Проект "Ларец народной мудрости"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Орехова Светлана Валентиновна

Данный проект долгосрочный.Направлен на ознакомление старших дошкольников с традициями,укладом жизни,прикладным творчеством русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по народной культуре31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г. Лобня

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №1 «Чайка»

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР

д/с №1 «Чайка»

М.И. Клочкова

Проект

«Ларец народной мудрости»

Воспитатель группы №10:

Орехова С.В.

г. Лобня

2016 г.

Проект: «Ларец народной мудрости».

Паспорт проекта:

Введение.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениями, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом». С. Михалков.

Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быта людей.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Наименование проекта: «Ларец народной мудрости»

Тип проекта: Информационно - творческий;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Сроки реализации проекта: 24.02.2016 – 30.05.2016.

Участники проекта: дети старшей - подготовительной группы № 10, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель;

Актуальность проекта обусловлена большой значимостью возрождения и сохранения национальных традиций и обычаев, а так же воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными традициями и обычаями, народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, традициями, обычаями и организацию художественно - продуктивной творческой деятельности.

Задачи проекта:

1. Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения;

2. Познакомить детей с произведениями декоративно – прикладного искусства;

3. Учить передавать своё представление об историческом прошлом родины посредством создания предметов быта;

4. Помочь детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях декоративно – прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность;

5. Дать детям представление о труде народных умельцев;

6. Пробудить интерес и воспитать уважение к труду человека-мастера;

7. Познакомить детей с различными датами народного календаря, традициями этих дней, с народными представлениями о персонажах народной мифологии;

8. Уточнить знания детей о самых известных видах росписи, учить создавать орнамент и сюжетные композиции по их мотивам;

9. Обогащать словарь;

10. Развить детское творчество средствами народного искусства;

11. Формировать эстетическое отношение к миру.

12. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

13. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии традиций.

Планируемый результат:

1. Использование детьми в активной речи считалок, загадок, потешек и скороговорок.

2. Знание сказок и сказочных персонажей.

3. Устойчивый интерес к культуре русского народа.

4. Знание истории русского народного костюма, кукол, игрушек и жизни людей в былые времена.

5. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

6. Создание достаточных условий для развития творческих способностей детей средствами народного декоративно-прикладного искусства.

7. Объединение усилий воспитателей и родителей при реализации проекта.

8. Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;

9. Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;

10. Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;

11. Лепят декоративные изделия, используя способы: конструктивный, скульптурный;

12. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях

Методы реализации проекта:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

- анкетирование родителей по теме проекта;

- подбор информационно – методического обеспечения проекта;

- привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта;

- обновление содержания предметно – развивающей среды.

Основной этап:

- продуктивно – познавательная деятельность с детьми по реализации проекта;

- работа с родителями по теме;

- организация сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр, театрализованных представлений;

- организация мини – музея «Город мастеров»;

- досуг «Весенний праздник птиц».

Обобщающий этап:

- организация выставки «Город мастеров»

- итоговое мероприятие – досуг «Петрушка со сказками»

- создание картотеки народных игр

- создание картотеки хороводных игр

Взаимодействие с родителями.

- анкетирование родителей;

- информация в родительском уголке;

- консультации для родителей:

-«Виды народного декоративно – прикладного искусства»

-«Влияние русских народных игр на развитие духовно – нравственных качеств личности»

-«Как создать родословную своей семьи»

- рекомендации для родителей по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством.

План мероприятий по реализации проекта.

Познавательная деятельность:

  1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома?»

- «Гжель сине-голубое чудо»

- «Традиции народа».

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо Филимоновских свистулек»

3.Совместная познавательно исследовательская деятельность: «Из чего же, из чего же?». (Дерево - матрешки, хохлома; глина - дымка и т.п.);

4. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?»;

5. НОД «Семейные обычаи на Руси»;

6. НОД «Масленица»

7. НОД «Вербное воскресение»

8. НОД «Великий праздник – Пасха»

9. НОД «Как рубашка в поле выросла»

Речевая деятельность:

  1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
  2. Разучивание стихотворений Е.А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
  3. Чтение и обсуждение авторской сказки «Как Коко Ваня для Даренки новые валеночки доставал»;
  4. Театрализация сказки «Теремок на новый лад»;
  5. Викторина «Петрушка со сказками»;

Художественно - творческая деятельность:

  1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
  2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
  3. Аппликация «Дымковская деревенька»;
  4. Рисование матрешек;
  5. Рисование « Укрась тарелочку. Гжель»;
  6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
  7. Раскрашивание тематических раскрасок;
  8. Прослушивание русских народных песен;
  9. Ручной труд «Дымковская барышня»;
  10. Лепка по мотивам Богородской игрушки «Косматый мишка»
  11. Ручной труд «Кукла Пеленашка», «Кукла Берегиня».

Игровая деятельность:

  1. Дидактические игры «Найди отличие», «Собери картинку», «Составь узор»;
  2. Настольно - печатная игра «Собери посуду»;
  3. Подвижные народные игры;
  4. Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай», «Чайничек с крышечкой»;
  5. Музыкально - дидактическая игра «Угадай инструмент»;
  6. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями: 

Родителям предлагалось:

  1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
  2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
  3. Помочь детям разучивать стихи;
  4. Участие в досуге «Весенний праздник птиц»;
  5. В выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;

Библиографический список:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс,2010. – 304с.: ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. № 3.

4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.

5. Чебан А. Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

6. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты/авт.-сост. Л.О. Тимофеева, 2015.

7. Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/авт.-сост. Г.А. Лапшина,2008.

8. Народная культура и традиции/авт.-сост. В.Н. Косарева,2014.

9.Пантелеева Н.Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2014.

10. Цыгвинцева О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СПб.: ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие у детей чувства доброты, как образца высшей народной мудрости".

В данной статье мы рассказываем о значении фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....

Народная мудрость о воспитании

Пословицы и поговорки о воспитании детей могут быть использованы для работы с родителями в консультациях, родительских собраниях для повышения педагогических знаний родителей....

Копилка народной мудрости: "Каша - сила наша!"

На Руси каша испокон веков занимала важней­шее место на столе русского народа, она явля­лась основным блюдом, как богатых, так и бед­ных людей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Былины - кладезь народной мудрости. Илья Муромец - русский богатырь".

Знакомство детей с былинным эпосом: его происхождением, авторством, содержанием. Знакомство с элементарными историческими сведениями об эпохе Древней Руси. Формирование представлений о некоторых аспек...

Хранилище народной мудрости

Конспект родительского собрания в группе раннего возраста...

Народная мудрость горцев о семье и внутрисемейных отношениях.

Этот материал поможет узнать о культуре, обычаях одного из республик России -  Дагестан. Поможет обогатить знания о роли семьи, традиций народа в воспитании подрастающего поколения....

«Секреты вековой народной мудрости»

Данный проект был изготовлен для знакомства моих воспитанников с традицией татарского народа....