Семинар-практикум с педагогами "Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом. Восстановление чистоты каналов взаимоотношений"
материал по психологии
Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться. Практикум дает нам такую возможность, прочистить каналы наших взаимоотношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_-_vzaimootnoshenie_pedagoga_s_pedagogicheskim_soobshchestvom.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 68»
Практикум для педагогов
Тема: «Взаимоотношение педагога с педагогическим сообществом.
Восстановление чистоты каналов взаимоотношений»
Дата проведения: 07.02.2022г.
Выступление подготовила:
педагог-психолога Терентьева Т.В.
г. Нижний Новгород, 2020-2021 уч.
Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.
Задачи:
1. способствовать развитию умений определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов.
2. развивать ответственность и вклад каждого участника в решение общих задач;
3. формировать умения эффективного использования вербальных и невербальных средств в ситуациях педагогического общения, навыки совместной деятельности педагогов.
Материалы: листок бумаги и ручка каждому, сердце из бумаги, 5 песочниц, (камни,бусины и т.д.)
Ход семинара-практикума.
Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то новое о себе и о коллегах.
Прежде чем начать работать, мы должны вспомнить правила работы в группе.
1. Принцип “Я”: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа.
2. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
3. Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
4. Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
Начать наш тренинг я бы хотела с приветствия друг друга.
Упражнение 1. «Приветствия в разных странах».
Психолог: в разных странах обычаи приветствия очень отличаются друг от друга, сейчас мы с вами познакомимся с традиционными приветствиями,
после чего будем приветствовать своих соседей слева и справа одним из их видов.
Немцы – пожимают руки
Полинезийцы – трутся носами
Японцы – кланяются
Латиноамериканцы – обнимаются
Северная Америка – прикладывают ладонь ко лбу, губам, груди
Замбези – хлопают в ладоши
2.Упражнение «Три качества»
Каждый участник говорит три своих качества:
1. 1 качество, которое мне помогает в работе.
2. 1 качество, которое мешает в работе.
3. 1 качество, которое я ценю, но понятия не имею, как лучше его проявить в работе.
3. Упражнение «Яблоко и червячок»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются.
Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций
- конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).
- избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)
- компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)
- приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)
- сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»)
Кеннет Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться.
4.Упражнение «Ассоциации».
Ход: Участники на листочках пишут вертикально слово:
О – объединение,открытость,
Б – Близость,безопасность
Щ - щедрость
Е – единение,единомышлие
Н -необходимость
И –искренность,истина
Е - единомышлие
После чего необходимо на каждую букву слово прописать ассоциацию, причем задача такова, что ассоциации должны быть не только негативными. Необходимо постараться прописать и 3-4 позитивные ассоциации.
Демонстрация результатов, обсуждение. По Клюевой Н.В.:
Деструктивные стороны конфликта:
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
• Представление о победителях или побежденных как о врагах.
• Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Конструктивные стороны конфликта:
• Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
• Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
Конфликты приводят к образованию обиды.
Обида- болезненное переживание ,вызванное резким снижением качества взаимоотношений со значимым лицом.
Это состояние возникает только в ситуации межличностной коммуникации.
Изначальное предназначение обиды – информировать человека о резком снижении качества коммуникации со значимым для него лицом. Другими словами, обида – это гонец.
Есть две основные причины снижения качества коммуникации:
- Наши неточные или ошибочные ожидания от человека или от коммуникации в целом.
- Зашлаковывание каналов коммуникации.
Обе причины тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
Другими словами, приходя к нам, обида говорит: « Твои ожидания относительно другого были ошибочны и неточны, поэтому они не могли оправдаться, Ваш канал отношений загрязнён, поэтому пока он не будет прочищен, вы оба будете получать по нему мутную воду.»
Если обида предназначена для оперативного и своевременного информирования нас о риске снижения качества отношений,то почему же мы переживаем её так болезненно? Проблема в том,что большинство из нас игнорируют предупреждения обиды,а после болезненно переживают уже свершившийся факт о снижении отношений.
Необходимо различать 2 состояния обиды:
- сигналы-уколы –предупреждение об угрозе инфицирования злом.
