Педагогическая программа по поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста "Что? Зачем? Почему?"
рабочая программа
В программе «Что? Зачем? Почему?» даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. В программе раскрывается система организации работы в разных возрастных группах, предлагается перспективное планирование работы в различных формах организации детской деятельности: на занятиях, через наблюдения, целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материла, исследовательская деятельность, опыты, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, чтение художественной литературы, просмотр презентаций. Выстроена система взаимодействия в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sayt.docx | 209.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ д/с №486 г. Новосибирска
Педагогическая программа
по поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста,
из части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняющих содержание образовательной области «Познавательное развитие»
«Что? Зачем? Почему?».
Автор:
воспитатель
Ретинская М.А.
Новосибирск
Содержание
Паспорт программы | 3 |
Пояснительная записка | 5 |
Актуальность | 6 |
Объем и срок освоения программы | 6 |
Цели и задачи программы | 7 |
Особенности организации и режим образовательного процесса | 8 |
Принципы организации деятельности | 8 |
Формы, методы и приемы организации деятельности | 10 |
Алгоритм организации детского экспериментирования. | 11 |
Содержание программы | 11 |
Планируемые результаты и методы их оценивания | 12 |
Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка | 13 |
Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности | 14 |
Список литературы | 16 |
Приложение 1 | 17 |
Календарно-тематическое планирование. Средняя группа | 17 |
Календарно-тематическое планирование. Старшая группа | 24 |
Календарно-тематическое планирование. Подготовительная группа | 30 |
Приложение 2 | 37 |
Часть 1. « Диагностическая карта формирования навыков экспериментирования» | 37 |
Часть 2 «Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» | 38 |
Приложение 3 | 42 |
Виды и формы работы с семьей | 42 |
Паспорт программы
Наименование программы | «Что? Зачем? Почему?» |
Автор программы | Ретинская Мария Александровна |
Цель программы | Развитие поисково –исследовательской деятельности в процессе экспериментирования. |
Задачи программы | 1.Изучение теоретических аспектов данного вопроса; 2.Создание дидактической подборки материалов по детскому экспериментированию (картотека опытов, медиатека презентаций); 3.Подбор материалов и оборудования для Центра экспериментирования; 4.Создание методического комплекса по поисково-экспериментальной деятельности (конспекты организованной образовательной деятельности, банк детских проектов); 5.Педагогическое просвещение родителей по развитию познавательного интереса через поисково-экспериментальную деятельность; 6.Реализация комплекса работы по поисково-экспериментальной деятельности (проведение бесед, наблюдений, опытов, ООД с воспитанниками, родителями, а также анализ проведенной работы). |
Краткое содержание программы | В программе «Что? Зачем? Почему?» даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. В программе раскрывается система организации работы в разных возрастных группах, предлагается перспективное планирование работы в различных формах организации детской деятельности: на занятиях, через наблюдения, целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материла, исследовательская деятельность, опыты, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, чтение художественной литературы, просмотр презентаций. Выстроена система взаимодействия в работе с родителями. |
Ожидаемый результат | Воспитанник:
|
Срок реализации программы | Продолжительность реализации программы – 3 года. |
Пояснительная записка
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила».
А. Эйнштейн.
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов - обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Детское экспериментирование – это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:
-недостаточной теоретической проработанностью вопроса;
-нехваткой методической литературы.
Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».
С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа естественнонаучной направленности «Что? Зачем? Почему?».
Актуальность.
На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательного интереса - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Ральф У. Эмерсон писал: «Самое лучшее открытие- то, которое ребенок делает сам». Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее.
С целью исследования предпочитаемого детьми вида деятельности, выявления места детского экспериментирования (исследовательской деятельности) в предпочтениях детей был проведен мониторинга (Прохорова Л. «Выбор деятельности»). Результаты показали, что дошкольники проявляют устойчивый интерес к экспериментальной деятельности. Полученные данные свидетельствует о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Анализ результатов изучения познавательного развития и детского экспериментирования показал необходимость активизации работы в данном направлении.
