В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poiskovo-issleovatelskaya_deyatelnost2018g.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ»
Актуальность темы:
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все делает сам.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Одним из таких видов является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н., Усовой А.П., говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.
Дети по своей природе – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать. Самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В наиболее полном, развернутом виде исследовательское (познавательное) обучение предполагает следующее:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагает возможные решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы в соответствии с результатами проверки;
• применяет выводы к новым данным;
• делает обобщения;
• учится выслушивать мнение сверстников и взрослых;
• учится высказывать свои мысли вслух вместе со сверстниками.
В связи с этим с целью: изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в средней группе провели диагностику используя методику «Сахар» Людмилы Николаевны Прохоровой.
Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (предоставления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.
Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»
Вопросы:
-Кто взял сахар?
-Куда делся сахар?
Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар)?».
Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс-диагностики фиксируются в таблице. (см. приложение).
Результаты показали:
| количество | % |
Правильный ответ |
|
|
Способ проверки |
|
|
Нет ответа |
|
|
Можно выделить три группы детей по уровню сформированности детского экспериментирования.
В первую группу вошло 2 детей что составляет …%. Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво.
Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Формируют в речи достигнут или нет результат. Делают выводы.
Во второй группе относятся … детей – это …%. В большинстве случаев. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложение с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие в беседе. Может сформулировать выводы по наводящим вопросам.
И в третьей группе … детей – это ..%. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в беседе только с подачи взрослого, не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.
Причины низкого уровня овладения детьми среднего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
- Познавательный интерес не устойчивый.
- Не всегда дети видят проблему.
- Малоактивны в выдвижении идей.
- Стремление к самостоятельности не выражено.
- Пользуются доказательствами с помощью взрослого.
По результатам обследования был разработан проект на тему: «Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ»
Цель:
- Развивать познавательные способности и коммуникативные навыки посредством опятно-экспериментальной деятельности
Задачи:
Обучающие: Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
Создание условий для исследовательской активности детей;
Развивающие: Развивать собственный познавательный опыт;
Развитие коммуникативных навыков;
Воспитательные: Вызвать желание у детей к поисковой деятельности
Методы обеспечения:
Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты;
Случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты;
Проведение опытов (практических);
Беседы (конструктивные);
Просмотр видео и медиа материалов;
Подбор детской и научной литературы.
Содержание работы | Срок выполнения | Результаты |
Работа с воспитателями: Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит» Просмотр занятия на РМО «Свойства света» Итоговое занятие «Воздух вокруг нас» | ||
В теч. года | Выпустить памятку общих правил исследовательского обучения. См. приложение
| |
Работа с родителями: Консультации: -«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Тематические фотовыставки: - «Вот оно, какое мое лето» -«Моя семья в лесу» -«Моя семья на даче» - «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
| В теч. года | Папка-передвижка «Познавательный мотив» См. приложение |
Формы работы:
- НОД
- Беседы
- Дидактические игры и развивающие упражнения
- Сюжетно-ролевые игры
- Эксперименты\ и опыты
- Использование мультимедиа, видео-слайдов
- Фотосессии
- Картотека опытов
Формы работы с родителями:
- Родительские встречи
- Привлечение к подготовке и проведению: Праздников, развлечений
- Оформление наглядности
Картотека:
- Опыты
- Организация тематических выставок совместного с детьми творчества
- Анкетирование
Анкета для родителей:
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да. То как часто?
4. Принимаете ли вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает каких-либо результатов делится ли он с вами своим открытием?
Слайд-шоу «В мире камней»
Презентации: «Путешествие в страну камней-самоцветов», «Царица-водица»
«Путешествие капельки воды».
Опыты: «Наливаем – выливаем», «Закрасим воду» «Превращение воды в лед» «Тонет – не тонет» и т.д.
Фильтрование воды. Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. (Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.)
«Удивительный магнит»
Поисково-познавательная деятельность с элементами экспериментирования для детей шести-семи лет.
Тема: «Удивительный магнит
Цель: формирование представлений о магните и его свойстве притягивать предметы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями;
- формировать умение опытным путём выявлять материалы, которые могут стать магнетическими.
Развивающие:
- развивать способность вести целенаправленную деятельность и фиксировать её результаты;
- расширять средства познания и естественно-научный опыт, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны предметы;
- развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать желание помочь.
Материалы:
- магниты по количеству детей;
- металлические предметы;
- неметаллические предметы;
- гречневая крупа;
- вода;
- карандаши;
- рабочие листы.
