Коррекционная работа на музыкальных занятиях в детском саду с детьми с нарушениями зрения»
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В статье дано описание новых подходов к музыкальному развитию детей , имеющих зрительную потологию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Коррекционная работа на музыкальных занятиях  в детском саду с детьми с нарушениями зрения»

                                                               Музыкальный руководитель

                                            МБДОУ ДС №32

    «Дружные ребята» Чеснакова Ю.Ю.

                                                                          г. Старый Оскол     2021г

Зрение - природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красотой окружающего мира, его красками. Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных  заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни - изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, но снижением физической, появлением компьютеров и других «благ» цивилизации. По данным современной статистики, в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста  уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт. И очень важно, чтобы для таких детей лечение сочеталось с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии. 

Самые сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем.

 Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности последнего, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно, добиться определенных успехов в музыкальной деятельности. Этому способствует раннее выявление музыкальных способностей у ребенка с нарушениями зрения, т.к. к 5 годам уже появляются признаки одаренности в области музыки.  В дошкольном учреждении это может происходить только при тесном контакте работающих с детьми специалистов- офтальмологов, тифлопедагогов, логопедов, воспитателей, музыкального руководителя. Такая взаимосвязь помогает  следить за динамикой развития проблемного ребёнка. 

Знание особенностей развития детей с нарушением зрения указывает на  целесообразность проведения диагностики музыкальных способностей в дошкольном возрасте и необходимость и актуальность для них музыкального воспитания на протяжении всего дошкольного возраста. У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, быстрая утомляемость, у многих - нарушение речи, неустойчивое внимание, плохая память. Наблюдаются так же эмоциональные и поведенческие расстройства, у одних это неуверенность в себе, сильная зажатость, заторможенность, у других - наоборот - расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других – трудности зрительно-пространственной ориентировки, а так же эти дети легко  возбудимы, ранимы, часто не могут управлять своими чувствами. Поэтому именно на музыкальном занятии, где проявляется эмоциональность, а музыка требует выражения чувств и настроения, видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения. Наиважнейшей задачей музыкального руководителя в работе с такими детьми является создание на занятии эмоционально комфортных условий, важно заинтересовать детей музыкальной деятельностью, создавать интересные игровые ситуации. Педагог должен быть артистичным, увлекать детей собственным примером ,чутко реагировать на состояние детей, вовремя переключаясь с одно вида музыкальной деятельности на другой, соблюдать темп занятия относительно особенностей восприятия детей с нарушением зрения.  Всё это развивает устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности – пению, музыкально-ритмическому движению, слушанию музыки, музыкальной игре - драматизации, c помощью которых удаётся развивать эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. Благодаря специально подобранному репертуару целенаправленному педагогическому воздействию достигается психоэмоциональная коррекция, cоздаются  условия для развития музыкальных и творческих способностей детей.

         Дети в коррекционных группах, как правило, имеют разный уровень подготовленности, развития, различные патологии. Для работы с детьми  с нарушением зрения важна организация и подготовка их к музыкальной деятельности. Необходимо заинтересовать  детей, собрать их внимание, создать условия максимального комфорта- дать возможность удобно расположиться в зале, сконцентрировать внимание ребёнка на самом себе (снять при помощи специально подобранных упражнений напряжение рук и ног, поработать над осанкой). Речь музыкального руководителя должна быть чёткой, выразительной, не быстрой, задания даются коротко, ясно. Важно сохранять интерес детей к занятию, чтобы дети всё время смотрели на педагога.

Чем больше органов чувств задействовано в деятельности ребёнка, тем интенсивнее идёт развитие .Для детей с нарушением зрения очень важны тактильные прикосновения к предметам, частям тела. Поэтому для активизации внимания детей в начале занятия  используются различные упражнения с использованием “звучащих жестов” и песенки- распевки. Несложные  тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, помогают собрать внимание (“включиться в работу”),снять зажатость, развивают координацию голоса и движения, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например:

Здравствуйте,ножки        -топ-топ-топ (поют и 3 раза топают)

Здравствуйте,ладошки -хлоп-хлоп-хлоп (поют и 3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуй,шустрый язычок-ля-ля-ля (поют)

Здравствуй,звонкий голосок-(гладят себя по горлышку сверху вниз)

 «Музыкальное приветствие»

Муз.рук.(поёт на звуках мажорной гаммы вверх):

Здравствуйте,ребята–

Дети:Здравствуйте!

М.Р. Как ваше настроенье?

Дети: очень хорошо.

М.Р. Мы будем заниматься?

Дети: Да-да-да!

М.Р: Вы будете стараться?

Дети: Так же ,как всегда!

После такого игрового приветствия можно переходить к разным видам музыкально-развивающей деятельности, в зависимости от целей и формы занятия.

Определяющую роль в развитии музыкальных способностей и интереса к музыкальному искусству можно отвести вокальной работе, развитию певческих навыков. Вся певческая работа- и распевание, и пение- должна  проводится в удобном для каждого ребёнка диапазоне, в соответствии с типом голоса. Рассаживание детей для пения должно проводится с учётом зрительной патологии, показаний (окклюзия).

 Для активизации внимания используются различные приёмы обучения - пение цепочкой, сольное пение, подгрупповое пение, используются “звучащие жесты”,включаются детские шумовые музыкальные инструменты. При работе над песнями используются упражнения на дыхание, артикуляционные и речевые игры, так как для слабовидящих детей необходимо преодоление отставания  в развитии речевой функции. 

