Выступление на аукционе педагогических идей по теме: «Использование интерактивной доски в работе с клеточкой»
методическая разработка (подготовительная группа)
Использование компьютерной программы SMART Notebook для интерактивной доски при работе с клеточкой по методическому пособию Т.С.Голубиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
auktsion_kozlova_fn.docx | 35.35 КБ |
auktsion_kozlova_fn.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г. Белоярский»
Выступление на аукционе
педагогических идей по теме:
«Использование интерактивной доски в работе с клеточкой».
Воспитатель:
Козлова Ф.Н.
2018
Слайд 1.
Важным моментом в жизни каждого ребёнка является поступление в школу. Чтобы адаптация ребёнка в школе прошла наиболее успешно, необходимо наличие у него определённых умений и навыков.
Слайд 2.
Одним из наиболее сложных навыков для первоклассника является работа в тетради в клетку. Очень важно научить ребёнка пользоваться тетрадью, ориентироваться на листе и чтобы эта работа была с положительным результатом, нужно научить ребенка видеть клетку, правильно находить её стороны, углы, центр и середины сторон.
Существуют различные приемы и методики и наработан опыт работы с детьми по работе с клеткой.
Слайд 3.
Одна из методик применялась мной в работе с дошкольниками. Это методическое пособие Тамары Сергеевны Голубиной «Чему научит клеточка».
Приемом обучения является рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости, формирования элементарных математических представлений. Дети закрепляют такие понятия, как, влево, вправо, вниз – вверх, осуществляется подготовка их руки к письму.
Слайд 4.
Ранее мною были наработаны и реализуются в образовательном процессе различные дидактические пособия и игры с использованием ИКТ, поэтому я глубоко убеждена, что интерактивная доска может являться мощным современным инструментом для работы с детьми с клеточкой, так как ее использование в образовательном процессе является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития мелкой моторики рук и познавательных способностей, создания благоприятного эмоционального фона обучения.
Обучение детей с помощью интерактивной доски становится более привлекательным и захватывающим. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Передвигая изображения, выполняя задания пальцами или маркером, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. Воспринимая информацию визуально и кинестетически, они понимают и выполняют предложенный материал гораздо эффективнее. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге – соединять точки, рисовать, это способствует формированию графических навыков.
Использование ИД в совместной деятельности с ребёнком позволяет делать поправки во время образовательной деятельности, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог.
Учитывая все сказанное, я, используя компьютерную программу для интерактивной доски SMART Notebook, переработала все занятия по работе с клеточкой из методического пособия Т.С.Голубиной, преобразовав его в электронное пособие.
Слайд 5.
Цель: подготовить ребенка к обучению письму.
Слайд 6.
Мною были определены задачи:
Образовательные:
- знакомство с листом в крупную клетку на ИД;
- формирование умения читать простейшую графическую информацию;
- формирование элементарных математических представлений: ориентироваться на листе в клеточку; ориентироваться по клеточке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого угла; середины клетки, середины каждой стороны клетки;
- формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки точку; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая маркер или палец от плоскости и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки;
- формирование умений управлять своими движениями, выполнять их дифференцированно, точно, плавно, быстро, ловко и технически правильно;
- подготовка руки ребёнка к обучению письму.
Слайд 7.
Развивающие:
- развитие умения ориентироваться на листе в клетку расположенном на ИД;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать развитие познавательной мотивации детей;
- развитие личных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность),
- развитие зрительного и слухового восприятия, произвольности внимания и памяти;
- развитие умения штриховать на ИД маркером;
- развитие графомоторных навыков.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, усидчивость, старательность.
Слайд 8.
Основные принципы работы:
- Строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности. Нарушать эту последовательность нельзя.
- Временная регламентированность (в дошкольном учреждении 1 раз в неделю по 10 минут или 2 раза в неделю по 5 минут).
- Учет индивидуального уровня и темпа развития (количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей).
- Ориентировка на успешность ребенка, выполняющего задания: они предлагаются таким образом, чтобы ребенок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это чрезвычайно важно, чтобы не травмировать ребенка, повышать его самооценку, настраивать на победу.