Предварительная работа:
Чтение сказок «По щучьему велению», «Золушка», «Мороз Иванович».
Ход занятия:
Помещение оборудовано под лабораторию. В оформлении атрибуты науки. Дети заходят в лабораторию, их встречает человек в чёрной мантии и шапке – четырёхуголке.
Воспитатель: Здравствуйте, вот и помощники для моих научных исследований. Вы откуда? Как сюда попали?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сказочные герои обратились ко мне за помощью. Вот Емеля(появляется на экране) у него перестало действовать заклинание щуки. Вёдра носить тяжело. Я долго думала и сделала одно открытие. Вы согласны мне помочь? Я научилась передвигать предметы, не прикасаясь к ним (показывает).
На столе двигаются ведёрки.
Воспитатель: Подумайте, как я это делаю?
Дети отвечают, предлагают варианты ответов.
Воспитатель: В ведёрках лежали магниты, и их притягивал другой магнит, поэтому вёдра двигались.
Вывод: магниты притягиваются друг к другу.
Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит
Много секретов в себе он хранит
Один секрет мы разгадали: магниты притягиваются. Может ли Емеле пригодится наше открытие?
Дети отвечают.
Воспитатель: Если магнит такой сильный, что притягивает другой магнит, то может быть, он притянет и более лёгкие предметы из других материалов?
Проведём эксперимент.
Важное дело эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент!
Проводится эксперимент: у каждого ребёнка набор из предметов, сделанных из железа, дерева, пластмассы, бумаги, стекла.
Воспитатель: Самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Разделите предметы на две группы.
Дети работают (без магнита). У каждого тарелка с предметами из различных материалов.
Воспитатель: Почему вы так разделили свои предметы?
Дети объясняют.
Воспитатель: а теперь возьмите свои магниты и проверьте правильность своего выбора.
Воспитатель: Результаты занесите в рабочие листы, проведите стрелки от магнита к тем предметам, которые он притягивает. Мы пошлём результаты наших исследований Емеле вместе с магнитом, что бы он знал о свойствах этого чудо - предмета.
Дети заполняют рабочие листы. Вкладывают в конверт вместе с магнитом.
Воспитатель: Ещё ко мне обратилась Золушка (появляется на экране). Мачеха опять задала ей много работы. Посмотрите, что Золушка мне прислала.
Воспитатель показывает гречневую крупу, перемешанную с шурупами и гайками.
Воспитатель: Как помочь отделить гречневую крупу от металлических предметов?
Дети предлагают варианты. Затем отделяют шурупы и гайки с помощью магнитов.
Воспитатель: Спасибо. Пошлём Золушке чистую гречневую крупу и магнит, возможно, он пригодится ей ещё.
Воспитатель: Знаете ли вы сказку «Мороз Иванович»? Как звали главных героев сказки? Что случилось с Рукодельницей в этой сказке?
Дети отвечают.
Воспитатель: Как могла бы достать Рукодельница своё ведёрко из колодца?
Дети предполагают.
Воспитатель: Будет ли магнит действовать в воде? Мы учёные, чтобы не гадать проведём эксперимент. Попробуем из воды достать различные вещи, с помощью магнита.
Дети из пластиковых ёмкостей удочкой с магнитом достают металлические предметы.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Мешает ли магниту вода?
Дети отвечают.
Воспитатель: Оказывается очень полезная вещь этот магнит. Как вы думаете, может ли он пригодится Рукодельнице?
Дети: может.
Воспитатель: Ну что, ребята. Вы оказались достойными помощниками. О чём вы узнали в моей лаборатории? Как мы узнали о свойствах магнита? Что мы для этого делали? Для чего мы это делали?
За вашу помощь, любознательность, целеустремлённость я принимаю вас в клуб«Любознайка». У каждого члена нашего клуба, должен быть знак отличия(показывает). Вам нужно сделать так, чтобы он удерживался на каком-то металлическом предмете. Что нужно сделать?
Дети предполагают.
Воспитатель: Нужно приклеить к значку магнит.
Дети работают.
Воспитатель: Поздравляю вас, вы приняты в клуб «Любознайка». Нам пора прощаться. Вас ждут новые открытия. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, ...
Доклад «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Доклад к педсовету «Детское экспериментирование – как основа ...
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников"
В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников"...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Применение игровых педагогических технологий в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
В методической разработке дано понятие - педагогические игровые технологии. Описаны типы исследований, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Раскрыты ...
Презентация для педагогов ДОУ «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа».
Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...
Мастер-класс для педагогов на тему: “Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа”
Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...