Программа "Фольклор - жемужина народной мудрости"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство музыки, поэзии,манеры исполнения и функции произведения. (М.Н. Мельников)
Народное искусство соединет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих тёх компонентов образуется гармоничный синтез, двигающий большой силы эмоционального воздействия.
В настоящее время появилась возможность познакоить и приобщить дошкольников к русской традиционной культуре.
Главная задача такой работы состоит в том, чтобы помоь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют в повседневной жизни.
Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Програма "Фольклор - жемчужина народной мудрости" имеет четыре раздела. Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодиности событий...
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время возникает необходимость, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_folklor_-_zhemchuzhina_narodnoy_mudrosti.docx | 56.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад присмотра и оздоровления № 41 «Звездочка»
города Южно-Сахалинска
_______________________________________________________________________
город Южно – Сахалинск, ул. Пограничная, д. 22 – а, телефон/факс (22 – 34 - 42)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель заведующей по ВМР Заведующая МБДОУ №41
Лалетина Т.И. _________________ Кон О.А.____________
Протокол заседания
Педагогического совета №
от «___» _________2016г.
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФОЛЬКЛОР - ЖЕМЧУЖИНА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
Разработала:
воспитатель
высшей категории
Маринина Антонина Федоровна
Южно-Сахалинск
2016
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3. Принципы и подходы по формированию программы.
4. Ожидаемые результаты.
5. Содержание и реализация программы.
6. Тематическое планирование.
7.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
8. Литература.
9. Приложение.
Пояснительная записка
Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.
Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках обьединены: импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.
Программа по изучению фольклора дошкольниками составлена на основе обязательного минимума ознакомления с русской народной культурой детей дошкольного возраста, федерального компонента государственного стандарта, примерной программой дошкольного образования Л.М.Васильевой, с учётом авторской программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой, на основе программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Актуальность приобщения детей к народной культуре, к народному фольклору заключается в том, что в настоящее время возникает необходимость, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей страны, полюбил свою Родину, пришёл к пониманию и осознанию собственной принадлежности к народу, своей неповторимости. Богатство культурного наследия наших предков уходят корнями в глубь веков. Обществу нужны культурные образованные люди, любящие свою Родину. Чем содержательнее будут эти познания, тем действеннее окажутся они для воспитания детей к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность познакомить и приобщить дошкольников к русской традиционной культуре. Главная задача такой работы состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 5 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально - танцевальными, приемами и театральной деятельностью. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям в течение двух лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется эмоциональное восприятие дошкольников,
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Программа «Фольклор - жемчужина народной мудрости» имеет следующие разделы:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.
Цель работы:
приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.
Задачи программы:
Образовательные:
Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
Воспитательные:
Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Основная форма работы с детьми:
тематические занятия и занятия интегрированного типа.
Организация работы:
Занятия интегрированного типа;
Развлечения;
Театрализованные представления, концерты;
Календарные праздники;
Видео и фотоматериалы;
Формы подведения итогов:
Отзывы родителей, педагогов ДОУ.
Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
Воспитывать в детях толерантность.
Методические приемы:
наглядный, словесный, практический;
беседы с детьми;
наблюдение за природой;
слушание русских народных песен, сказок;
разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
инсценировки песен и малых фольклорных форм;
ручной труд.
Программа рассчитана на два года. 4 раза в месяц в определённый день недели (1 раз в неделю). Продолжительность - 30 мин. (старший возраст), 35 мин (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе – 15человек. Программой предусмотрено проведение:
– тематических мероприятий – 40;
– доминантных мероприятий – 20;
– развлечений – 4 (“Капустница”, “Новогодний сапожок”, “Василий–капельник”, “Ярилины игры”);
– интегрированных занятий – 4 (“Осенний парк”, “Мир игрушек”, “Воробьиная дискотека”, “Город мастеров”).
Структура занятия с детьми 5-6 лет
Приветствие.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть:
-Беседа.
-Пение, инсценировки.
-Музыкально - ритмические движения,
Игра.
Структура занятия с детьми 6-7 лет.
Приветствие.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть:
-Беседа.
-Пение, инсценировки.
-Музыкально-ритмические движения.
- Игра.