Слайд 9.
Формы работы:
- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Интерактивная доска используется в работе с детьми: в совместной деятельности и как часть непосредственно образовательной деятельности (занятие по математике).
Формы организации детей:
- одновременная работа у доски трех детей (каждый выполняет свое задание);
- работа парами, подгруппой;
- один ребенок у доски выполняет задание под руководством группы детей, которые по очереди руководят его действиями. (например, ребенок выполняет задание - нарисовать по клеточкам симметрично вторую половинку предмета).
- при использовании интерактивной доски на занятии, дети, не работающие непосредственно у доски, выполняют аналогичное задание за столами или мольбертами на бумажном носителе.
Использование таких разнообразных форм организации работы детей с интерактивной доской снимает ряд проблем, которые могут возникнуть при применении ИКТ в образовательной работе с дошкольниками, таких как утомление, нервно-эмоциональное напряжение и отказ от коммуникативных отношений. Дети с большим удовольствием работают на интерактивной доске, быстро осваивая все ее возможности и способы работы различными средствами
Слайд 10.
Ожидаемый результат:
Дети научатся:
- ориентироваться на листе в клеточку;
- ориентироваться в клеточке;
- штриховать клеточку;
- писать графические диктанты;
- выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам;
- выполнять на ИД движения пальцем или маркером точно, плавно, быстро, ловко и технически правильно.
Слайд 11.
Составленное мной электронное пособие содержит разделы аналогичные пособию Т.С. Голубиной «Чему научит клеточка» и включает семь блоков. Предназначено для работы с детьми подготовительной к школе группы.
Каждый блок включает цикл занятий, содержание работы в них направлено не только на достижение определенной цели, но и является предшествующим перед более сложными заданиями следующего блока. Работа в каждом блоке предполагает обучение через игру, что способствует мотивации детей к выполнению задания, задания детьми выполняются и по образцу, и по словесной инструкции воспитателя.
Задания выполняются пальчиком или маркером.
Слайды 12,13.
Особое внимание уделяется предварительной работе (перед блоками)
по формированию у детей умения видеть клеточку среди множества клеток.
В работе используются разнообразные приемы: сравнение клеточки с квадратом, рассматривание ее частей, счет сторон и углов, нахождение разноцветной клеточки в разных частях доски, прорисовывание ее ребенком.
Слайд 14,15.
- Блок «Точка» —задания №№1-25.
Работа над блоком «Точка» предполагает обучение детей умению видеть и фиксировать точкой центр клеточки, ее угол и сторону, соединяя верхнюю и нижнюю точки, дети фиксируют сторону клетки, делят точкой сторону пополам.
Работа в данном блоке способствует эффективному развитию мелкой моторики пальчиков руки ребенка, так как требует очень точного выполнения.
Умение фиксировать центр и уголок клетки готовит ребенка к следующему блоку заданий — «Палочка».
Слайд 16.
- Блок «Палочка» —задания №№26-37.
Выполняя задания этого блока, дети работают в клеточке, определяют ее центр, угол и сторону (задания первого блока), проводят вертикальные, горизонтальные палочки, палочки с наклоном, делят клеточки пополам по вертикали и горизонтали (задания второго блока).
Выполняя задание, дети повторяют вслед за взрослым: «Палочка, точка вверху, точка внизу; палочка, точка вверху, точка внизу...», тем самым они постепенно приобретают умение диктовать самим себе.
Работая над заданиями блока «Палочка», необходимо употреблять в речи не «примерные» названия, а точную терминологию: вертикальная палочка, горизонтальная палочка, наклонная влево, наклонная вправо.
Слайд 17.
- Блок «Геометрическая фигура» —задания №№38-111.
В этом блоке дети учатся выполнять задания по образцу, читая простейшую графическую информацию (цифры и анимированные стрелки).
Слыша словесную инструкцию и видя образец, ребенок учится распределять внимание, а выполняя задание — управлять своими действиями, изображение ломаной линии непрерывно.
Появляется новый для детей элемент — палочка длиной две клеточки. Обратить их внимание на нее в словесной инструкции.