Объем и срок освоения программы
Продолжительность реализации программы – 3 года. Занятия проводятся 4 раза в месяц, во второй половине дня. Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. В учебном году будет проведено 28 часов. Сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей. Также помимо основных часов программа предусматривает совместную работу с семьями воспитанников. Родители участвуют предварительной подготовке детей к занятию – просмотр познавательных видеофильмов, беседы; чтение детской научно – познавательной литературы; создают мини – лаборатории для детей в домашних условиях.
Цели и задачи программы.
Цель:
Создание системы работы по поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
Задачи программы:
1.Изучение теоретических аспектов данного вопроса;
2.Создание дидактической подборки материалов по детскому экспериментированию (картотека опытов, медиатека презентаций);
3.Подбор материалов и оборудования для центра экспериментирования;
4.Создание методического комплекса по поисково-экспериментальной деятельности (конспекты организованной образовательной деятельности, банк детских проектов);
5.Педагогическое просвещение родителей по развитию познавательного интереса через поисково-экспериментальную деятельность;
6.Реализация комплекса работы по поисково-экспериментальной деятельности (проведение бесед, наблюдений, опытов, ООД с воспитанниками, родителями, а также анализ проведенной работы).
Распределение задач по возрастам:
Средняя группа:
- Продолжать формировать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
- Формировать умение пользоваться приборами - помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
- Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
- Воспитывать самостоятельность, умение работать поэтапно, анализировать и сравнивать результаты опыта, эксперимента.
Старшая группа:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки.
- Формировать умение пользоваться приборами- помощниками,
- оборудованием для детского экспериментирования.
- Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
- Воспитывать самостоятельность.
Подготовительная к школе группа:
- Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями науки (физика, химия, география и биология).
- Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила личной безопасности.
- Самостоятельно пользоваться приборами- помощниками, оборудованием для детского экспериментирования.
- Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы (графики, рисунки, схемы).
- Развивать представления об основных физических свойствах и явлениях.
- Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение доводить начатое дело до конца.
Особенности организации и режим образовательного процесса.
Занятия кружка организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома). Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Нагрузка, режим занятий соответствуют возрастным возможностям детей, требованиям СанПиН. Продолжительность одного занятия от 15 до 30 минут в соответствии с возрастом детей.
Принципы организации деятельности
Принцип научности:
- Подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
- построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
- комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
- организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Формы, методы и приемы организации деятельности
Экспериментальная деятельность с дошкольниками может быть организована в трех основных направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.
«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
В своей работе я опираюсь на основные приемы и методы в педагогике.
- эвристические беседы, дискуссии;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- «намеренная ошибка»;
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности для последующего повторения и закрепления;
- «погружение» в краски.
- просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
- использование художественного слова;
- дидактические игры,
- обучающие и творчески развивающие ситуации
Алгоритм организации детского экспериментирования
Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.
Предлагает различные варианты ее решения.
Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
Применяет выводы к новым данным.
Делает обобщения.
Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Содержание программы
Программа разработана в соответствии с:
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);
-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ МОиН РФ от 29 августа 2013г.№ 1008.
Программа предусматривает:
- проведение организованной образовательной деятельности согласно нормам СанПиН 2.4.1.3049 -13 через интеграцию образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, изготовление поделок для закрепления пройденного материала.
(см. календарно-тематическое планирование ООД, приложение 1)
- проведение образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
- проведение самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты и методы их оценивания.
Планируемые результаты
4-5 лет (средняя группа):
- Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.
- С помощью воспитателя выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения.
5-6 лет (старшая группа)
- Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач.
- В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
- Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.
6-7 лет (подготовительная группа)
- Повышается познавательная активность детей. Дети умеют высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирают способ решения познавательной задачи.
- Повышается способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения. Дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.
Методы оценивания результатов
Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста разработали индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования. Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной А.И. Ивановой. Она позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
(см. диагностическая карта формирования навыков экспериментирования, показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, приложение 2)
Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.
Специально организованная деятельность по детскому экспериментированию способствует формированию основ культурного познания ими окружающего мира, становлению целостной картины мира. Активная позиция родителей в процесс развития и формирования познавательной активности детей посредством опытно – экспериментальной деятельности способствует дальнейшей успешной социализации детей в обществе. Для повышения компетенции родителей в вопросах экспериментальной, опытной, исследовательской деятельности детей, необходимо проводить на базе ДОУ:
Консультации, расширяющие представления родителей о значении опытно – экспериментальной деятельности детей в ДОУ; о правильной и безопасной организации домашней мини – лаборатории.
