В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Галунова Анжелика Яковлевна

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Поисково - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с применением ИКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poiskovo-issleovatelskaya_deyatelnost2018g.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста  с применением ИКТ»

Актуальность темы:

                                                                              Китайская пословица гласит:

                                                                              «Расскажи - и я забуду,

                                                                                покажи – и я запомню,

                                                                               дай попробовать – и я пойму»

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все делает сам.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Одним из таких видов является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н., Усовой А.П., говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию.

Дети по своей природе – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать. Самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское (познавательное) обучение предполагает следующее:

• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагает возможные решения;

• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

• делает выводы в соответствии с результатами проверки;

• применяет выводы к новым данным;

• делает обобщения;

• учится выслушивать мнение сверстников и взрослых;

• учится высказывать свои мысли вслух вместе со сверстниками.

         В связи с этим с целью: изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в средней группе провели диагностику используя методику «Сахар» Людмилы Николаевны Прохоровой.

Цель: выявить умение детей анализировать объект или явление, выделить существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (предоставления о свойствах веществ растворяться в воде и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

Детям предлагается следующая ситуация: «Один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила туда два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар из чашки и съесть его. Однако в чашке сахара не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел мой сахар?»

Вопросы:

-Кто взял сахар?

-Куда делся сахар?

Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить (был ли сахар)?».

Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты экспресс-диагностики фиксируются в таблице. (см. приложение).

Результаты показали:

 

количество

%

Правильный ответ

 

 

Способ проверки

 

 

Нет ответа

 

 

Можно выделить  три группы детей по уровню сформированности детского экспериментирования.

В первую группу вошло 2 детей что составляет …%. Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво.

Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Формируют в речи достигнут или нет результат. Делают выводы.

Во второй группе относятся  … детей – это …%. В большинстве случаев. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложение с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие в беседе. Может сформулировать выводы по наводящим вопросам.

И в третьей группе … детей – это ..%. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в беседе только с подачи взрослого, не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.

Причины низкого уровня овладения детьми среднего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

  • Познавательный интерес не устойчивый.
  • Не всегда дети видят проблему.
  • Малоактивны в выдвижении идей.
  • Стремление к самостоятельности не выражено.
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

По результатам обследования был разработан проект на тему: «Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста  с применением ИКТ»

Цель:

- Развивать познавательные способности и коммуникативные навыки посредством опятно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Обучающие: Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Создание условий для исследовательской активности детей;

 Развивающие: Развивать собственный познавательный опыт;

Развитие коммуникативных навыков;

Воспитательные: Вызвать желание у детей к поисковой деятельности

Методы обеспечения:

Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты;

Случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты;

Проведение опытов (практических);

Беседы (конструктивные);

Просмотр видео и медиа материалов;

Подбор детской  и научной литературы.

 

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

 Работа с воспитателями:

Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»

Просмотр занятия на РМО «Свойства света»

Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

В теч. года

Выпустить памятку общих правил исследовательского обучения.

См. приложение

 

Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

- «Вот оно, какое мое лето»

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

 

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

 

 

В теч. года

Папка-передвижка «Познавательный мотив»

См. приложение

 

 

Формы работы:

  • НОД
  • Беседы
  • Дидактические игры и развивающие упражнения
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Эксперименты\ и опыты
  • Использование мультимедиа, видео-слайдов
  • Фотосессии
  • Картотека опытов

 Формы работы с родителями:

  • Родительские встречи
  • Привлечение к подготовке и проведению: Праздников, развлечений
  • Оформление наглядности

 Картотека:

  • Опыты
  • Организация тематических выставок совместного с детьми творчества
  • Анкетирование

 Анкета для родителей:

1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да. То как часто?

4. Принимаете ли вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?

Если да, то какое?

5. Если ребенок достигает каких-либо результатов делится ли он с вами своим открытием?

 

 

Слайд-шоу «В мире камней»  

Презентации: «Путешествие в страну камней-самоцветов», «Царица-водица»

«Путешествие капельки воды».

Опыты:  «Наливаем – выливаем», «Закрасим воду» «Превращение воды в лед» «Тонет – не тонет» и т.д.

Фильтрование воды. Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. (Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.)

«Удивительный магнит»

Поисково-познавательная деятельность с элементами экспериментирования для детей шести-семи лет.

Тема: «Удивительный магнит

Цель: формирование представлений о магните и его свойстве притягивать предметы.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями;

- формировать умение опытным путём выявлять материалы, которые могут стать магнетическими.

Развивающие:

- развивать способность вести целенаправленную деятельность и фиксировать её результаты;

- расширять средства познания и естественно-научный опыт, связанный с познанием свойств материалов, из которых сделаны предметы;

- развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать желание помочь.