Например:

Дыхательное упражнение "Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

Важен подбор песенного репертуара, так как дети с нарушением зрения малоэмоциональны, и для успешного певческого их развития необходимо искать песни, которые совпадают со сферой их интересов, небольшие по объёму, простые и понятные по содержанию и имеют диапазон, совпадающий с речевым. Нужно создать все условия для того, чтобы дети почувствовали свободу в пении, получали от него удовольствие. Детям с нарушением зрения при определённом подходе хорошо удаются инсценировки песен, игры-драматизации .При этом всегда учитывается общий уровень развития группы в целом, степень глазной патологии большинства детей, особенности их внимания, памяти, речевого развития. Уверенным в своих возможностях детям можно поручать сольные выступления, а более зажатых лучше брать в групповые и подгрупповые, постоянно подбадривая и замечая их старания.

 Большое внимание при разучивании песен  уделяется работе с текстом, объяснению смысла непонятных слов. Так же детям необходим очень качественный показ педагога. Музыкальный руководитель  обязан быть артистичным, эмоциональным, ярким, так как разучивание песен требует от детей с нарушением зрения больших усилий и напряжения. Очень важно вовремя заметить начинающееся у детей утомление и “переключить” их на другой вид деятельности, снять напряжение.

 Так же полезно совмещение видов деятельности, когда один вид как бы помогает другому. Детям с глазной патологией трудно выполнять несколько действий сразу ,это особенно заметно в музыкально-ритмических движениях, в пении с движением, в хороводах. Поэтому большое внимание на занятиях уделяется восприятию музыки с помощью музыкального движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкальных образов. Нужно стремиться к свободному движению под музыку, что снимает и эмоциональное напряжение, и развивает интерес к этому виду деятельности.

 Для развития у детей с нарушением зрения ориентировки в пространстве хорошо применять крупные яркие ориентиры(кубики, обручи ,игрушки). При обучении детей построению в круг раскладывали по полу круглый цветной шнур с прикрепленными к нему на одинаковом расстоянии погремушками. Ребятам предлагалось стать вокруг обруча у каждой погремушки (под первую музыкальную фразу) и ритмично греметь ею (под вторую фразу). После этого погремушки и шнур убирали, а внимание детей обращали на то, что круг-то остался, да еще с окошечками. Повторяли это упражнение на нескольких занятиях, пока умение строиться в круг не было достигнуто. Учитывая недостаточное развитие у детей пространственной ориентировки и координации движений, мы на каждом занятии уделяем две-три минуты для соответствующих упражнений. Учим строиться в круг, в колонны, в пары, свободно располагаться по залу, бегать, не задевая друг друга, и делать другие    перестроения.

 Всегда интерес у детей вызывают движения с предметами(игрушками, цветами, ветками и т.д.)Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях ,мы, не снижая интереса детей, добиваемся развития долговременной памяти и двигательных навыков. Развивая воображение детей, постепенно в более старшем возрасте вводятся движения с воображаемыми предметами. Для развития пластичности и координации движений с музыкой используются пляски и танцы разных жанров, танцы с сюжетной линией, образно-игровые(танец петрушек, гномов ,цветов, матрёшек и многие другие).

Игра на музыкальных инструментах так же очень хорошо способствует развитию музыкального слуха детей с нарушением зрения. С их помощью развиваются чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух. В младшем возрасте в занятия включаются простые шумовые инструменты –погремушки ,деревянные ложки, колокольчики, музыкальные молоточки, в более старшем возрасте присоединяются  разновысотные треугольники, звуковысотные ксилофоны, металлофоны, народные инструменты. Детский оркестр часто подчёркивает ритмичский рисунок песен, танцев(«танец с бубнами»).Игра в оркестре развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения рук, является хорошим коррекционным упражнением для глаз.

Результативность работы по музыкальному воспитанию и развитию с детьми с нарушением зрения является более высокой при различной организации занятий -групповые, подгрупповые и индивидуальные, продолжительность которых зависит от возраста, самочувствия детей.

В результате целенаправленной работы большинство детей со зрительной патологией успешно развиваются и раскрываются в различных видах музыкальной деятельности , координируют свои движения, чувствуют ритм, у них уменьшается зажатость и скованность, формируется эмоциональная открытость, уверенность в своих силах.

Литература.

  1. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А.Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002г.
  2. Программа специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И.Плаксиной – Москва, «Город», 1999г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Материал содержит особенности развития детей с амблиопией и козоглазием на музыкальных занятиях. Перечисленны задачи решаемые на музыкальных занятиях, связанные со зрительной спецификой....

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Особенности коррекционной работы учителя – логопеда в условиях специализированного детского сада для детей с нарушением зрения

Представлен опыт взаимодействия специалистов, использования игр в коррекционной работе учителя-логопеда в детском саду для детей с ОВЗ (нарушения зрения и речи)....

Организация прогулки и ее коррекционная направленность в детском саду для детей с нарушением зрения

При организации коррекционно- педагогической работы с дошколь­никами, имеющими такие зрительные заболевания как косоглазие и амблиопия, необходимо обеспечить ее непрерывность и взаимосвязь с лечеб...

Моя статья "Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи. Журнал "От А до Я". 2013год.

Статья посвящена вопросам коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи. Педагогический коллектив рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данн...

Консультация для родителей "Особенности работы музыкального руководителя в детском саду для детей с нарушением зрения"

Через музыкальное искусство ребенок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах....

«Особенности организации учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения»

Хрусталик глаза представляет собой прозрачную структуру внутри глазного яблока, он расположен сразу же за радужной оболочкой глаза. У хрусталика всего лишь одна функция фокусировать лучи света на...