Вовлечение родителей к обогащению лаборатории в ДОУ экспонатами.
Организация детских фотовыставок и видеоотчетов, создающих положительный настрой на взаимодействие.
Основные принципы работы с родителями:
- принцип открытости ДОУ для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);
- принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.
( см. виды и формы работы с семьей, приложение 3)
Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.
Важными условиями развития исследовательской деятельности дошкольников и деятельности экспериментирования является развивающая предметно-пространственная среда.
Исследовательский центр в своем наполнении предполагает наличие различных материалов для проведения элементарных опытов и экспериментирования, приборы и оборудование, условные символы и модели, алгоритмы, технические средства, достаточное количество справочной литературы для детей по разным отраслям знаний и многое другое стимулирующее познавательный интерес ребенка.
Содержание детского исследовательского центра зависит от возрастного состава группы и индивидуальных особенностей детей.
Примерное содержание центра экспериментирования:
-модели и схемы опытов, карточки фиксации результатов,
-различный природный материал (камни песок, земля, глина, перь, пух,кора, листья, веточки и т.д),
-приборы помощники (песочные часы, увеличительное стекло, безмен, мерные ложки, магниты, микоскоп, компас,гири, секундомер, условные мерки и т.д.),
-технические материалы (гайки, винты, болтики, гвозди),
-неоформленный материал (паролон, мех, пробки, ткань, проволока, катушки и т.д.),
-разные виды бумаги, красители, медицинские материалы для проведения опытов(колбы, пробирки воронки марля, вата и т.д
.-дополнительные материалы (контейнеры, халаты, фартуки, аудио, видеозаписи, фотоматериалы, тематические альбомы и др.)
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа « От рождения до школы»
2. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. –М.1999
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М,: ТЦ Сфера, 2002.
4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006
5. Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера,2007.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004
7. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012
8. Нищева Н.В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры: - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2015.
9. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
10. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
11. Шапиро А.И. Научные развлечения с простыми вещами. – СПб.: Речь, 2010
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование. Средняя группа.
Тема ООД | Программное содержание | Оборудование | Предварительна я работа | Словарная работа | Интеграция образовательных областей | |
Октябрь | ||||||
1 «Волшебная водица» | Закрепить с детьми свойства воды: прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в который налита. | две непрозрачные банки (одна с водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, таз с водой поднос, предметные картинки, воронка, резиновая перчатка, надувной шарик, целлофановый пакет, узкий высокий стакан. | Игры с водой, рассматривание иллюстраций. | прозрачность | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |
2. Делаем мыльные пузыри | Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку. | мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или от мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы, клеенки. | Сравнение дождевой воды с водопроводной, с водой из лужи | Пузыри, растягивается | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | |
3 «Домики для камешков» | Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям использование камней в игровых целях | различные по форме , цвету, размеру камни, коробка с формой под камень, картинки-схемы, мешочек, схема обследования камней. | подвижные игры «Найди свой цвет» | Гладкий, шероховатый | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
4 «Можно ли менять форму камня и глины?» | Закрепить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить; выявить свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) | дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. | Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, плакатов. | влажная, мягкая, вязкая, сухой, твердый | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
Ноябрь | |||||
1 «Где вода?» | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | лупы, вода в стакане, глина, песок. | Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы с детьми. | Впитывает, сыпучий, рыхлый | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
2 «Вес» | Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала, размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Познакомить с весами. Понять зависимость веса от материала. | предметы одного материала разных размеров: мячи, матрешки, машины, чудесный мешочек, предметы одинаковой формы и размера из разного материала: дерева, металла, поролона, пластмассы, емкость с песком. | Рассматривание иллюстраций, раскрашивание рисунков, беседы | Вес, материал | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
3 «Путешествие в прошлое бумаги» | Познакомить детей с историей бумаги и ее современными видами. | камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современная бумага. | Рассматривание картинок, альбомов. | бумага | «Познавательное развитие» «Речевое развитие |
4 Волшебное сито» | Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность | различные сита, ведерочко, миски, крупы: манная, гречневая или рисовая. | рассматривание круп | Сито, названия круп | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Декабрь | |||||
1 «На чем полетят человечки?» | Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. | резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи. | Рассматривание иллюстраций, беседы с детьми, просмотр мультфильмов. | Материал, резина, ткань | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