Материалы:

- магниты по количеству детей;

- металлические предметы;

- неметаллические предметы;

- гречневая крупа;

- вода;

- карандаши;

- рабочие листы.

Предварительная работа:

Чтение сказок «По щучьему велению»«Золушка»«Мороз Иванович».

Ход занятия:

Помещение оборудовано под лабораторию. В оформлении атрибуты науки. Дети заходят в лабораторию, их встречает человек в чёрной мантии и шапке – четырёхуголке.

Воспитатель: Здравствуйте, вот и помощники для моих научных исследований. Вы откуда? Как сюда попали?

Дети отвечают.

Воспитатель: Сказочные герои обратились ко мне за помощью. Вот Емеля(появляется на экране) у него перестало действовать заклинание щуки. Вёдра носить тяжело. Я долго думала и сделала одно открытие. Вы согласны мне помочь? Я научилась передвигать предметы, не прикасаясь к ним (показывает).

На столе двигаются ведёрки.

Воспитатель: Подумайте, как я это делаю?

Дети отвечают, предлагают варианты ответов.

Воспитатель: В ведёрках лежали магниты, и их притягивал другой магнит, поэтому вёдра двигались. 

Вывод: магниты притягиваются друг к другу.

Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит

Много секретов в себе он хранит

Один секрет мы разгадали: магниты притягиваются. Может ли Емеле пригодится наше открытие?

Дети отвечают.

Воспитатель: Если магнит такой сильный, что притягивает другой магнит, то может быть, он притянет и более лёгкие предметы из других материалов?

Проведём эксперимент.

Важное дело эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент!

Проводится эксперимент: у каждого ребёнка набор из предметов, сделанных из железа, дерева, пластмассы, бумаги, стекла.

Воспитатель: Самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Разделите предметы на две группы.

Дети работают (без магнита). У каждого тарелка с предметами из различных материалов.

Воспитатель: Почему вы так разделили свои предметы?

Дети объясняют.

Воспитатель: а теперь возьмите свои магниты и проверьте правильность своего выбора.

Воспитатель: Результаты занесите в рабочие листы, проведите стрелки от магнита к тем предметам, которые он притягивает. Мы пошлём результаты наших исследований Емеле вместе с магнитом, что бы он знал о свойствах этого чудо - предмета.

Дети заполняют рабочие листы. Вкладывают в конверт вместе с магнитом.

Воспитатель: Ещё ко мне обратилась Золушка (появляется на экране). Мачеха опять задала ей много работы. Посмотрите, что Золушка мне прислала.

Воспитатель показывает гречневую крупу, перемешанную с шурупами и гайками.

Воспитатель: Как помочь отделить гречневую крупу от металлических предметов?

Дети предлагают варианты. Затем отделяют шурупы и гайки с помощью магнитов.

Воспитатель: Спасибо. Пошлём Золушке чистую гречневую крупу и магнит, возможно, он пригодится ей ещё.

Воспитатель: Знаете ли вы сказку «Мороз Иванович»? Как звали главных героев сказки? Что случилось с Рукодельницей в этой сказке?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как могла бы достать Рукодельница своё ведёрко из колодца?

Дети предполагают.

Воспитатель: Будет ли магнит действовать в воде? Мы учёные, чтобы не гадать проведём эксперимент. Попробуем из воды достать различные вещи, с помощью магнита.

Дети из пластиковых ёмкостей удочкой с магнитом достают металлические предметы.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Мешает ли магниту вода?

Дети отвечают.

Воспитатель: Оказывается очень полезная вещь этот магнит. Как вы думаете, может ли он пригодится Рукодельнице?

Дети: может.

Воспитатель: Ну что, ребята. Вы оказались достойными помощниками. О чём вы узнали в моей лаборатории? Как мы узнали о свойствах магнита? Что мы для этого делали? Для чего мы это делали?

За вашу помощь, любознательность, целеустремлённость я принимаю вас в клуб«Любознайка». У каждого члена нашего клуба, должен быть знак отличия(показывает). Вам нужно сделать так, чтобы он удерживался на каком-то металлическом предмете. Что нужно сделать?

Дети предполагают.

Воспитатель: Нужно приклеить к значку магнит.

Дети работают.

Воспитатель: Поздравляю вас, вы приняты в клуб «Любознайка». Нам пора прощаться. Вас ждут новые открытия. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, ...

Доклад «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

                                    Доклад  к педсовету «Детское экспериментирование – как основа ...

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников"

В рамках Педагогического часа доклад на тему: "Развитие игровой деятельности дошкольников"...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Применение игровых педагогических технологий в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

В методической разработке дано понятие - педагогические игровые технологии. Описаны типы исследований, доступные дошкольникам, позволяющие им  занять активную исследовательскую позицию. Раскрыты ...

Презентация для педагогов ДОУ «Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа».

Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...

Мастер-класс для педагогов на тему: “Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа”

Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...