ПРОЕКТ «Мир фольклора – мир народной мудрости»
проект (средняя, старшая группа)
Цель проекта "Мир фольклора-мир народной мудрости": Развитие и обогащение речи детей дошкольного возраста на основе народной культуры, её творчества и самобытности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ЦРР детский сад №5 г. Россоши.
ПРОЕКТ
«Мир фольклора – мир народной мудрости»
Воспитатель:Толстун Ю. Н.
январь-апрель 2020
ПРОЕКТ "Мир фольклора-мир народной мудрости"
«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»
А.М. Горький
Актуальность: Старинные песни и пляски, игры и сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, потешки и прибаутки, заклички и считалки… Всё это мы находим в удивительном и прекрасном мире народной мудрости-мире фольклора, который открывает нам Добро, Красоту и Радость окружающего мира, помогает понять, как много мы можем сделать, чтобы с каждым днём самим становиться хоть чуточку лучше!
В современном мире повсеместно наблюдается процесс ослабления, упрощения, оскуднения русского языка, исчезновение его красоты и образности. К сожалению, словарный запас большинства взрослых невелик и примитивен. А развитие речи ребенка находится в прямой зависимости от его окружения (семья, сверстники, образовательные организации).
В последнее время массовая культура зарубежных стран активно проникает в жизнь, мировоззрение современных детей. Забывается или отходит на последний план ценность русской народной культуры. А ведь, именно, народное искусство, глубоко воздействует на воспитание дошкольников в русле русской национальной культуры.
Обогащающая роль традиционной народной культуры и родного языка должна найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России.
Ежегодно увеличивается количество детей с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям.
В силу определённых обстоятельств общение между родителями и детьми становится минимальным или вообще отсутствует. Дети часто проводят время перед телевизором, компьютером, планшетом или в худшем случае предоставлены сами себе.
Поэтому детский сад должен стать проводником для детей и их родителей в познании удивительного мира фольклора, воспитании духовности, формировании системы нравственно-эстетических ценностей.
Реализация данного проекта позволит посеять и взрастить в детской душе семена любви к устному и музыкальному фольклору, который является неиссякаемым источником народной мудрости!
Проблема:
Недостаточный, поверхностный интерес к устному и музыкальному фольклору современных родителей и детей.
Цель проекта: Развитие и обогащение речи детей дошкольного возраста на основе народной культуры, её творчества и самобытности.
Задачи проекта:
-для детей:
1.Дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы.
2.Обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте.
Привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.
На фольклорной основе формировать, развивать исполнительские и творческие навыки каждого ребенка.
5.Обогатить активный и пассивный словарь, развивать связную речь посредством устного и музыкального фольклора.
- для родителей:
1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.
2.Расширить поле позитивного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами.
3.Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
-для воспитателей:
1.Привлечь к активному тесному взаимодействию в процессе работы по реализации проекта.
2.Обогатить предметно-развивающей среду в группе.
3.Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Гипотеза: Если использовать фольклор наряду с современными технологиями обучения, речь дошкольника обогатится и повысится уровень познавательно-творческой деятельности.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Адрес: детям, родителям, педагогам.
По продолжительности: Долгосрочный(с января по апрель 2020года.)
Участники проекта: музыкальные руководители, воспитатели, дети, родители.
Необходимые материалы: использование ИКТ, русские народные музыкальные инструменты, иллюстрации, дидактический материал.
Методы работы над проектом: словесный, наглядный, практический, игровой.
Ожидаемый результат проектной деятельности:
1. для музыкальных руководителей:
- освоение проектного метода;
- повышение престижности профессии музыкального руководителя, напоминание общественности о его роли в жизни ребенка и всего общества;
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
- повышение качества взаимоотношений с родителями.
2. для детей:
- сформированы представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
- сформировано бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- повысился уровень познавательного развития;
- развитие творческих способностей;
- развитие умения работать в коллективе, навыков коммуникативного общении.
для родителей:
- обогащение знаний о значимости русской культуры на развитие речи их детей ;
- повышение интереса к русскому народному творчеству;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации выставок, праздников для детей.