Слайд 18.
Вводится новое для детей понятие — наклонная в одну клеточку и вертикальная в две клеточки штриховки, объясняется последовательность ее выполнения.
Слайд 19.
Работа в этом блоке предполагает развитие графических умений через чередование последовательности выполнения заданий по образцу.
Начинается подготовительная работа к графическим диктантам — сначала по зрительному образцу, потом по восприятию на слух.
Завершается работа в данном блоке с усложнением заданий: вертикальная и горизонтальная штриховка в две клетки в геометрических фигурах.
Слайд 20.
- Блок «Дуга» —задания №№112-139.
Выполняя задания этого блока, ребенок ориентируется только на графический (зрительный) образец в пособии — взрослый словесных инструкций не дает. Может помочь, но только в том случае, если ребенок испытывает затруднения. Целесообразно предложить детям дополнительное задание на развитие воображения: самим придумать названия для предлагаемых заданий.
Слайд 21.
- Блок «Предметная фигура» —задания №№140-173.
Задания этого блока можно вводить после того, как дети, быстро схватывающие новый материал и хорошо его усваивающие, выполнят задания блока «Геометрические фигуры».
Прежде чем дети приступят к выполнению заданий, т.е. копированию предлагаемых рисунков, их нужно познакомить со следующими правилами.
Слайд 22.
1. Внимательно рассмотреть образец и определить, из каких линий (палочек), геометрических фигур и дуг он состоит.
2. Определить (сосчитать) количество этих элементов.
3. Решить, с чего (с какого элемента) лучше начать.
Слайд 23.
- Блок «Угадайка» —задания №№174-203.
Задания этого блока кроме конкретной цели — подготовки руки ребенка к письму — направлены на решение одной из важнейших задач дошкольного обучения — развитие умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать.
Воспитатель рисует на ИД геометрическую фигуру, часть какого-то задуманного им предмета и т.д. Ребенку предлагается подумать и решить, что это может быть, нарисовать или назвать возможный предмет (вещь, животное, явление природы и т.п.).
Помощь взрослого не исключается: ведь от ребенка требуются не только определенные графические навыки, но и знание того, из каких форм состоят знакомые ему предметы.
Слайд 24.
- Блок «Сопровождение» —графические узоры, диктанты.
Задания этого блока направлены на закрепление и совершенствование умений, в той или иной степени формируемых при выполнении заданий всех блоков, т.е. умений слушать инструкцию (словесную) взрослого и выполнять задание в соответствии с ней.
Чтобы дети эффективнее усваивали способы выполнения графических диктантов, взрослый должен хорошо знать основные правила «диктовки».
Слайд 25.
Правила «диктовки»:
1. Обязательно называйте количество диктуемых элементов (например, две клеточки вправо, одна клеточка вниз).
2. Не называть количество элементов можно в одном-единственном случае: если подряд следуют, например, одна клеточка вниз и одна клеточка влево.
3. Диктуйте медленно, четко называя все элементы и их количество.
Первые графические диктанты даются с опорой на словесное и зрительное восприятие, а последующие — с опорой только на зрительный образец.
Перед выполнением заданий вспомните с детьми основные графические навыки, усвоенные ими на предыдущих занятиях, а также понятия «лево» и «право». Первый диктант проводится с участием детей. Например, взрослый напоминает: линия не должна прерываться. Спрашивает: «С чего мы начинаем? (Ответы детей. С определения точки начала узора.) Если я скажу: провести две клеточки вверх, что вы сделаете? (Ответы детей.) А если две клеточки вправо? (Ответы детей.)» И т.д.
Слайд 26.
Во всех диктантах узор должен быть повторен 3—4 раза.
При оценке работ детей отмечаются, прежде всего, их достоинства, не исправляются неточности, а педагог лишь указывает на них.
Во время работы детей с электронным пособием можно сохранять результаты их деятельности в отдельные именные файлы, а так же в формате рисунка, что позволяет сравнивать развитие навыков каждого ребенка в течение разных промежутков времени. При необходимости можно перевести их в бумажный формат.