2 «Почему дерево плавает?» | Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования. | образцы дерева, других материалов, металлические и деревянные ложки, спички или палочки, емкости с водой. | Дидактическая игра «Из чего сделан предмет» | деревянный | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
3 «Приключение карандаша» | Систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева; развивать логическое мышление, познавательную активность. | карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток. Емкость с водой, картинки леса, реки, костра, карандаши. | Показ презентации «Чудо дерево» | свойства | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
4 «Разноцветные шарики» | Путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой | палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением, фланелеграф, модели – цветные круги и половинки кругов (соответствующие цветам красок) | Игра «Найди по цвету» | Оттенок, оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
Январь | |||||
1 «Волшебный луч», «Тень» | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение источников света; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; познакомить с образованием тени от предметов. | картинки с изображением источников света: солнца, луны, звезд, месяца светлячка, костра, лампы, фонари разной мощности, настольная лампа, свеча. | Художественное слово «Солнца луч, в моем окне» | Тень, луч | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
2 «Что отражается в зеркале?» | Познакомить с понятием отражение, найти предметы, способные отражать | зеркала, сковорода, фольга, металлические ложки. | Рассматривание зеркала, просмотр мультфильма | Отражение, отражать | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
3 «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная. | емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | Наблюдение на прогулке как замерзает вода | Замерзать, жидкий и твердый | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
4 «В мире стекла» | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы. | небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка | Чтение рассказа «Стеклышко», рассматривание картинок | прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
Февраль | |||||
1 «В мире пластмассы» | Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы: гладкая, легкая, цветная; развивать любознательность. | пластмассовые предметы, игрушки, стакан из пластмассы, палочки для выявления звука пластмассы. | Игры с пластмассовыми игрушками. Игра «Угадай из чего сделан» | гладкая, легкая, цветная, пластмасс | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
2 «Взаимодействи е воды и снега» | Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. | мерные емкости с водой разной температуры снег, тарелочки, совочки | Наблюдение на прогулке за снегом. Чтение художественной литературы | прозрачность, текучесть – хрупкость твердость | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
3 «Где спрятался воздух?» | Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой. | Пробирки, стаканчик с крышкой | Беседа, рассказ о воздухе | Легкий, прозрачный | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
4 «Что растворяется в воде?» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. | мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки. | Показ презентации «Растворимые вещества» | Растворимый, нерастворимы й | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
Март | |||||
1 «Упрямые предметы» | Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией. | игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты. | Чтение литературы, беседы, рассматривание иллюстраций. | упрямый | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
2 «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?» | Выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега. | емкости с водой и снегом | Рассматривание иллюстраций, беседы | Тает, сезон | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
3 «Посадим фасоль» | Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); учить следовать схеме, развивать трудовые навыки, речь, способствовать развитию познавательной активности. | клеенки, семена фасоли, емкость с водой, горшки с землей, лопаточки, схема посадки, семена других растений (горох, редис, свекла) | Беседа, вопросы, наглядность, игровые приемы, художественное слово - загадки, стихи | лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
4 «Такая разная ткань» | Познакомить детей с разными видами ткани, ее свойствами: качеством, структурой, взаимодействием с водой, солнцем; применением. | разные виды ткани (расцветка, структура), нитки, ножницы, таз с водой, карандаши, иллюстрации одежды. | Рассматривание ткани, картинок | ткань | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
Апрель | |||||
1 «Тепло- холодно». | Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растение. | ветка сирени или березы, ваза с водой. | Наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветке, помещенной в группу | Тепло, холод | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
2 «Вещество. Материалы» «Курочка Ряба» | Закрепить с детьми свойства и качества металла, учить сравнивать по качествам стекло и металл. | сказка «Курочка Ряба», металлические предметы, емкость с водой, стеклянные предметы. | Просмотр мультика «Курочка Ряба», рассматривание стекла и металла | Стекло, металл | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» |
3 «Незнайкин клад» | Закреплять знание детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы (резины, пластмассы, стекла, металла) | различные предметы, сделанные из резины, пластмассы, стекла, металла | Игра «Чудесный мешочек» | резина, пластмасс, стекло, металл | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
