Педагогические технологии в проектной деятельности детей дошкольного возраста
статья (старшая группа)
В статье кратко описан опыт работы педагогов МДОУ «ЦРР – д/с № 6» г. Магнитогорска по соединению в проектной деятельности технологии сюжетосложения, метода проектов и изобразительной деятельности посредством графического редактора «Paint».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost1.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Минсадыкова Г.Ш., старший воспитатель
Тангина Ольга Петровна, воспитатель,
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребёнка – детский
сад № 6» г. Магнитогорска
Педагогические технологии в проектной деятельности
детей дошкольного возраста
Проектная деятельность – это целенаправленное взаимодействие между ребёнком и взрослым, в результате которого создаются благоприятные условия, как для развития, так и для саморазвития ребёнка.
Сегодня обществом востребованы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, отличающиеся творческим подходом к решению больших и малых проблем. Ценятся и такие качества, как умения работать в команде, договариваться, доводить дело до конца, проявлять инициативу, защищать свою точку зрения. Продуктивность проектной деятельности, как формы образовательного процесса, в том и заключается, что позволяет сформировать личностные качества, творческие и умственные способности комплексно.
Проектная деятельность реализуется через метод проектов, под которым понимается технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Технология проектирования нашла широкое применение и в дошкольных учреждениях. Вместе с тем, проблемы организации проектной деятельности волнуют сегодня педагогов детских садов, ведь речь не может идти о самостоятельности ребёнка в выявлении проблем, в силу отсутствия определённого учебного и социального опыта. Кроме того, дошкольники хоть и являются величайшими экспериментаторами по своей природе, учебное исследование отличается от спонтанной поисковой активности ребёнка. Применительно к дошкольникам, скорее мы можем говорить о технологии организации самостоятельной деятельности воспитанников, по решению поставленной совместно с взрослым проблемной ситуации, завершающейся созданием творческого продукта.
Использование технологии проектирования ведет к изменению позиции педагога, который из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, творческой деятельности своих воспитанников. Более того, внедрение метода проектов в практическую деятельность подразумевает наличие у самого педагога проектировочных умений. Технология проектирования хороша не только тем, что её можно использовать в работе с детьми по разным образовательным областям, но и тем, что в реализацию проекта можно включать различные методики и технологии.
Рассмотрим возможности включения в единый проект технологий сюжетосложения Н.Михайленко, Н. Коротковой и изобразительной деятельности посредством графического редактора «Paint».
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это "сочинение" действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы, сказки, истории словесно. Таким образом, старший дошкольный возраст определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц. Основанием же для использования технологии сюжетосложения в развитии речевого творчества дошкольников служит то, что сам процесс сюжетосложения – это построение в речевом плане новых цепей событий воображаемого мира, интересного и привлекательного.
Дошкольники ещё не могут самостоятельно развёртывать речевую игру-фантазирование, но взрослый может обеспечить основу для неё, используя определённый алгоритм активизирующего общения в процессе совместного придумывания. Технология Н.Михайленко, Н. Коротковой предполагает развитие игр-придумываний с постепенным усложнением: частичное изменение уже известных детям волшебных сказок, придумывание совершенно новых сюжетов сказок фантастических историй и сказок, придумывание реалистичных историй.
Соответственно в сказках выделены следующие структурные составляющие: 1) желание иметь какой-то объект (или отыскать пропавший); 2) встреча с «дарителем» (обладателем) волшебного средства; 3) волшебное средство или волшебный помощник; 4) противник; 5) испытание; 6) победа и награда. В основе преобразования сказок лежит изменение этих структур, при сохранении общей смысловой канвы событий. Конечным продуктом являются коллективные произведения.
Говоря об основаниях для включения в проектную деятельность информационных компьютерных технологий, мы имеем в виду трансдьюсерные, вычислительные, комбинаторные, графические и моделирующие возможности современной цифровой техники. Использование этих возможностей в качестве средства творческого развития обучаемого позволяет:
- повышать мотивацию, что приводит к мобилизации мысленной деятельности ребёнка;
- менять мотивацию ребёнка, которая может быть как недостаточна, так и избыточна;
- обеспечить дальнейшее развитие каждому, так как способности, обретённые конкретным ребёнком, служат базой для формирования индивидуальной зоны ближайшего развития следующего этапа;
- обеспечить условия для оптимального оформления результатов проектной деятельности и дальнейшей презентации;
- усилить обратные связи. Ведь достигнутые результаты, оформленные с помощью информационно-компьютерных технологий, обладают аттрактивностью, что служит причиной повышения мотивации на следующем этапе развития способностей.
