситуации | Создать проблемную ситуацию, фиксация затруднения. Развивать у детей внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки.
| Воспитатель: Перед нами отдел «Физической лаборатории». (Дети подходят к первому столу с табличкой «Физическая лаборатория». На столе тарелки с солью и перцем и расчёски по количеству детей). Воспитатель: Смотрите, ребята, здесь какие-то тарелки, а в них, кажется, соль с перцем перемешаны. И расчёски зачем-то? Ребята, Гений Евгеньевич считает, что мы сможем найти, где находиться электричество! Воспитатель: Сможете найти? Дети: (предполагаемые ответы детей) Воспитатель: Посмотрите, профессор оставил нам подсказку – Алгоритм проведения опыта. (Если затрудняются - думаю нужно отделить соль от перца) Дети: Ребята предлагают натереть расчёски и пронести над тарелкой, чтобы частички перца притягивались за счет накопленного на расчёске статического электричества. Дети натирают пластиковые расчёски о ткань и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Воспитатель: А вы знаете почему перец прилипает, а не соль? Дети: ответы детей. Воспитатель: Я вам открою секрет - перец легче соли. Когда вы натирали расчёски о шерстяную ткань, вы создаёте на расчёске заряд «статического электричества». Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы. За счёт разницы заряда предметы заряжаются электрической энергией. И они начинают притягивать другие предметы. Воспитатель: Ребята, получилось у вас найти электричество? Дети: ответы детей. Воспитатель: Вы справились с этим заданием. Пройдемте в следующую лабораторию. | Выполняют действия, «пробное», опираясь на то новое знание, которое только предстоит «открыть», которого у него еще нет. | Целеполагание, планирование, выбор способа деятельности, коммуникативные умения. | Наблюдение в процессе за деятельностью детей |
IV. Открытие нового знания или способа действий | Создать условия для открытия новых знаний и способов решения проблемы. | Воспитатель: - Перед нами «Химическая лаборатория». Посмотрите, что у нас на столе? (Дети перечисляют). Гений Евгеньевич считает, что мы и тут сможете понять где, есть электричество! Если возникнут затруднения, то перед вами алгоритм проведения опыта. (дети выполняют задание). Воспитатель: Ребята, вы отыскали здесь электричество? Дети: ответы детей. Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Работа в этой лаборатории подошла к концу. Теперь перейдем в «Фруктовую лабораторию». Посмотрите, что у нас на столе? Дети: ответы Когда вы выполните опыт, то поймете, где в этой лаборатории живет электричество. (Проводятся эксперименты в лаборатории с яблоком, лимоном, апельсином, мандарином, картошкой. Ребята по очереди проводят эксперименты, вставляя электроды в предложенные предметы и растворы, с помощью датчиков цифровой лаборатории обнаруживают, что через них идёт электрический ток). Воспитатель: Как вы определили, что в фруктах находится электрическая энергия? Дети: На экране часов появились цифры. Воспитатель: - Ребята, мы побывали в трех лабораториях и узнали где находится электричество. | Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления в затруднениях
| Усвоение общего способа действий. | Наблюдение и за процессом деятельности и помощь в затруднениях |
V. Введение новых знаний в систему знаний | Закреплять новые знания и способы их применения. | Воспитатель: Ребята, смотрите, как много разных предметов, в которых живёт электричество! А может нам розетки совсем не нужны? Может подключим телевизор, ну, например, к лимону или картошке? (Дети приходят к мысли, что телевизор от фруктов, соленой воды, статического электричества работать не будет, в них недостаточно энергии). Воспитатель: Ребята, а где живёт много электричества? (На электростанции.) А как оно попадает к нам в дома? (По проводам.) Так почему же у Дим Димыча не работает розетка? Дети: Провода оборвались. Или розетка сломалась. Или электростанция не работает! Воспитатель: А что же нам делать? Как их отремонтировать? Не знаете? Хотите узнать? Видео ролик! Мультфильм фиксики. Дети: Мы не можем самостоятельно сделать ремонт, так как опасно. Есть правила, одно из них – не лезть в розетки. Воспитатель: Всё верно, ребята! Дидактическая игра «Четвертый лишний» |
| Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта. |
|
VI Осмысление (рефлексия) |
Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности |
| Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. Для этого надо взяться за руки, закрыть глаза и посчитать от 10 до 1. Вот вернулись в детский сад. Ребята мы побывали в трех лабораториях, помогли Дим Димычу отыскать электричество? Что было сложно? Что узнали нового об электричестве? (Электричество живёт во многих предметах, но его очень мало) А с кем бы вы хотели поделиться новой информацией? Смогли мы узнать почему не работает и Что нужно сделать Дим Димычу, чтобы телевизор снова стал работать? (вызвать электрика, чтобы он отремонтировал розетку) Воспитатель: - На этом наша работа подошла к концу. Спасибо вам большое. Мне было приятно с вами работать! | Подведение итогов работы на занятии, достижение детской цели. | Самооценка | Ответы детей. |