Электронное пособие можно дополнять новыми заданиями, учитывая индивидуальные особенности дошкольников.
Слайд 27.
Спасибо за внимание!
Интернет ресурсы:
http://mylektsii.ru/12-96948.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: подготовить ребенка к обучению письму.
Задачи: Образовательные: знакомство с листом в крупную клетку на ИД; формирование умения читать простейшую графическую информацию; формирование элементарных математических представлений: ориентироваться на листе в клеточку; ориентироваться по клеточке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого угла; середины клетки, середины каждой стороны клетки; формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки точку; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая маркер или палец от плоскости и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки; формирование умений управлять своими движениями, выполнять их дифференцированно, точно, плавно, быстро, ловко и технически правильно; подготовка руки ребёнка к обучению письму.
Развивающие: развитие умения ориентироваться на листе в клетку расположенном на ИД; развитие мелкой моторики рук; развитие умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать развитие познавательной мотивации детей; развитие личных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), развитие зрительного и слухового восприятия, произвольности внимания и памяти; развитие умения штриховать на ИД маркером; развитие графомоторных навыков. Воспитательные : воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, усидчивость, старательность.
Основные принципы работы: Строгая последовательность заданий. Временная регламентированность . Учет индивидуального уровня и темпа развития. Ориентировка на успешность ребенка.
Формы работы: • игровые , показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль . Формы организации детей : • одновременная работа у доски трех детей (каждый выполняет свое задание); • работа парами, подгруппой; • один ребенок у доски выполняет задание под руководством группы детей, которые по очереди руководят его действиями. (например, ребенок выполняет задание - нарисовать по клеточкам симметрично вторую половинку предмета ); • при использовании интерактивной доски на занятии, дети, не работающие непосредственно у доски, выполняют аналогичное задание за столами или мольбертами на бумажном носителе.
Ожидаемый результат: Дети научатся : ориентироваться на листе в клеточку; ориентироваться в клеточке; штриховать клеточку; писать графические диктанты; выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам; выполнять на ИД движения пальцем или маркером точно, плавно, быстро, ловко и технически правильно.
Содержание БЛОК «ТОЧКА » БЛОК «ПАЛОЧКА » БЛОК «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА » БЛОК « ДУГА» БЛОК «ПРЕДМЕТНАЯ ФИГУРА » БЛОК « УГАДАЙКА» БЛОК «СОПРОВОЖДЕНИЕ »
Блок «Точка»
Блок «Палочка»
Блок «Геометрическая фигура»
Блок «Дуга»
Блок «Предметная фигура»
Правила копирования: Внимательно рассмотреть образец и определить, из каких линий (палочек), геометрических фигур и дуг он состоит. Определить (сосчитать) количество этих элементов. Решить , с чего (с какого элемента) лучше начать.
Блок « Угадайка »
Блок «Сопровождение» —графические узоры, диктанты.
Правила «диктовки»: Обязательно называйте количество диктуемых элементов (например, две клеточки вправо, одна клеточка вниз). Не называть количество элементов можно в одном-единственном случае: если подряд следуют, например, одна клеточка вниз и одна клеточка влево. Диктуйте медленно, четко называя все элементы и их количество.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...
Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда
Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техн...
Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».
Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...
Опыт работы по теме: «Использование интерактивной доски в образовательном процессе»
Я считаю, что использование интерактивной доски в детском саду становится все более актуальным, т.к. позволяет в игровой, доступной и привлекательной для детей форме достигнуть нового качества знаний....
Выступление на аукционе педагогических идей «У меня это хорошо получается»
Тема: Формирование артистизма как важного профессионального педагогического качества личности...
Выступление в педагогическом совете на тему "Использование интерактивных технологий в работе ДОУ"
Выступление в педагогическом совете на тему "Использование интерактивных технологий в работе ДОУ"...
Педагогический совет в форме аукциона педагогических идей по теме "Экологическое образование дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Педагогический совет в форме аукциона педагогических идей по экологическому образованию и воспитанию дошкольников на котором педагоги представляют свои наработки "лоты" (проекты по эологичес...