Графический редактор «Paint» является наиболее доступным для освоения в дошкольном возрасте, который позволяет ребёнку не только овладеть основными приёмами компьютерной графики, но и создать элементарный творческий рисунок на определённую тему.
Кратко остановимся на включении описанных технологий в проект «Уральские сказки», который был реализован в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №6» города Магнитогорска. Несколько лет в учреждении функционирует кружок «Умка», в котором дети старшего дошкольного возраста осваивают основы компьютерной грамотности, знакомятся с доступными компьютерными технологиями. Актуальность внедрения метода проектов была обусловлена необходимостью внедрения таких форм и методов работы, которые бы позволили повысить мотивацию, активизировать творчество детей в процессе освоения инструментов графического редактора «Paint».
Для взрослых конечной целью реализации проекта «Уральские сказки» стала активизация художественно-речевого творчества старших дошкольников на основе интерактивных методов в процессе знакомства с этнокультурой Урала.
Задачи:
- Развивать у детей творческие способности: речевые (сочинить сказку, используя алгоритм сюжетосложения), изобразительные (иллюстрировать сказку средствами элементарной компьютерной графики), эмоционально-выразительные (озвучить своё произведение).
- Закреплять навыки работы в графическом редакторе «Рaint».
- Расширять и обогащать знания детей о родном крае, о традициях разных народов, проживающих на Южном Урале (современные и старинные традиции, обряды, особенности национального костюма, сказки, легенды и т.п.)
- Познакомить детей со структурой сказки, рассказа: завязка, действие, кульминация, развязка.
- Развивать коммуникативные способности старших дошкольников, умение согласовывать замыслы в процессе коллективной, творческой деятельности.
- Формировать патриотизм, любовь и уважение к истории, традициям своей малой Родины.
- Формировать позитивное отношение к окружающей действительности, к взрослому миру, уверенность в добром и светлом будущем своём и своей страны.
Реализация проекта включала несколько этапов, которые своими целевыми, технологическими и содержательными аспектами дополняли друг друга.
Прежде всего, были определены необходимые организационные условия, в частности, временные, информационные, материально-технические и педагогические ресурсы. Рациональное использование ресурсов позволило:
- оптимально сочетать формы совместной и самостоятельной деятельности: в небольших подгруппах по 6-7 детей (совместное придумывание) и индивидуальную работу на компьютере;
- объединить формы основного и дополнительного образования учреждения для реализации задач в рамках единой темы;
- создать информационный банк проекта (подборка литературы, дидактических, подвижных, познавательных, сюжетно-ролевых игр, соответствующих тематике проекта, электронные ресурсы);
- организовать взаимодействие руководителя кружка, воспитателя, специалистов детского сада, включить в проектную деятельность родителей;
- спланировать направления совместной деятельности за пределами учреждения.
На вводном этапе дети в совместной деятельности с педагогами и родителями знакомились со сказками разных стран, обсуждали их, рисовали карандашами, гуашью, раскрашивали раскраски по мотивам знакомых сказок. Вместе с педагогом дети пришли к выводу, что в мире много сказок. Все они интересные, а вот про родной город мало сказок. Были поставлены проблемы: придумать сказки про то, как появилась река Урал, комбинат и проиллюстрировать их. Таким образом, целью проекта для детей стало сочинение сказки о родном городе и создание на этой основе элементарной мультипликация.
Немаловажное значение в реализации проекта сыграло прикосновение детей к этнокультуре народов ближнего окружения. Освоение ребенком культуры - это не воспроизведение богатства по некому заранее данному шаблону, а процесс активного использования, преобразования этого богатства. Предварительная работа включала ознакомление детей с многообразием и богатством культуры народов Урала:
- знакомство с русскими былинами, уральскими сказами, стихами об Урале,
- знакомство с особенностями быта, культуры коренных народов Южного Урала – татар, башкир (особенности костюма, национальной кухни, народные традиции, народные сказы и былины),
- знакомство с традиционным русским и казачьим костюмом, старинными обычаями, народными праздниками, национальной кухней,
- знакомство с историей русской национальной игрушки.