- Релаксация.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей
5-7 лет
*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.
*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.
*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).
*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).
*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.
*Оказывать помощь сверстникам и взрослым.
*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
*Правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих.
*Проявлять внимание и заботу к близким.
*Передавать полученные знания малышам.
6-7 лет.
*Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.
*Введение в свои выступления не только устного, но и музыкального фольклора.
*С желанием участвовать в любом виде деятельности.
*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,
«ниточка с иголочкой».
*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).
*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
*Передавать полученный опыт малышам.
Взаимодействие со специалистами, с музыкальным руководителем и родителями: работа проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ , с музыкальным руководителем; к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.
Беседы с родителями, их участие в работе помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Методические рекомендации к реализации программы:
Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по эстетическому воспитанию и изучению народного творчества.
Необходимые условия реализации программы:
Специальное помещение, технические средства предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ I
«Детский музыкальный фольклор»
ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Использование потешек, приговорок, закличек в повседневной жизни.
ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений: постижение народно-попевочного словаря.
ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
«Народные песни»
ТЕМА 4. «Календарные песни».
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Следить за четким и ясным произношением слов.
РАЗДЕЛ 2.
«Народные песни»
Тема 1. «Песенный припев».
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). пения. Передача характера в пении.
Раздел 3
«Игровой фольклор»
Тема1, 2. «Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
РАЗДЕЛ 4.
«Хоровод»
Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
ПЛАН РАБОТЫ СОВМЕСТНО С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
СЕНТЯБРЬ
1.
Беседа о календарных песнях. Слушание песни (по усмотрению музыкального руководителя).
Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».
Игра «Капуста», «Огородная» и др.
2.
Слушание (по усмотрению музыкального руководителя). Беседа о содержании песни, особенностях ее исполнения.
Закличка «Осень, осень, в гости просим».
Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки».
Игра «Капуста», «Огородник».
3.
1. Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки».
2. Беседа о свадебных, обрядовых песнях. Слушание песни «Ой, где был сокол?». Знакомство со звеньями свадебной игры.
3. Игра «Колечко»
4. Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой или др.
4.
1. Хоровод « Как пошли наши подружки».
2. Слушание «Ой, где был сокол?». Выделение эпитетов, метафор,
поэтических параллелей (невеста – белая лебедушка, молодая яблонька;
жених - сизый селезень, ясный сокол).
Игра «Колечко».
ОКТЯБРЬ
1.
Разучивание частушек.
Хоровод «Как пошли наши подружки».
Игра «Мельница»
2.
Исполнение частушек.
Хоровод « Как пошли наши подружки».
Игра « Мельница».
3.
Проведение фольклорного праздника «Русская ярмарка».
4.
Беседа о прошедшем празднике.
Разучивание песни «Говорят у нас вот так!».
Игры по желанию детей.
НОЯБРЬ
1.
Беседа о предназначении потешек.
Разучивание потешки «Иванушка»
Песня «Говорят у нас вот так!».
Исполнение заклички «Осень, осень в гости просим!».
Игра «Мельница».
2.
Беседа о колыбельных песнях «Гули».
Разучивание песни «Вдоль по улице ребятушки идут».
Исполнение песни «Говорят у нас вот так!».
Игра «Горшок».
3.
Заучивание потешек «на сон»: «Баю - баю - баюшки» и др.
Слушание колыбельной «Гули».
Пение «Вдоль по улице ребятушки идут», «Гости»
Игра «Всем, Надюша, расскажи».
4.
Слушание дразнилок. Заучивание «Барашеньки крутороженьки».
Песня «Как у наших у ворот».
Игра «Капуста».
ДЕКАБРЬ
1.
Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.
Разучивание Рождественских колядок.
Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима». Повторение
знакомых фольклорных песен.
Игра «Пирог».
2.
Слушание «Авсень - коляда». Беседа о содержании песни, характер её
исполнения.
Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).
Хоровод «Ой, ты, зимушка - зима!».
3.
1. Слушание «Авсень - коляда».
2. Разучивание прибаутки «Зайка белый».
З. Хоровод «Ой ты, зимушка - зима».
4.
Хоровод «Ой ты, зимушка - зима»
Повторение Рождественских колядок.