4 «Испарение воды» | познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры. | блюдце, вода, мокрая ткань | Наблюдение за капелькой воды, чтение художественной литературы, загадки | Испарение, высыхание, температура | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
Календарно-тематическое планирование. Старшая группа
Тема ООД | Программное содержание | Оборудование | Предварительна я работа | Словарная работа | Интеграция образовательных областей | ||||||||||||
Октябрь | |||||||||||||||||
1 Песок | Дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать. | Песок, вода, лопатки, палочки | Игры с песком в центре воды и песка | Сыпучий, сырой, сухой | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
2 Разноцветный песок | Познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой, из чего состоит, где использую | Разноцветный песок | Рассматривание картинок | разноцветный | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
3 Почва | Дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок, глина, земля). Водопроницаемость песка и глины. | Песок, глина , земля | Игры с песком, рассматривание почвы, Худ слово, загадки | водопроницае мость | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
4 Ландшафт | Дать детям понять, что такое ландшафт?( лес, озеро, горы, пустыня, степи, овраги) Использовать макеты, показать, как изображается на карте. | Макет ландшафта (изготовленный родителями), карта | Показ презентации «Ландшафт» | ландшафт | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
Ноябрь | |||||||||||||||||
1 Магнит | Познакомить детей со свойствами магнита (притягивает железо), может двигать небольшие предметы | Магнит, железные предметы | Рассматривание магнита, игры с магнитом, | притяжение | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
2 Металл | Дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает | Металлические предметы, горячая вода | Рассматривание иллюстраций, беседы | нагревается | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
3 Камень | познакомить детей с видами камней, где его добывают, что из него делают. | Камни | Показ презентации «Добыча камней» | добывать | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
4 Интересное о камне | дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет | Камни, горячая вода | Игры с камнем, наблюдения на прогулке | каменный | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||||
1 Дерево | Познакомить детей с поделками из дерева, где их используют, как называют рабочих, обрабатывающих дерево | Поделки из дерева Деревянные предметы | Показ презентации «Обработка древесины», игры, беседы, наблюдение на прогулке за деревьями | обработанное | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
2 Чудо- дерево | Дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее? | Деревянные предметы, вода в сосуде, металлические предметы, горячая вода, деревянная ложка | Беседы, рассматривание иллюстраций | Тонет, нагревается | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
3 Земной шар | Познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим. | Карта, глобус, | Показ презентации «Наш мир», отгадывание загадок | Атмосфера, материк | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
4 Климатические зоны Земли | Познакомить с климатическими зонами Земли: на севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные. | Презентация «Климат Земли» | Чтение худ. Литературы, беседы, лепка животных | Климат | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
Январь | |||||||||||||||||
1 Снег | Дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха) | Снег | Наблюдение на прогулке за снегом, отгадывание загадок | Сыпучий, температура воздуха | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
2 Волшебство снега | Дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед) | Снег, лед | Рассматривание картинок, игры со снегом | Рыхлый, утрамбованны й | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
3 Стекляшки | Познакомить с производством стекла, где его используют, как обращаться со стеклом | Стеклянные предметы | Показ презентации «Пошаговое изготовление стекла», беседы о правилах безопасности | стеклозавод | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
4 Стеклянные причуды | Дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным | Цветные стеклянные предметы | Рассматривание иллюстраций, стеклянных предметов | Прозрачный, хрупкий | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||||
1 Резина. Опыты с резиной. | Из чего производят резину, что из неё делают, где используют. Дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая. В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему? | Резина, шарик, вода | Рассматривание иллюстраций, плакатов, видеофильма, дидактические игры по правилам, загадки | Резиновый, эластичный | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
2 Пластмасса | Познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют. | Пластмассовые предметы | Показ презентации «Изготовление пластмассы. Пластмассовые изделия». Игры с пластмассовыми игрушками. | Пластмасс, пластмассовы й | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
3 Зеркала | Дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)? | Зеркало | Показ презентации «Самое интересное о зеркалах», рассматривание картинок кривых зеркал. | Зеркальный | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
4 Интересное о парафине | Дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки. | Свеча, ложка, зажигалка | Загадки, чтение художественной литературы | Парафин | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
Март | |||||||||||||||||
