Картотека игр с музыкальными инструментами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
консультация

Надыршина Юлия Александровна

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_instrumenty.docx27.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование шумовых инструментов Карла  Орфа  в музыкальной деятельности  детей дошкольного возраста. Картотека игр  с музыкальными инструментами для развития творческих способностей  детей дошкольного возраста. (из опыта работы)

Введение.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенкаесли:

1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;

2. В процесс обучения активно включается взрослый;

3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.

 В процессе обучения  детей игре на музыкальных инструментах  решаются следующие задачи:

В области знаний:

·         расширение музыкального кругозора детей;

·         формирование музыкальных способностей: чувства ритма,

            звуковысотного и тембрового слуха.

·         развитие творческой активности;

·         приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному,

       осмысленному музицированию;

·        ознакомление детей с названиями  инструментов;

·        определение характера  звучания инструментов;               

·        освоение приемов игры на них.

           В области умений:

·         владеть простейшими приемами игры на разных инструментах;

·         развивать чувство ансамбля, слаженность звучания в оркестре;

·         играть индивидуально простейшие песенки, попевки; 

·         уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;         

·         уметь подбирать по слуху хорошо знакомые песенки;

   Обучение дошкольников игре  на музыкальных инструментах осуществляется  через разные формы работы:  

·        фронтальные и подгрупповые занятия;        

·        тематические  занятия;

·        развлечения, праздники;

·        театрализованные игры с музыкальным сопровождением;

·        музыкально- дидактические игры;

·       индивидуальная работа с детьми;

·       создание музыкальных зон в группах.

Для знакомства с музыкальными инструментами мною был изготовлен лэпбук «Музыкальные инструменты».  Интерактивная пособие для детей старшего дошкольного возраста, может использоваться для групповой, подгупповой и индивидуальной работы с детьми по музыкальному воспитанию.

Содержание лэпбука:

  • Мини-книжки: «Вместе с нами поиграй-ка!»,  «Что такое оркестр?»,  «Книжка загадок».
  • Книжки-раскладушки: «Кузнечик и скрипочка»,  «Барабан для зайчонка»,  « Как Зебра Полоскина полюбила пианино».
  • Музыкально-дидактические игры: «Определи по звуку» (с диском), «Собери пазлы»,  лото «Найди свою тень».
  • Шнуровки для развития мелкой моторики «Мультяшные зверята».
  • Демонстрационный материал «Музыка и живопись».

Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. Все музыкально-дидактические игры  должны быть подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.

Применение музыкально- дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно.

Игры для развития чувства ритма: «К нам гости пришли», «Наше путешествие», «Выполни задание», "Ну-ка, повтори!" и др.

Игры для развития тембрового слуха: «На чем играю», "Угадай инструмент", "Догадайся, что звучит".

Игры для развития звуковысотного слуха: «Музыкальное лото». "Большая и маленькая птичка", "Слушаем внимательно", "Музыкальные загадки".

Игры для развития памяти и гармонического слуха: "Сколько нас играет?", "Волшебный волчок", "Какой инструмент у Кати?".

Картотека музыкально-дидактических игр для развития творческой активности детей дошкольного возраста.

Здравствуй, музыкант!
Задачи: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них, развивать фантазию и воображение детей
Ход игры: Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.
Здравствуй, добрый музыкант!
Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай –
Инструмент наш угадай!

Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.
Вариант 1: педагог показывает, дети угадывают инструмент,

вариант2: педагог показывает карточку с изображением инструмента детям, в это время водящий стоит спиной, затем все дети показывают жестами инструмент, водящий пытается отгадать.

вариант 3: водящий сам придумывает, какой инструмент показать, тот кто отгадал, становится водящим.

«Беседа».

Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала

  Ход игры: Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.

Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.

Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.

Вариант3: предложить участникам "тему для беседы", (мама учит сына, 2 друга веселятся, девочка жалуется бабушке), при этом детям предлагается выбрать инструмент, наиболее подходящий для данной ситуации.

