http://pped.ru/node/1836 Доклад/ «Индивидуально-личностный аспект оздоровления дошкольников средствами физического воспитания»
статья
Предварительный просмотр:
Индивидуально-личностный аспект оздоровления дошкольников средствами физического воспитания
Плужникова Наталья Александровна
студент, Мичуринский государственный аграрный университет,
Социально-педагогический институт
РФ, г. Мичуринск
E-mail: turovtseva2013@gmail.com
АННОТАЦИЯ
В результате проведенного исследования, теоретически обоснованы и верифицированы педагогические условия реализации индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников средствами физического воспитания: активное включение личности дошкольника в двигательную деятельность; формирование мотивированности к собственному здоровью и здоровому образу жизни; актуализация представлений дошкольника о духовных ценностях и здоровом образе жизни; организация взаимодействия педагога ДОУ, родителя и ребенка, способствующая обеспечению здорового образа жизни в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: дошкольники, двигательная деятельность, здоровый образ жизни, физическое воспитание.
Individual - personal aspect of preschool children ̕ s health improvement by means of physical education
Pluzhnikova, Natalya Aleksandrovna
student, Michurinsky state agrarian University,
Social and pedagogical Institute
Russian Federation, Michurinsk
E-mail: turovtseva2013@gmail.com
ABSTRACT
The result of this study, theoretically grounded and verified pedagogical conditions of realization of the individual aspect of rehabilitation of preschool children by means of physical education: active involvement of the personality of the preschool child in physical activities; formation of motivation to health and healthy lifestyles; updating of representations preschooler about spiritual values and healthy lifestyles; organization of interaction of the teacher DOE, parent and child, promote healthy lifestyle in preschool age.
Key words: preschool children, motor activity, healthy lifestyle, physical education.
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действительной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности [129].
Физическое воспитание школьников решает задачу всестороннего развития личности посредством формирования его физической культуры. В процессе физического воспитания следует создавать условия, при которых физические возможности младшего школьника полностью раскроются. Однако результаты современных исследований [4,8] свидетельствуют о наличии тенденции к ухудшению физической подготовленности учащихся.
Физическое воспитание - педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования.
Целью данного исследования - является разработка педагогического обеспечения индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников средствами физического воспитания и апробация его в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1.Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы оздоровления дошкольников на основе обзора философских, медицинских, спортивных, психолого-педагогических исследований с целью выявления сущности феномена индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников средствами физического воспитания.
2.Спроектировать педагогическую модель построения образовательного процесса по физической культуре на индивидуально-личностной основе.
3.Выявить, теоретически обосновать и верифицировать педагогические условия по реализации индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников.
4.Разработать содержательно-методическое обеспечение, включающее «Альтернативную программу», «Методические рекомендации по совместной работе семьи и ДОУ», мероприятия, позволяющие осуществлять реализа-
цию индивидуально-личностного аспекта оздоровления дошкольников средствами физического воспитания.
Результаты исследования и их обсуждение:
Общая заболеваемость в группе, в том числе и инфекционная %
Заболевания | ОРВИ и грипп | Болезни органов дыхания | Болезни ЛОР - органов |
2017/2018г. | 14 % | 12% | 15% |
2018/2019г. | 12% | 12% | 13% |
2019/2020г. | 11% | 11% | 10% |
Таблица №1.
Анализируя данные таблицы видно, что уровень заболеваемости ОРВИ и ЛОР - органов снизился. Наблюдается снижение количества заболеваний органов дыхания, продолжительность заболеваний сократилось.
Это свидетельствует о системе профилактической работы с детьми, хорошем качестве организации питания в детском саду, а также более внимательном отношении к здоровью воспитанников родителями.
Таким образом, по донной таблице, можно сделать выводы, что спустя два года, детей, сократилась на 4%.
Показатели посещаемости детей группы %
| Кол-во пропущенных дней по болезни | Кол-во пропущенных дней по др. причинам |
2017/2018г. | 14 % | 20% |
2018/2019г. | 10% | 24% |
2019/2020г. | 8% | 23% |
Таблица №2
Результаты посещаемости детей говорят о том, что снизилось количество пропусков по болезни, но осталось на прежнем уровне количество пропусков по другим причинам.
Физическая подготовленность
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности. В таблице представлены данные по основным физическим параметрам в количественном и процентном отношении.
Показатели сформированности физических качеств дошкольников (%)
Год | Физические качества | % |
2017/2018г. | Гибкость | 36% |
Выносливость | 60% | |
Скорость | 55% | |
Мышечная сила | 25% | |
Ловкость | 23% | |
2018/2019г. | Гибкость | 38% |
Выносливость | 61% | |
Скорость | 58% | |
Мышечная сила | 28% | |
Ловкость | 27% | |
2019/2020г. | Гибкость | 41% |
Выносливость | 63% | |
Скорость | 61% | |
Мышечная сила | 30% | |
Ловкость | 29% |
Таблица №5
Для исследования были взяты 2 группы (экспериментальная и контрольная) детей старшего дошкольного возраста. В каждой группе по 20 детей.
Данный эксперимент проводился с соблюдением всех требований и условий. В физкультурном зале мы подобрали все необходимые нам материалы и оборудование, для того, чтобы провести исследование. Разделили зал на 5 зон, в которых дети принимали активное участие. Одежда у детей была спортивной и удобной. Во время эксперимента мы обращали особое внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка
Список литературы
1. Аршинник, С.П. От мониторинга к сдаче норм ГТО / С.П. Аршинник, В.И. Тхорев // Педагогический вестник Кубани. - 2014. - №4. - С. 52- 53.
2. Курамшин, Ю.Ф. Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов, история создания и развития /Ю.Ф. Курамшин, Р.М. Гадельшин //Теория и практика физической культуры. - 2014. - №7. - С.9-12.
3. Осик, В.И. Отношение учителей физической культуры Краснодарского края к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО (ВФСК ГТО) /В.И. Осик, О.С. Трофимова, В.А. Гуляева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - №2. - С.9-14.
4. Щербакова, А.С. Подготовка младших школьников к сдаче норм ВФСК ГТО в средних общеобразовательных учреждениях /А.С. Щербакова, Л.А. Дмитренко //Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры физического воспитания УГАТУ. - 2019.- С.221-225.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.
Физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно срав...
консультация для педагогов "Воспитание гуманных взаимоотношений между дошкольниками средством физического воспитания"
консультация для педагогов, как воспитать гуманные взаимоотношения между дошкольниками средством физического воспитания...
Стендовый доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста".
Доклад на тему "Подвижные игры как средство физического воспитания детей дошкольного возраста". Задачи: рассказать о значении подвижной игры в жизни детей, рассмотреть классификацию подвижных игр, мет...
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»
Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольниковсредствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДО»...
Практикум для родителей «Азы финансовой грамотности для дошкольников средствами физического воспитания»
финансовая грамотность...
Доклад на тему «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры»
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания приобрела особую значимость для нашего общества. Одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания...
Кинезиология, как средство оздоровительной формы, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников,современный тренд воспитания
Кинезиология, как средство оздоровительной формы, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников,современный тренд воспитания...