4. для воспитателей:
- активное тесное взаимодействие в процессе работы по реализации проекта.
Продукт проекта:
- праздник «Пасхальные встречи»;
- отчетное мероприятие «Путешествие в страну Фольклора».
Этапы проекта:
Организационный этап:
- диагностика детей;
- анкетирование родителей;
Музыкальный руководитель:
- постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор иллюстративного материала, художественной литературы, репродукций картин;
- подготовка атрибутов, пошив костюмов;
- создание презентаций по теме;
- посещение консультаций логопеда, инструктора по физической культуре.
Дети: вхождение в проект.
Родители: вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.
Воспитатели: привлечь воспитателей к совместной деятельности.
Основной этап:
- ознакомление детей с жанрами фольклора;
- организация и посещение выставок;
- рассмотрение картин, иллюстраций и беседы по их содержанию;
- проведение ОД;
- продуктивная деятельность с детьми;
- проведение праздника «Пасхальные встречи»;
- создание презентаций
Заключительный этап:
- подведение итогов и анализ результатов проекта;
- отчётное мероприятие «Путешествие в страну Фольклора».
Содержание проекта:
ТЕМА
| ФОРМА РАБОТЫ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ | |||
С детьми | Родителями | Педагогами | |||
Хороводы хороводятся-песня речкою льётся Русские Народные музыкальные инструменты
Рождество |
Викторина «Угадай народную песню»
Организация выставки «Музыкальная шкатулка» в детском саду Досуг «Угадай музыкальный инструмент»
Участие в празднике «Свет Рождества»
|
Рекомендации по слушанию музыки.
Консультация «Из истории праздника»
|
Консультация «Народная песня»
Мастер-класс «Игра на ложках»Создание мини-музея музыкальных инструментов |
январь | |
Рисуем отгадки к народным загадкам Пословицы и поговорки русского народа
Считалки
Народные игры Масленица | Музыкально-дидактические игры
Познавательная беседа с ИКТ Игровая деятельность Музыкальные сюжетно-ролевые игры Развлечение | Рекомендации по использованию фольклора в семье.
Рекомендации инструктора по физкультуре Папка-передвижка | Создание копилки
Рекомендации инструктора по физкультуре |
Февраль | |
Народная кукла Сороки
Красна сказка складом Сказочники. | Посещение Русской избы Беседа с ИКТ
Викторина по сказкам Театрализованная .деятельность По русским народным сказкам | Информация на стенд «Праздник-Сороки»
Консультация на тему: «Сказка в жизни ребёнка» | Информационно-просветительский материал Папка-передвижка Обогащение предметно-развивающей среды
|
Март | |
Весну звали
Пасха Путешествие в страну фольклора | Посещение выставки
Праздник «Пасхальные встречи» Фольклорный праздник
| Участие в акции «Пасхальная открытка» Просмотр и участие в празднике.
| Беседы о времени года
Участие в совместной деятельности Консультация «Влияние фольклора на развитие речи» |
Апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ларец народной мудрости"
Данный проект долгосрочный.Направлен на ознакомление старших дошкольников с традициями,укладом жизни,прикладным творчеством русского народа....
Проект Книга Народной Мудрости 15.07.2016
Книга Народной Мудрости является результатом совместной деятельности учителя -логопеда, родителей и воспитанников, воспитателей. Основная цель проекта -знакомство с русской культурой, обычаями предков...
Консультация для родителей "Фольклор -народная мудрость"
"ФОЛЬКЛОР –НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ"Огромное значение имеет художественная литература на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника. И именно в дошкольном в...
"Фольклор-кладезь, народной мудрости
буклет для родителей и педагогов...
педагогический проект "Речевой ручеёк народной мудрости"
формирование осознанного отношения к пословицам, как чудодейственному источнику познавательно-речевого и социально-личностного развития посредством исследовательской деятельности....
Программа "Фольклор - жемужина народной мудрости"
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство музыки, поэзии,манеры исполнения и функции произведения. (М.Н. Мельников)На...
ФОЛЬКЛОР – «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».
Статья из опыта работы...