Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.
статья

Рышкова Елена Геннадьевна

Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.

 

Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых со­стоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между не­посредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формально­го (регламентированного) и неформального (свободно­го) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда за­метную сторону педагогического взаимодействия, отра­жая потребностно-мотивационную сферу личности педа­гога и воспитанника.

Проблемы межличностных отношений педагога и ребен­ка рассматривались многими исследователями, среди ко­торых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и дет­ский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психоло­га на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др.

И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контек­сте общения учителя с учащимися.

1. Взаимно положительные отношения являются безуслов­но оптимальным вариантом, обеспечивая психологи­ческую совместимость взаимодействующих сторон.

2. Взаимно отрицательные отношения выступают как вза­имно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю не­обходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений.

3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоот­ношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы пре­дотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на оби­дах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опус­каясь до сведения счетов с учащимися.

4. При односторонних противоречиво положительных взаи­моотношениях, когда очевидны колебания между симпа­тией и антипатией, имеется объективная психологичес­кая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт.

5. Односторонние противоречиво отрицательные отноше­ния не исключают согласия и конструктивности совме­стных действий. Однако педагогу важно усилить поло­жительную позицию учащихся, найти способы сбли­жения.

6. Взаимно противоречивые отношения являются потенци­ально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.

7. Обезличенные, т.е. объект-объектные, отношения явля­ются педагогически неполноценными. Формальные контакты не только свидетельствуют о взаимном рав­нодушии, но и провоцируют немотивированные вспыш­ки агрессии учащихся.

Для осознания особенностей взаимоотношений педа­гога и ребенка в современных условиях необходимо учи­тывать, что призыв к ненасилию, толерантности все более и более овладевает умами общественности и заставляет задуматься об организации педагогически целесообразных отношений с детьми в образовательном процессе именно с этих позиций.

Одной из важных составляющих профессионализма педагога является умение формировать у детей опыт взаи­модействия между людьми, социальными группами, об­щественными объединениями и государствами, т.е. уме­ние вести диалог, успешные переговоры, проявление стремления к справедливости, толерантности. Всему этому может научиться ребенок только во взаимодействии со взрослыми и прежде всего, с педагогами, которым прису­щи именно такие качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностные аспекты взаимоотношений педагога и ребенка.

Особенности педагогической профессии наиболее ярко раскрываются при анализе проблемы взаимоотношений педагога и ребенка. Взаимоотношения педагога и ребенка — это тип межличностных отношений, сущность которых состоит во взаимном эмоциональном контакте, совместных действиях, поведенческой связи, существующей между непосредственными участниками педагогического процесса в ходе решения задач образования, воспитания и развития.

Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» на уроке, на перемене, на экскурсии или утреннике, т.е. в ситуациях формального (регламентированного) и неформального (свободного) общения. Они составляют внутреннюю и не всегда заметную сторону педагогического взаимодействия, отражая потребностно-мотивационную сферу личности педагога и воспитанника.

Проблемы межличностных отношений педагога и ребенка рассматривались многими исследователями, среди которых Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский (Учитель и детский коллектив. — Мн., 1975), А. Ершов (Взгляд психолога на активность человека. — М., 1991), И.И. Рыданова и др.

И.И. Рыданова, в частности, предложила следующую типологию межличностных взаимоотношений в контексте общения учителя с учащимися.

1. Взаимно положительные отношения являются безусловно оптимальным вариантом, обеспечивая психологическую совместимость взаимодействующих сторон.

2. Взаимно отрицательные отношения выступают как взаимно травмирующие, непродуктивные, конфликтогенные. Чтобы найти общий язык с ребенком, учителю необходимо кардинально изменить свое отношение, занять положительную позицию, не надеясь на сиюминутную благоприятную трансформацию взаимоотношений.

3. Односторонние положительно-отрицательные взаимоотношения как асимметричный вариант отличаются неустойчивостью, нестабильностью. Учитель и учащиеся с негативной установкой склонны ожидать такого же отношения к себе. Отсюда неадекватность, предвзятость поведенческих реакций. В свою очередь, положительно настроенный педагог, наталкиваясь на негативизм школьников, может потерять самоконтроль. Чтобы предотвратить эскалацию межличностного напряжения, ему необходимо преодолеть себя, не «зацикливаться» на обидах, обрести внутреннее и внешнее спокойствие, не опускаясь до сведения счетов с учащимися.

4. При односторонних противоречиво положительных взаимоотношениях, когда очевидны колебания между симпатией и антипатией, имеется объективная психологическая основа для сотрудничества. Решающую роль играют поведенческая реакция учителя, его терпимость и такт.

5. Односторонние противоречиво отрицательные отношения не исключают согласия и конструктивности совместных действий. Однако педагогу важно усилить положительную позицию учащихся, найти способы сближения.

6. Взаимно противоречивые отношения являются потенциально деструктивными. Чтобы наладить межличностные контакты, педагогу необходимо преодолеть обоюдную настороженность и тревожность.

7. Обезличенные, т.е. объект-объектные, отношения являются педагогически неполноценными. Формальные контакты не только свидетельствуют о взаимном равнодушии, но и провоцируют немотивированные вспышки агрессии учащихся.

Для осознания особенностей взаимоотношений педагога и ребенка в современных условиях необходимо учитывать, что призыв к ненасилию, толерантности все более и более овладевает умами общественности и заставляет задуматься об организации педагогически целесообразных отношений с детьми в образовательном процессе именно с этих позиций.

Одной из важных составляющих профессионализма педагога является умение формировать у детей опыт взаимодействия между людьми, социальными группами, общественными объединениями и государствами, т.е. умение вести диалог, успешные переговоры, проявление стремления к справедливости, толерантности. Всему этому может научиться ребенок только во взаимодействии со взрослыми и прежде всего, с педагогами, которым присущи именно такие качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком: есть ли оно в наших детских садах?"

Обсуждение вопроса о взаимоотношениях с ребенком. Почему воспитатели не задумываются о том, что они воспитывают человека, к которому нужно относиться с должным уважением....

Взаимоотношения педагога с ребенком- как основное условие эмоционального благополучия.

Признание взрослым ценности саморазвития ребенка требует изменений образования: не подтягивать ребенка к заранее известным заданным нормам, а создавать условия для обеспечения максимально полного личн...

Круглый стол педагога-психолога с воспитателями по теме: «Формирование личностного аспекта воспитателей в период введения ФГОС»

Цель:•      определение базовых личностных качеств педагога, способствующих осуществлению успешной профессиональной деятельности и влиянию на формирование позитивно- прогресси...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

Семинар-практикум с педагогами "Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом. Восстановление чистоты каналов взаимоотношений"

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они е...