Игра «Метелица».
ЯНВАРЬ
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «Всех зовём на наши Святки»
1.
Слушание «В низенькой светёлке». Определить характер песни, её
содержание.
Разучивание песни «Как повадился коток». Игра «Льдинка».
2.
Слушание «В низенькой светёлке».
Хоровод «Ой ты, Зимушка - зима».
Песня «Как повадился коток». «Говорят у нас вот так!».
Игра «Льдинка».
3.
Беседа о колыбельных песнях. Слушание «Баю - баюшки-баю».
Разучивание пестушки.
Исполнение знакомых песен.
Игра «Мельница».
ФЕВРАЛЬ
1.
Слушание «Баю - баю - баюшок».
Разучивание песни «Шёл Ванюша».
Повторение песни «Как повадился коток».
Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».
2.
1. Беседа о празднике « Масленица», о традициях, обрядах. Слушание «Выходила наша Масленица».
Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».
Игра «Горшок».
3.
Слушание «Выходила наша Масленица».
Разучивание слов к хороводу «А мы масленицу провожали».
3. Повторение прибауток, приговорок к масленице».
4. Игра «Горшок».
4.
1. Разучивание песни «Блины».
2. Хоровод «А мы Масленицу провожали».
3. Игра «Сковорода».
МАРТ
1. Заучивание закличек о весне.
2. Пение «Блины», «Шёл Ванюша», «Как повадился коток».
3. Хоровод «А мы Масленицу провожаем».
4. Игра «Горшок».
2.
ПРАЗДНИК «МАСЛЕННИЦА-КРИВОШЕЙКА»
3.
Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим
временем года. Слушание «Уж я сею - высеваю».
Разучивание слов к хороводу «Идет Матушка Весна».
Повторение знакомых песен.
4. Игра «Колечко».
4.
1. Слушание «Уж я сею - высеваю».
2. Разучивание песни «Ой, сад во дворе».
3. Хоровод «Идет Матушка Весна».
4. Игра «Капуста».
АПРЕЛЬ
1.
1. Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй».
2. Пение «Ой, сад во дворе», «Шёл, Ванюша».
Хоровод «Идёт Матушка - Весна».
2.
Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.
Разучивание пасхальных приговорок.
Повторение знакомых песен.
Игра «Ручеёк».
3.
ПРАЗДНИК «ПАСХА ХРИСТОВА»
МАЙ
1.
Слушание песни «Утушка - луговая».
2. Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»
3. Хоровод «Вот уж скоро лето».
5. Игра «Ручеёк».
2.
Слушание «Утушка - луговая».
Разучивание песни «Я ль по садочку похаживала».
Повторение закличек.
Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».
3.
Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры».
Разучивание песни к игре «Пчёлы».
Пение частушек.
Игра в «Ворона».
4.
Слушание колыбельной песни « Вы не дуйте, буйны ветры».
Заучивание пестушки «Мое дитятко в дому».
Исполнение частушек.
Игра «Пчёлы».
Тематический план работы с детьми в «Русской избе»
Перспективное планирование работы с детьми 5-6 лет
в «Русской избе».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
БардинаП.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
Буренина А.И.. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004 года).
Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”
Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
Медведева М.. “А мы просо сеяли”.
Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.
Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
Федорова Г.П.. “Пой, пляши, играй от души”.
Штанько. И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход - М.: ТЦ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие у детей чувства доброты, как образца высшей народной мудрости".
В данной статье мы рассказываем о значении фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....
Народная мудрость о воспитании
Пословицы и поговорки о воспитании детей могут быть использованы для работы с родителями в консультациях, родительских собраниях для повышения педагогических знаний родителей....
Копилка народной мудрости: "Каша - сила наша!"
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе русского народа, она являлась основным блюдом, как богатых, так и бедных людей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".
Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...
Хранилище народной мудрости
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста...
Народная мудрость горцев о семье и внутрисемейных отношениях.
Этот материал поможет узнать о культуре, обычаях одного из республик России - Дагестан. Поможет обогатить знания о роли семьи, традиций народа в воспитании подрастающего поколения....
«Секреты вековой народной мудрости»
Данный проект был изготовлен для знакомства моих воспитанников с традицией татарского народа....