"Коррекционная работа на музыкальных занятиях"
консультация
Коррекционная работа на музыкальных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx | 20.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Коррекционная работа с детьми на музыкальных занятиях»
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На музыкальных занятиях дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать ее на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, танцуют, играют на звучащих инструментах, осваивают подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое). Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт. Нравственное - волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности. Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц. Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, дети познают прекрасное. Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Виды музыкальной деятельности: 1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения.
2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)
3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добивается от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов: 1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног. 2. Слушание музыки 3. Пение и песенное творчество 4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах 5. Танец 6. Игра
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не остается в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Среди прочих форм музыкальной деятельности в ДОУ находит успешное применение музыкально-коррекционная работа, которая занимает особое место, т. к. объединяет психотерапевтические, музыкально - коррекционные и общевоспитательные задачи. Музыкально-коррекционная работа - это специальная деятельность, в ходе которой у детей средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Организация движений, слова с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Здесь можно выявить следующие задачи:
закрепить знания детей по некоторым темам;
обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития;
развить музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;
развить пространственную организацию движений у детей;
совершенствовать слуховое внимание, память, мышление;
научить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;
научить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног;
формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма;
научить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им;
развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Каждое занятие должно приносить ребенку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:
умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Важно отметить, что музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением.
Музыкально-коррекционные занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть – двигательная разминка, включающая в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега.
Основная часть – состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Кроме того в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекции пения с движениями. Здесь же используется игра на ДМИ, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.
Заключительная часть включает в себя музыкально-ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.
Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания - восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
В процессе певческой деятельности у детей развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).
Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников, в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Оздоровительно-коррекционная работа средствами музыкального творчества
Работа с ребенком- процесс, требующий осторожности и деликатности. Часто методов, облегчающих детям выражения их чувств с помощью рисования, пения. Творческая деятельность яввляестя самым сильным сред...
"Коррекционная ритмика на музыкальных занятиях" (буклет)
Данный буклет будет полезен коррекционным педагогам дошкольных учреждений. В нём показана структура музыкального занятия с использованием коррекционной ритмики....
Музыкально – оздоровительная работа на музыкальных занятиях в ДОУ
Музыкально - оздоровительная деятельность на музыкальных занятиях - это организация педагогического процесса ,направленного на развитие музыкальных и творческих способнос...
«Организация коррекционно-оздоровительной работы на музыкальных занятиях для детей с нарушением речи»
В коррекционной работе с детьми с нарушением речи необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Музыкальное искуство оказывает огромное воздействие на ребенка, особенно с огран...
Коррекционная работа на музыкальных занятиях в детском саду с детьми с нарушениями зрения»
В статье дано описание новых подходов к музыкальному развитию детей , имеющих зрительную потологию....
Презентация"Нестандартное оборудование для оздоровительной и коррекционной работы на музыкальных занятиях"
Презентация для музыкальных руководителей, работающиъ с детьми с ОВЗ...
«Организация коррекционно-оздоровительной работы на музыкальных занятиях для детей с нарушением речи»
В коррекционной работе с детьми с нарушением речи необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Музыкальное искуство оказывает огромное воздействие на ребенка, особенно с огран...