- болезненное переживание - это устойчивый след от травмы, где обида понимается нами как посттравматический след.
Старт: «инфицирование злом» В силу различных причин канал отношений зашлаковывается. Появляются первые «звоночки» (уколы-сигналы обиды): что-то не то,что-то не так. Чаще всего эти сигналы игнорируются. Поятому канал отношений всё больше зашлаковывается.
Посттравматический след подобен камню. Он вызывает боль и раздражение. Обычно люди хотят быстро от него избавиться. Как? Его нужно раздробить и вывезти. Причём, процесс вывода будет сопровождаться болями. Их придётся дробить, и аккуратно выводить. Но болезненных переживаний при этом избежать не удастся. Некоторые люди, боясь именно этих болезненных переживаний, с вязанных с выводом «камней-обид», предпочитают не трогать их и накапливать. Может быть они думают,что запасают строительный материал в прок (потому,что из камней можно строить дом). «Камни обиды» плохой строительный материал,невероятно вредный для хранения в сердце и душе.
5.Упражнение «Дробление камней обиды» (песочница)
Основная задача прочистить канал отношений. А не избавиться от обиды. как ошибочно полагают некоторые.
Задача-матафоризация чистящих средств и приспособлений.
С помощью чего чистят трубы?
С помощью чего можно раздробить крупный камень в трубе?
Нам необходимо придумать эти приспособления и средства,описать их.
В песочнице делаем трубу,к которой скопилась ржавчина и крупные камни,застрявшие в проходе. Придумайте и подробно опишите,с помощью каких инструментов (включая волшебные),вы сможете прочистить эту трубу.
- Утилизация отходов. Мусор должен быть прибран. Что с ним делать? Во что превратить?
Теперь перед вами чистая труба
- Нужно представить канал отношений в виде чего-то красивого и чистого.
Вывод: Извлекаем урок. Каждый человек ответственен за достойное состояние всех каналов отношений.
6. Упражнение. «Притча о прощении и благодарности».
«В одном селении умирал человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки, некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом. Но однажды на пороге его хижины появился путник, чье лицо светилось мудростью и любовью. - узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, сказал он хозяину хижины. Тот с удивление взглянул на гостя: - Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен. Но путник продолжал: -Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел давать мне взаймы, ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои силы. И теперь я богат, счастлив и свободен – благодарю тебе».
На личном опыте я поняла и осознала простые истины, что отпуская ситуацию, мы принимаем ответственность за свою жизнь на себя и остаемся здоровыми и свободными людьми, испытывая в душе легкость.
Кроме того, прощая, мы становимся сильнее и можем сами достичь того, что ожидали от других. Прощение и благодарность – это волевой акт, дающий нам силу. Будьте здоровы.
7. Упражнение “Карусель”.
Психолог предлагает педагогам построиться в два круга: внутренний спиной к центру и внешний – лицом к центру, образуя пары. По сигналу ведущего круги начинают двигаться противоходом, меняясь в парах. В каждой паре участники должны сказать комплимент друг другу.
Анализ: Понравился ли комплимент?
Педагог-психолог: Наш коллектив такой, каким мы сами его делаем, и каждый из нас привносит в него что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. д. – все это очень важно для коллектива. Сейчас мы заполним «сердце коллектива» – символ добра, тепла и любви, своими маленькими сердечками. Прикрепляя сердечки, каждый из вас должен сказать о своем вкладе в коллектив, начиная со слов «Я даю коллективу …».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагога и родителей в ДОУ». Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: повышение компетентности воспитателей в вопросах общения с родителями....
Семинар - практикум «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»
Цель данного материала: формирование представления о педагогическом взаимодействии как важнейшем условии эффективности образовательного процесса.Задачи:1. способствовать развитию умений опре...
Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...
Семинар-практикум "Профилактика конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с родителями"
quot;Профилактика конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с родителями"...
«Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом».
Практикум с элементами тренинга...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей и педагогов ДОУ "Творческий педагог - творческие дети"
Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.Задачи:Совершенствовать профессиональное м...
Семинар-практикум «Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом»
Цель: формирование представления о педагогическом взаимодействии какважнейшем условии эффективности образовательного процесса....