 «Игра с бубном».

Задачи: закреплять навыки игры на инструменте, развивать чувство ритма, развивать артикуляционный аппарат и речь детей, способствовать проявлению фантазии, творчества

  Ход игры:  Вариант 1: Дети встают по кругу.  передают по кругу бубен, проговаривая слова:

 Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам.

у кого остановился, тот сейчас станцует нам.

 Тот, у кого в руках оказался бубен, выходит в центр, играет на бубне.

Вариант 2.  передавать бубен по кругу,  проговаривая стихотворение, при этом  сочетать удар в бубен ( на сильную долю), и передачу бубна соседу ( на слабую долю)

     Пере-звоны, пере-клики,

    Пере-стуки, пере-бряк!

    Бубен, бубен, пре-великий

    Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет). По окончании стихотворения, ребенок, оказавшийся последним,  играет на бубне.

вариант 3:. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.

Веселый Оркестр

Задачи: Способствовать формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развивать самостоятельную музыкальную деятельность;

 Ход игры: Вариант1:Все встают по кругу в руках у каждого муз. инструмент. Играют и поют:

Эх, раз, еще раз. Вот как весело у нас.

Эх, раз, еще раз, поиграем мы сейчас.

По окончание куплета – кладут инструмент перед собой. Далее под соответствующую музыку движутся по кругу (марш, подскоки, бег, медведи, зайцы, лиса) Музыка останавливается - берут инструмент, перед которым остановились.

Вариант 2: Инструменты лежат на стульях или на полу по кругу, дети идут по кругу, проговаривая текст стихотворения, по окончании берут инструмент, лежащий перед ними, вместе играют.

"Музыкальный магазинчик".

Задачи: Развивать музыкальные способности детей.  Продолжать учить детей пластичности и умению выразительно  передавать движения в образе.

     Воспитывать в детях умение и необходимость общаться друг с другом.

Ход игры: Дети (покупатели) выбирают себе карточку с изображением муз. инструмента. Продавец ( взрослый или ребенок) садится у стола, на котором за ширмой лежат муз.инструменты. Дети говорят хором: `Продавец открывай и мелодию сыграй!` 
Продавец за ширмой играет любую мелодию на любом инструменте. Тот, у кого оказалась карточка с этим инструментом, говорит : 
`Это мой!` Продавец спрашивает : `А какой?` 
Покупатель показывает карточку, называя : ` Это бубен, вот какой!` 
Если покупатель не ошибается, продавец отвечает: ` Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! На нем весело сыграй!` 
Ребенок импровизирует, играет на этом инструменте., забирает его себе или кладет на стол. Игра продолжается с новым `продавцом`. Если муз.инструмент и карточка определены неправильно, продавец говорит: ` Инструмент не продается, в магазине остается!` 

Вариант 2: после слов `Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! на нем весело сыграй!` Все играющие и продавец становятся вокруг ребенка, купившего инструмент и поют любую знакомую песню и прихлопывают в ладоши. Ребенок импровизирует, подыгрывает на инструменте.

«Дирижер».

Задачи: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.

  Ход игры: У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.

Вариант.2: "Дирижер" показывает разным инструментам и группам в разное время, исполнители, внимательно смотрят, стараясь повторить.

 «Игра в кругу»

Задачи: способствовать развитию слухового внимания, выдержки

  Ход игры: Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, потом следующий т.д. Паузы между исполнением быть не должно.

Вариант 2: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.

Сказки-шумелки.

Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Рекомендации:

  • Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
  • Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
  • Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
  • Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
  • Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
  • Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
  • Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
  • Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
  • Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Заключение.

Систематическая и планомерная работа в этом направлении, а также использование музыкально-дидактических игр эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. На основе использования музыкально-дидактических игр и упражнений у дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)

Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....

Мастер класс для воспитателей : «СОРСИ, как интегрированный инструмент физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер класса: повышение педагогической компетентности педагогов в области применения новой инновонационной технологии СОРСИ, как интегрированного инструмента физического развития детей старшего ...