Картотека игр с музыкальными инструментами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
консультация
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_instrumenty.docx | 27.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование шумовых инструментов Карла Орфа в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Картотека игр с музыкальными инструментами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. (из опыта работы)
Введение.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:
1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;
2. В процесс обучения активно включается взрослый;
3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.
В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах решаются следующие задачи:
В области знаний:
· расширение музыкального кругозора детей;
· формирование музыкальных способностей: чувства ритма,
звуковысотного и тембрового слуха.
· развитие творческой активности;
· приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному,
осмысленному музицированию;
· ознакомление детей с названиями инструментов;
· определение характера звучания инструментов;
· освоение приемов игры на них.
В области умений:
· владеть простейшими приемами игры на разных инструментах;
· развивать чувство ансамбля, слаженность звучания в оркестре;
· играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
· уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;
· уметь подбирать по слуху хорошо знакомые песенки;
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляется через разные формы работы:
· фронтальные и подгрупповые занятия;
· тематические занятия;
· развлечения, праздники;
· театрализованные игры с музыкальным сопровождением;
· музыкально- дидактические игры;
· индивидуальная работа с детьми;
· создание музыкальных зон в группах.
Для знакомства с музыкальными инструментами мною был изготовлен лэпбук «Музыкальные инструменты». Интерактивная пособие для детей старшего дошкольного возраста, может использоваться для групповой, подгупповой и индивидуальной работы с детьми по музыкальному воспитанию.
Содержание лэпбука:
- Мини-книжки: «Вместе с нами поиграй-ка!», «Что такое оркестр?», «Книжка загадок».
- Книжки-раскладушки: «Кузнечик и скрипочка», «Барабан для зайчонка», « Как Зебра Полоскина полюбила пианино».
- Музыкально-дидактические игры: «Определи по звуку» (с диском), «Собери пазлы», лото «Найди свою тень».
- Шнуровки для развития мелкой моторики «Мультяшные зверята».
- Демонстрационный материал «Музыка и живопись».
Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. Все музыкально-дидактические игры должны быть подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
Применение музыкально- дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно.
Игры для развития чувства ритма: «К нам гости пришли», «Наше путешествие», «Выполни задание», "Ну-ка, повтори!" и др.
Игры для развития тембрового слуха: «На чем играю», "Угадай инструмент", "Догадайся, что звучит".
Игры для развития звуковысотного слуха: «Музыкальное лото». "Большая и маленькая птичка", "Слушаем внимательно", "Музыкальные загадки".
Игры для развития памяти и гармонического слуха: "Сколько нас играет?", "Волшебный волчок", "Какой инструмент у Кати?".
Картотека музыкально-дидактических игр для развития творческой активности детей дошкольного возраста.
Здравствуй, музыкант!
Задачи: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них, развивать фантазию и воображение детей
Ход игры: Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.
Здравствуй, добрый музыкант!
Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай –
Инструмент наш угадай!
Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.
Вариант 1: педагог показывает, дети угадывают инструмент,
вариант2: педагог показывает карточку с изображением инструмента детям, в это время водящий стоит спиной, затем все дети показывают жестами инструмент, водящий пытается отгадать.
вариант 3: водящий сам придумывает, какой инструмент показать, тот кто отгадал, становится водящим.
«Беседа».
Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала
Ход игры: Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.
Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.
Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.
Вариант3: предложить участникам "тему для беседы", (мама учит сына, 2 друга веселятся, девочка жалуется бабушке), при этом детям предлагается выбрать инструмент, наиболее подходящий для данной ситуации.
«Игра с бубном».
Задачи: закреплять навыки игры на инструменте, развивать чувство ритма, развивать артикуляционный аппарат и речь детей, способствовать проявлению фантазии, творчества
Ход игры: Вариант 1: Дети встают по кругу. передают по кругу бубен, проговаривая слова:
Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам.
у кого остановился, тот сейчас станцует нам.
Тот, у кого в руках оказался бубен, выходит в центр, играет на бубне.
Вариант 2. передавать бубен по кругу, проговаривая стихотворение, при этом сочетать удар в бубен ( на сильную долю), и передачу бубна соседу ( на слабую долю)
Пере-звоны, пере-клики,
Пере-стуки, пере-бряк!
Бубен, бубен, пре-великий
Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет). По окончании стихотворения, ребенок, оказавшийся последним, играет на бубне.
вариант 3:. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.
Веселый Оркестр
Задачи: Способствовать формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развивать самостоятельную музыкальную деятельность;
Ход игры: Вариант1:Все встают по кругу в руках у каждого муз. инструмент. Играют и поют:
Эх, раз, еще раз. Вот как весело у нас.
Эх, раз, еще раз, поиграем мы сейчас.
По окончание куплета – кладут инструмент перед собой. Далее под соответствующую музыку движутся по кругу (марш, подскоки, бег, медведи, зайцы, лиса) Музыка останавливается - берут инструмент, перед которым остановились.
Вариант 2: Инструменты лежат на стульях или на полу по кругу, дети идут по кругу, проговаривая текст стихотворения, по окончании берут инструмент, лежащий перед ними, вместе играют.
"Музыкальный магазинчик".
Задачи: Развивать музыкальные способности детей. Продолжать учить детей пластичности и умению выразительно передавать движения в образе.
Воспитывать в детях умение и необходимость общаться друг с другом.
Ход игры: Дети (покупатели) выбирают себе карточку с изображением муз. инструмента. Продавец ( взрослый или ребенок) садится у стола, на котором за ширмой лежат муз.инструменты. Дети говорят хором: `Продавец открывай и мелодию сыграй!`
Продавец за ширмой играет любую мелодию на любом инструменте. Тот, у кого оказалась карточка с этим инструментом, говорит :
`Это мой!` Продавец спрашивает : `А какой?`
Покупатель показывает карточку, называя : ` Это бубен, вот какой!`
Если покупатель не ошибается, продавец отвечает: ` Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! На нем весело сыграй!`
Ребенок импровизирует, играет на этом инструменте., забирает его себе или кладет на стол. Игра продолжается с новым `продавцом`. Если муз.инструмент и карточка определены неправильно, продавец говорит: ` Инструмент не продается, в магазине остается!`
Вариант 2: после слов `Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! на нем весело сыграй!` Все играющие и продавец становятся вокруг ребенка, купившего инструмент и поют любую знакомую песню и прихлопывают в ладоши. Ребенок импровизирует, подыгрывает на инструменте.
«Дирижер».
Задачи: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.
Ход игры: У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.
Вариант.2: "Дирижер" показывает разным инструментам и группам в разное время, исполнители, внимательно смотрят, стараясь повторить.
«Игра в кругу»
Задачи: способствовать развитию слухового внимания, выдержки
Ход игры: Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, потом следующий т.д. Паузы между исполнением быть не должно.
Вариант 2: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.
Сказки-шумелки.
Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Рекомендации:
- Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
- Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
- Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
- Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
- Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
- Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
Заключение.
Систематическая и планомерная работа в этом направлении, а также использование музыкально-дидактических игр эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. На основе использования музыкально-дидактических игр и упражнений у дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...
Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)
Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....
Мастер класс для воспитателей : «СОРСИ, как интегрированный инструмент физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер класса: повышение педагогической компетентности педагогов в области применения новой инновонационной технологии СОРСИ, как интегрированного инструмента физического развития детей старшего ...
Консультация для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в ДО...
Знакомство с хакасскими музыкальными инструментами как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию родной республики
Описание деятельности по патриотическому воспитанию...