1Экскурсия по экологической тропе | Закрепить у детей представления о весенних изменениях в природе (день удлинятся, ночь укорачивается, солнце ярче пригревает, снег стал рыхлым, темным, появились сосульки, оттепели, лужи); развивать наблюдательность, коммуникативные способности. | Изображения ранней весны | Наблюдения на прогулках за погодой, рассматривание иллюстраций | Укорачиваетс я, удлиняется (день), весенняя капель | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
2 Куда делся снеговик | Знакомить детей с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой. Помочь детям понять, как солнце влияет на снег, поведение птиц, настроение людей; развивать наблюдательность, коммуникативные особенности детей. | Презентация «Весенние явления» | Наблюдение на прогулке за снегом, чтение художественной литературы | таяние | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
3 Воробьиный день | Знакомить детей с поведением птиц весной; расширять знания детей о птицах, их повадках; формировать представления о птицах, как живых организмов, которым присуще все признаки живого (движение, питание, дыхание); развивать интерес к жизни птиц в природе; воспитывать заботливое отношение к птицам. | Презентация «Пернатые» | Наблюдение на прогулке за птицей, беседы, рассматривание картинок, игры | Повадки, пернатые | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
4Увидел скворца – знай: Весна у крыльца. | Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (грачи, скворцы, журавли), прилет, добывание ими корма, постройка гнезда, выведение и выкармливание птенцов, забота о них; развивать интерес к жизни птиц в природе, воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам. | Фотографии птиц: грач, скворец, журавль. Искусственное гнездо | Презентация «Перелетные птицы», | Перелетные | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
Апрель | |||||||||||||||||
1 Учим Незнайку фасоль сажать | Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян; Научить узнавать семена фасоли; закрепить знания об условиях, необходимых для роста фасоли: ( земля, вода, свет, тепло); учить сажать проросшую фасоль: сделать углубление, правильно вложить фасоль, присыпать землей, полить из лейки с ситечком; | Семя фасоли, лейка, сито, горшочек с землей | Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций | проросший | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
2 Мать - и – мачеха | Формировать представление детей о первоцветах; познакомить детей с одним из первых первоцветов «Мать – и – мачеха»; уточнить из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения; закрепить знания детей, что это растение является лекарственным; | Цветочек мать и мачеха | Показ презентации «Лекарственные растения», рассматривание альбома «Цветы лекари» | Лекарственны е растения, первоцветы, размножение | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||||
3 Бабочка - капустница | Познакомить детей с общими признаками насекомых, на примере бабочки – капустницы; расширять представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, развивать понимание взаимосвязи в жизни насекомых и растений, приспособлении друг к другу; воспитывать уважение и бережное отношение к бабочкам. | Бабочка | Загадки, рассматривание иллюстраций, рисование бабочек | насекомые | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||||
4 Ветер , ветер, ты могуч | Знакомить детей с явлениями неживой природы, с различной силой ветра, показывая роль ветра в жизни природы и человека. Привлекать детей к экспериментальной деятельности. Воспитывать в детях желание наблюдать, делать выводы, рассуждать. | Флажок из материала | Худ. Слово, рассматривание иллюстраций, игры | Неживая природа, ветрено | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
Календарно-тематическое планирование. Подготовительная группа
Тема ООД | Программное содержание | Оборудование | Предварительная работа | Словарная работа | Интеграция образовательных областей | ||||||||||
Октябрь | |||||||||||||||
1 Песок, его свойства. Песочные часы. | Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Познакомить с песочными часами | стакан с песком, водой лист бумаги ложечки лупы песочные часы. | Чтение литературы, Рисование картин песком | Свойство, структура, песочные часы | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
2 Глина, ее структура и цвет | Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины. | образцы почвы в железной баночке | Лепка из глины | Почва, структура, глина | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||
3 Почва. Разновидности почвы. | Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений | стакан с водой палочка влажные бумажные салфетки почва | Посадка растений в почву | Рост, развитие растения | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
4 Значение почвы | Расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека. | Почва, сосуд с водой | Показ презентации «Все интересное о земле», беседы | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | |||||||||||
Ноябрь
| |||||||||||||||
1 Путешествие по глобусу. | Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах. | Глобус | Рассматривание картинок с изображением земли, рисование планеты, показ презентации «Наша земля» | Глобус, рост, развитие | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
2 Свойства воды. | Расширить знания о различных состояниях воды | Схема с изображением круговорота воды в природе | Игры с водой, художественное слово | Вода, лед, пар | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||
3 О различных агрегатных состояниях воды. | Познакомить детей с круговоротом воды в природе. | Иллюстрации, изображающие использование воды человеком | Показ презентации «Круговорот воды в природе» | Круговорот воды в природе | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
4 Круговорот воды в природе. | Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру. | Оборудование для проведения опытов | Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносились в таблицу при помощи знаков «+» и «-» | Загрязнение | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
