МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ»
методическая разработка (старшая группа)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач настоящего времени, включающая в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. Очень важно пробудить, а не навязать патриотические чувства ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_patrioty_rossii.docx | 160.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ»
( Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста).
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач настоящего времени, включающая в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране. Очень важно пробудить, а не навязать патриотические чувства ребенку. Большую роль в формировании у дошкольников патриотических чувств играет семья. Семья - это начало всего и, патриотизм, как важнейшее нравственное качество личности начинает своё формирование с самых ранних лет жизни ребёнка. Детям нужно донести, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения.
Чувство любви к Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Любовь к семье, к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о семье, о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.
Произведения устного народного творчества (пословицы и поговорки) не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Мною был разработан комплексно-тематический план работы по патриотическому воспитанию дошкольников, который разбит на три раздела для удобства детского восприятия: «Моя дружная семья», «Моя Родина», «Наши Герои ». Приложение 1.
1раздел «Моя дружная семья»
В данном разделе совершенствуются знания детей о семье, о том, где они родились, где живут родители, дедушка и бабушка, прадеды. Кем работают родители. Какие в семье увлечения, традиции.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям, чувство гордости за свою семью.
Задачи:
- Расширить знания детей о «семье».
- Закрепить умения детей правильно называть членов семьи.
- Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.
- Формировать интерес к своей родословной.
2 раздел «Моя Родина»
В данном разделе расширяются знания о «Малой Родине», дети знакомятся с понятием «Родина».
Цель: Воспитание любви и уважения к Родине.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения города Сызрани и его символикой.
- Совершенствовать знания детей о символике и символахРФ.
- Познакомить с людьми разных национальностей, живущих в России.
- Развивать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
3 раздел «Наши Герои ».
В данном разделе дети знакомятся с героическим прошлым страны, историей военных событий и подвигами защитников Родины, а так же с боевыми наградами, которыми награждали солдат во время Великой Отечественной войны.
Цель: Вызвать у детей интерес к историческому прошлому нашей Родины. Воспитывать уважение к солдатам и чувство патриотизма.
Задачи:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа.
- Расширить знания о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны, о маленьких героях в годы войны.
- Познакомить с героическими людьми нашей Родины.
- Развивать у детей чувство гордости за свой народ.
Вся работа по патриотическому воспитанию проводится на доступном для понимания детей материале.
Следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьёй и поэтому были разработаны рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию. Приложение №2
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Приложение 1.
Комплексно-тематический план работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Моя дружная семья» | ||||
Темы бесед | Связь с другими видами деятельности | |||
Игровая | Изобразительная | Восприятие художественной литературы и фольклора | Коммуникативная | |
«МОЯ СЕМЬЯ» Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. «С кем я живу» «Мои папа и мама» «Моя комната» «Какая моя мама» «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» «Интересные истории из жизни моей семьи» | 1.Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья» «Профессия моих родителей, «День рождения» 2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дарю подарки», «Мое имя», «Моя комната», «Найди предметы». 3. Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», | Рисование: «Выходные в семье», «Портреты членов семьи». | Я. Аким «Моя дружная семья» В. Драгунский «Сестра моя Ксения» Е. Благинина «Посидим в тишине» И. Алтынсарин«Отец и сын» К.Жумагалиев «Внучка-почемучка» Светлана Olegova В.Сухомлинский «Бабушка отдыхает», «Седьмая дочь», «Самые ласковые руки» Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина Загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад». | Создание альбомов и газет: «Мой детский сад», «Семейные праздники», «Отдых», «Праздники в детском саду». «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду» Семейные посиделки "Вместе с мамой". Спортивное развлечение "Вместе с папой". |
«МОИ РОДСТВЕННИКИ» «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», « Бабушкины руки» «Мои братья и сестры» | Создание праздничных открыток мамам, папам, бабушкам и дедушкам. | |||
«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ». "Где мы отдыхали летом" «Имена, отчества, фамилии и их значение» «Любимый отдых членов семьи» «Семейные праздники» | Рисование: «Отдых моей семьи» Сотворчество детей с родителями: рисование плакатов «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» | |||
«Моя Родина» | ||||
« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА. МОЙ ГОРОД» «Мой район и город, в котором я живу" «Улица, где я живу». «Домашний адрес, квартира, моя комната» «История возникновения города Сызрани. Легенда о Сизи-Ори». «Герб города Сызрани» Рассказы детей из личного опыта. | Игра с мячом «Я живу на...этаже», Дидактические игры: «Жилое-нежилое», «Из чего построен дом», «Родные улицы», «Найди правильно ( символика и символы России)» Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада) Народные игры. | Рисование «Двор в котором я играю» | М. Матусовский «С чего начинается Родина» Н. Забила «Наша Родина» М. Пляцковский «Наша Родина» Т. Кудрявцева «Я живу в России!» В. Соловьёва «История России для детей и взрослых» Объяснение значения пословиц о Родине. Чтение стихов о Москве. | Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе. Просмотр слайдов «Сызрань в прошлом и настоящим» Просмотр слайдов «Москва - столица нашей Родины». Какие национальности живут в России» |
«НАША РОДИНА – РОССИЯ» Рассказ о Российском флаге «Символика России (герб, флаг, гимн). «Символы России – матрешка, балалайка, береза, валенки» "Москва – главный город нашей Родины» | Рисование на тему "Моя Родина". Раскрашивание нарисованного флага России. Составление аппликации «Матрешка» | |||
«МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАНА» «Россия – многонациональное государство. Какие люди живут в России?» «Мы разные, но все мы вместе» | Рисование «Разноцветная планета» | |||
«Наши герои» | ||||
«ГЕРОИ - БОГАТЫРИ» «Богатыри земли русской» Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри» «Одежда богатырей» «Откуда мы родом» «Как жили славяне» | Дидактическая игра «Отгадай-ка» Игра – хоровод «Дуб – дубок» Игра « Топают ножки, хлопают ладошки – качества богатырей» Дидактическая игра «Назови пословицу»,«Раньше и теперь»,«Великие люди России» Подвижная игра «Кто быстрее?», «Перетягушки» | Выставки детских работ на темы: «Кони богатырские», «Змей Горыныч», «Шлемы богатыря», «Щиты богатыря». | Былины «Илья Муромец», «Никита Кожемяка» Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник А. Шишов «Лесная девочка» И. Туричин «Сердце солдата» «Защитники» А Платонов «Никита» К. Паустовский «Стальное колечко» В. Осеева «Андрейка» Л. Кассиль «Сестра», «Твои защитники» А. Иванов «Как Андрейка на фронт бегал» С. Георгиевская «Галина мама» Н. Богданов «Иван Тигров» С. Баруздин «Шёл по улице солдат» С.Алексеев «Таня Савичева», «Парад побед» А.П Казаков «Детям о Великой Победе» | Праздник «Не перевелись богатыри на земле русской». Показ слайдов «Богатыри земли русской». Стенгазета «Слава защитникам Отечества» |
«ВОИНЫ – ЗАЩИТНИКИ» «Почему война называется Великой Отечественной?» | Рисунки о войне. День победы. | |||
«МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ» «Дети и война» | Создание поздравительных открыток ветеранам ВОВ | |||
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК. ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» Праздник «День Победы» «Никто не забыт. Бессмертный полк». |
Приложение 2.
Рекомендации родителям по патриотическому воспитанию дошкольников.
Уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. Ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отеческим ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение. У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой « большой» родной и любимой Землёй. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.
Задумайтесь! Когда вы рассказывали ребёнку сказки? Когда последний раз были на экскурсии в своём любимом городе? Показывали ли ему свои любимые места? Что рассказывали о себе, о своём детстве, о родных и о родственниках? Какие слова вы ему говорите об Отчизне, о вашем отношении к Родине?...
Вспомнили? Поэтому просим вас:
- рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте те знания, который даёт им детский сад;
- читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте «в богатырей», занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода… Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом не только вашему ребёнку, но и всем детям группы.
- прививайте детям такие важные понятия как: «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д.
- обращайте внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Задача родителей заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. И помните, что успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от вас - родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду.
Консультация для родителей
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию.
1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2.Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Используемая литература:
1. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под.ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006.
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005.
3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва :Линка-Пресс, 2003.
5. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007.
6. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008.
7. Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва : Новое образование, 2011.
8. Данилина Г. И. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граж- дан РФ на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКИ, 2004. – 184 с.
9. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриот России
Немного об известном патриоте и жителе нашего города...
Воспитание маленького медновца - настоящего патриота России.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "
Основная цель проекта - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....
Рабочая программа по формированию социально-личностного развития у детей дошкольного возраста «Растим патриотов России»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Воспитываем патриота России
Воспитываем патриота России. Воспитание патриотизма - одна из актуальных задач на сегодняшний день. Но она же стоит, чуть ли не на первом месте по своей сложности. Разве может быть пр...
Растим патриотов России!
Статья, посвященная 70-летию Великой победы....
Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...