Методическая разработка на тему "Народы России"
методическая разработка (старшая группа)
Все чаще мы сталкиваемся с проблемой толерантного отношения к людям иной национальности и культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в в семью, детский сад, школу. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.
Цель:
Расширение знаний детей о России, как о многонациональной стране
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему "Народы России"
Все чаще мы сталкиваемся с проблемой толерантного отношения к людям иной национальности и культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в в семью, детский сад, школу. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.
Цель:
Расширение знаний детей о России, как о многонациональной стране
Задачи:
- Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию.
- Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов
- Расширять познавательные интересы детей, воспитывать толерантность и любовь к такой поистине безграничной Родине.
- . Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, чум, кухлянка, башкиры ,юрта, шалаш, лезгины.
Оборудование:
КАРТА РФ; ПРЕЗЕНТАЦИЯ POWERPOINT С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛЮДЕЙ В НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМАХ, МАГНИТОФОН; АУДИОЗАПИСЬ ПЕСНИ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА», «ЛЕЗГИНКА»; КНИГИ СО СКАЗКАМИ НАРОДОВ РОССИИ.
I Вводная часть
Звучит в аудиозаписи песня о Родине.
- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
- Правильно, Родина – это место, где вы родились, где живёте со своими родителями, друзьями; город,; страна, в которой вы живёте.
Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
Ребята, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по нашей необъятной Родине. Давайте представим, что мы находимся на борту самолета и полетим над просторами нашей страны. Пристегните ремни, взлетаем!
II Основная часть
Ребята, а пока наш самолет набирает высоту , проведем с вами небольшую интеллектуальную разминку:
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
- Наша страна называется … (Россия).
- Наша страна очень … (большая, огромная).
- В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
- Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Теперь наш самолет набрал нужную высоту, и мы с вами можем смотреть в иллюминаторы. Ребята, посмотрите на карту России (рассматривание карты России).
- Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Нашу страну населяют многие народы, и у каждого из них есть свой язык, своя национальная одежда, свои песни и танцы. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
Первая наша остановка на Чукотке, (на слайде появляется изображение чукчей в национальных одеждах) в самом холодном месте нашей страны. Ребята, а вот и местные жители чукчи .
Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
Чукчи разводят большие стада оленей, ловят рыбу, охотятся на зверей . А живут чукчи в чумах. Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.
Местные жители. приветствуют нас и для знакомства предлагают поиграть в их игру , иначе замерзнем!
Подвижная игра «Хейро»-Солнце.
Цель игры: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки ,идут по кругу приставным шагом ,делают руками равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят –хейро! На ведущего одевают шапочку -солнце. он сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются ,когда солнце встает, выпрямляется, разводит руки в стороны. Все игроки должны увертываться от солнца при поворотах. На сигнал «Раз, два, три -в круг скорей беги!»-все возвращаются в круг.
Молодцы ребята, согрелись хорошо. Наше путешествие продолжается. Занимаем места в нашем самолете и следующая остановка на Урале в Башкирии.
(на слайде высвечивается картинка с башкирами в национальной одежде)
Издавна башкиры жили на Урале. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. А вы знаете почему? Потому что в реках было много рыбы, а возле гор хорошие пастбища, леса были богаты ягодами, грибами и медом диких пчел. Башкиры были хорошими скотоводами, рыболовами, охотниками, сборщиками меда.
Раньше башкиры были кочевым народом. Им часто приходилось переходить с одного места на другое (кочевать). Кочевали они потому, что табуны коней, стада овец выедали, вытаптывали траву. Их перегоняли на другое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам жить приходилось во временных жилищах (юртах, шалашах).
(слайд с картинками юрт, шалашей)
— Кто из вас догадается, где нарисована юрта? Юрта (тирмэ) была очень удобной для жизни людей. Она легко складывалась, перевозилась и так же легко устанавливалась на новом месте. Юрта хорошо защищала людей от перемен погоды.
— Ребята, какая форма у юрты? (Круглая.) Собиралась она из тонких жердей и покрывалась серым войлоком — это плотное, толстое, шерстяное полотно. Как вы думаете, есть дверь у этого жилища? Да. С одной стороны, обычно с южной, делалась дверь.
Физминутка:
Юрта, юрта, круглый дом (шагаем на месте)
Побывайте в доме том (развели руки в стороны)
Гости явятся едва (повороты туловища влево, вправо)
В печку прыгают дрова (прыжки)
Печка жарко топится (хлопки)
Угостить торопится (присели)
Ладушки, ладушки (хлопки)
Круглые оладушки (ходьба на месте)
Ребята, но нам пора спешить, следующая остановка в республике Дагестан. Здесь живет много народов России. Мы с вами побываем в гостях у лезгин.
(Слайд с лезгинами в национальных костюмах)
Посмотрите, ребята на картинки: Вы видите лезгин в их национальной одежде. Многие лезгины живут в горной местности. Поэтому их еще называют горный народ. Лезгины очень гостеприимны.
Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу.
Еще лезгины очень любят танцевать. Музыка у них динамичная и веселая ,как и танец. Самый известный танец так и называется «Лезгинка».
Давайте и мы с вами потанцуем под эту веселую музыку.
(звучит аудиозапись «Лезгинка», дети с воспитателем танцуют импровизируя)
(дети рассаживаются по местам)
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Наше небольшое путешествие закончилось, но знакомство с народами нашей необъятной страны мы продолжим в следующий раз.
III Заключительная часть (рефлексия)
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Ребята, кто вспомнит, где мы с вами побывали?
(На Чукотке, в Башкирии, в Дагестане)
С какими народами познакомились?
(чукчи, башкиры, лезгины)
Ребята, а как называется наша общая Родина?
(Россия )
Воспитатель читает стихотворение
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Милый уголок России"
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно...
Методическая разработка "Наша Родина-Россия"
В данном материале представлен конспект занятия для дошкольников, в котором дети знакомятся с родной страной, систематизируют свои представления о Родине....
Методическая разработка "Детям о России"
Детям о РоссииНаше Государство...
Методическая разработка "Наш дом Россия"
С помощью этой методической разработки вы сможете решить множество задач направленых на расширение и закрепление знаний детей о России. Коррекционные:Закреплени...
Методическая разработка "Наша Родина - Россия"
Разработка направлена на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач настоящего времени, включающая в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. О...