Декабрь | |||||||||||||||
1 Почему идет снег? | Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. | Образцы снежинок | Наблюдение за снегом, изготовление снежинок из салфеток, пословицы | испарение | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
2 Выявление механизма образования облаков | Познакомить детей с механизмом образования облаков | Пульверизатор Термос с горячей водой | Наблюдение за облаками, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок | Облако, облачно | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||
3 Выявление механизма образования инея | Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом | репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей с разными природными явлениями | Художественное слово стихотворение «Иней» | иней | «Речевое развитие» «Художественно- | ||||||||||
4 Магнит и его свойства. | Познакомить детей с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. | магниты различных размеров | Презентация «История магнита» Рассматривание картинок, игра «Магниты и металлы» | Магнит, притяжение | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
Январь | |||||||||||||||
1 Магнитные свойства Земли | Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. | предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги, стеклянная баночка | Презентация «Магнитные свойства Земли, рисование планеты | Глобус, медь, аллюминий | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
2 Компас. | Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Развитие способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. | Глобус, энциклопедия « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса. компас, различные предметы. Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта | Рассматривание изображения компаса, лепка из пластилина | Северный полюс, южный полюс, компас, горизонт | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||
3 Волшебница соль | Уточнить знания детей о свойствах соли. | Соль, баночка с водой | Игры «Готовим обед», рассматривание соли. Беседа о соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности | растворимый | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
4 Выращивание кристаллов соли | Познакомить с видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение) | увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли (каменная, поваренная, морская, крупного и мелкого помола) | Выращивание кристалликов соли, рассматривание иллюстраций | каменная, поваренна морская | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
я, | |||||||||||||||
Февраль | |||||||||||||||
1 Способы добычи соли. | Развивать навыки экспериментирования. | стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца. | Эксперимент с сырым яйцом и варенным в соли, показ презентации «Добыча соли» | добыча | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||
2 Вселенная. Звезды. Луна | Дать знания детям о Вселенной, Развивать познавательную активность | Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд Фотографии космонавтов | Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой | Вселенная | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
3 Планета Земля – наш общий дом. | Дать представление о месте Земли в космическом пространстве. объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли | Глобус, изображения планет | Презентация «Наша планета», рисование Земли | Вращение земли | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
4 Солнце – источник тепла и света. | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве | Макет Солнечной системы | Наблюдение за солнцем, рассматривание картинок, загадки | Солнечная система, космическое пространство | «Социально- коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
Март | |||||||||||||||
1 Наш мини огород. Способы размножения растений | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений | Горшочки, грядки в коробках, семена, фотографии отростков | Создание мини-огорода, рассматривание иллюстраций «огород» | выращивание | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
2 Посадка лука. | учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся | Луковицы, земля посуда, вода | Лепка овощей, отгадывание загадок, чтение художественной литературы «Чиполлино» | Изменение в росте | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||
3 Посев семян помидоров для выращивания рассады. | учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. | Семена помидор Миски с увлажненной просеянной землей Лейка Палочки | Зарисовки наблюдений (роста семени) | Посев, выращивание | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
4 Черенкование комнатных растений. | Дать детям представления о том для чего нужно черенкование растений | Фикус в горшке, палочки | Презентация «Кто живет на окне», загадки о растениях | черенкование | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
Апрель | |||||||||||||||
1 Как органы человека помогают друг другу? | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. | Шарф, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. | Рассматривание иллюстраций | Органы человека | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | ||||||||||
2 Зачем человеку руки? | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой. | Чтение художественной литературы | значение | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
3 Разведчики | Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | Зеркала. | Чтение художественной литературы | Разведчик, изображение | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» | ||||||||||
4 Звезды светят постоянно | Показать, что звезды светят постоянно. | Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик. | Наблюдения за звездами, загадки | звездный | «Познавательное развитие» «Речевое развитие» |