Для целостного восприятия объектов проблемы, дети также познакомились также с историей, традициями, достопримечательными местами, творчеством писателей и поэтов родного города Магнитогорска. Для этого использовались разнообразные формы работы:
- просмотры слайд-шоу, мультфильмов, эпизодов документальных фильмов с последующим обсуждением.
- встречи с реальными носителями культурных традиций русского, украинского, башкирского народов, уральского казачества;
- экскурсии в музеи, центры национальных культур народов Южного Урала, на металлургический комбинат, по городу;
- чтение сказок, былин, сказов;
- подготовка и участие в литературных вечерах, фольклорных праздниках;
- совместная деятельность с родителями: чтение книг, обсуждение семейных традиций, просмотр фотоальбомов;
- слушание национальных фольклорных мелодий русского, украинского, башкирского народов, уральского казачества в традиционной и современной манерах;
- беседы о событиях современности и далёкого прошлого, обмен эмоциональным, семейным и иным опытом детей друг с другом;
- мастерские по изготовлению продуктов детского творчества «Куклы – замотанки»;
- создание музея «Куклы наших бабушек»;
С учетом того, что старшие дошкольники до начала реализации проекта уже обладали определёнными навыками работы с графическим редактором «Paint» и алгоритмом сюжетосложения, специфика включения этих технологий в проектную деятельность заключалась в том, что они являлись средствами решения поставленных проблем на этапе практической реализации замысла проекта.
Технология сюжетосложения используется педагогами учреждения давно, игры-фантазии проводятся в совместной деятельности во второй половине дня. В процессе совместного придумывания новой сказки на определённую тему, многое зависит от умения педагога вести свободную беседу. Важно моментально сориентироваться в предложенных выдумках, согласовать замыслы детей-собеседников, а затем включить в беседу такую реплику или вопрос, которые бы оптимально продолжали процесс сочинения. Цепочка вопросов педагога направлена на демонстрацию возможностей придумывания в разных направлениях: в круге действующих лиц, в характерах героев, в событиях, во времени, в пространстве. В активизирующее общение педагоги включают и другие средства по развитию продуктивного воображения, объединяя их темой сказки: игры ТРИЗ: «Общее отличие», «Вперед – назад», «Что изменяется»; пластические этюды под музыку; проблемы; игры на развитие творческого воображения «Трудно себе представить».
Самостоятельная работа детей заключалась в выполнении творческой задачи – иллюстрирование сказки при помощи инструментом графического редактора «Paint. В компьютерном классе за каждым ребёнком закреплён персональный компьютер, на рабочем столе которого сформированы его индивидуальные папки, куда помещаются графические работы. Таким образом, ребята имели достаточное время, чтобы поработать над своим рисунком, внести в него коррективы. В результате каждый ребёнок получил индивидуальный творческий продукт, что обеспечило состояние успешности в данном виде деятельности.
Рисунки разных детей, собранные в коллективную подробную иллюстрацию сказки, были педагогами преобразованы в мультипликацию. Таким образом, технология сюжетосложения позволила подгруппам детей стать сценаристами уникальных произведений – сказок «Как появилась река Урал», «Как победили дракона». Владение элементарными навыками работы в графическом редакторе «Paint» позволило каждому ребёнку по-своему проиллюстрировать эти продукты коллективного творчества, попробовать себя в роли режиссера – систематизировать рисунки в элементарную мультипликацию, актёра – озвучить сказку.
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пос. для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. 1995. № 6. С. 39-48.
- Киселева Л.С., Данилова Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2006.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Метод. пос. М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
- Скоролупова О.А., Федина Н.В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. №8. С. 6-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»
СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....
Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста.
Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста....
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ»
Педагогическая технология«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам трудовой деятельности в ходе реализации проектов»...
Академия Здоровья «Современные педагогические технологии физического развития детей дошкольного возраста»
Основные формы работы по формированию здорового образа жизни с детьми младшего возраста...
Использование современных педагогических технологий в развитии детей дошкольного возраста
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без перехода на активное использование технологий, ориентированных на личность ребёнка, на раз...
«Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста
laquo;Проектная деятельность как педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей. «Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного возраста».
Данная консультация поможет педагогам разобраться, что такое интегративное обучение детей дошкольного возраста....