Приложение 2 Часть 1. « Диагностическая карта формирования навыков экспериментирования»
№ | Ф. И. ребенка | Умение видеть и выделять проблему | Умение принимать и ставить цель | Умение решать проблемы и проявляет познавательный интерес | Умение анализировать объект или явление | Умение выделять существенные признаки и связи | Умение делать выводы | Итог | ||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||
1 | ||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 |
Вывод:
Начало года : Уровень сформирован _____детей____%, уровень находится в стадии становления ____ детей ___%, уровень не сформирован ____ детей ___%
Конец года: Уровень сформирован _____детей____%, уровень находится в стадии становления ____ детей ___%, уровень не сформирован ____ детей ___%
Часть 2. «Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью»
Средняя группа( 4- 5 лет)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Сформирован | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые пытается искать попытки формулировать задачу опыта непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе воспитателем, а отмечает затем под непосредственным контролем | Выполняет инструкции, содержащие простейшие 2-3 одночленные поручения одновременно. Начинает е самостоятельно выполнять Простейшие с зарисовки Находит и а отмечает затем под различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. | Хорошо понимает причинно- следственные связи . |
Находится в стадии становления | Проявляет любопытство, задаёт первые опыта. вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий. | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять одночленные инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие цепочки причинно- следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента. |
Не сформирован | Желание что – то сделать выражают словами. | Произносят сделать фразу: «Я хочу сделать то –то». | Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. | Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребенка к наблюдаемому объекту. | Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Старшая группа ( 5-6 лет).
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Сформирован | Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно. | Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. | Принимает активное участие в проведении опыта, прогнозирует результат. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. | Выполняет опыт под контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов. | При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей |
Находится в стадии становления | Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. | Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. | Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под контролем. | Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. | Хорошо понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. |
Не сформирован | Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. | Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий | При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» | К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. | Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого. |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Сформирован | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Находится в стадии становления | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для эксперимента, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Не сформирован | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей. | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. |
Приложение 3 Виды и формы работы с семьей
Срок проведения | Виды и форма работы |
В течение реализации программы | Родительское собрание «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Что такое эксперимент? Познавательное развитие воспитанников через экспериментирование» |
Круглый стол с участием родителей, наблюдательного совета ДОУ | |
Анкетирование «Детское экспериментирование дома», «Влияние экспериментирования на познавательную активность» | |
Консультация «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности», «Как научить ребенка исследовать» | |
Информационный стенд «Детское экспериментирование в домашних условиях» | |
Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей» | |
Фотовыставка «Мы экспериментируем» | |
Выставка литературы | |
Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани», «Бумажная страна». | |
Изготовление совместных поделок детей и родителей из бросового материала и бумаги «Фантазируем и экспериментируем вместе» | |
Справочное бюро для родителей «Спрашивали, отвечаем!» | |
Мастер-класс «Мыльные пузыри», «Бумажное искусство - Квиллинг» | |
Совместное с родителями ООД «Круговорот воды», « «Академия опытов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «поисково-исследовательской деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...
Педагогический проект: "Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"
Вид проекта: информационно - исследовательский. Продолжительность проекта: сентябрь - май. Возраст детей 6 - 7 лет. Цель проекта: Развить творческую, познавательно - исследовательскую акт...
Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»
В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"...
Педагогические технологии в проектной деятельности детей дошкольного возраста
В статье кратко описан опыт работы педагогов МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска по соединению в проектной деятельности технологии сюжетосложения, метода проектов и изобразительной...
«Игровые педагогические технологии в образовательной деятельности детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО»
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога. В данном материале рассматриваются главные це...
Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...