Статья " Экскурсии как одна их эффективных форм ознакомления дошкольников с миром профессий"
статья

 Основная мысль статьио том, что  наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.  Экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursii_kak_odna_ih_effektivnyh_form.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад № 148»

Экскурсии как одна их эффективных форм

ознакомления дошкольников

с миром профессий

Воспитатели: Нелина Ольга Владимировна

Николаева Елена Анатольевна

Омск 2019 г.

Знакомство дошкольников с миром профессий является важным этапом в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей и накопление представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.  

Передача социокультурного опыта из поколения в поколение осуществлялось в том числе и через традицию ознакомления и приобщения подрастающего поколения с ремеслом, которым владели предки.

Одни виды деятельности отходят на второй план, другие становятся востребованы, что определяется запросами общества. Таким образом, вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями всегда будут актуальны и своевременны. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями является одной из важных задач социализации ребенка. К сожалению, современные родители, погрузившись в работу, мало что рассказывают о ней детям (в основном, это сетования на усталость и недостаточное вознаграждение). Порой дети не могут объяснить, что означают такие рабочие профессии, как: токарь, слесарь, электрик, инженер, не совсем полно понимают, чем занимаются водители, продавцы, медики, педагоги, бухгалтера. Что уж говорить о  современных профессиях, таких как: менеджер, мерчандайзер, маркетолог, промоутер, байер и т.д.

И все-таки, мы, педагоги, хотели бы обратить внимание подрастающих граждан страны на профессии, без которых невозможно нормальное функционирование любого государства.  

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий будет эффективным, если в процессе обучения и воспитания будут использоваться разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий [1, с. 77].

Наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, чтобы дошкольники ясно воспринимали полученную информацию, необходимы объяснения взрослых (педагогов, родителей). В процессе бесед и занятий с детьми уточняется, дополняется, закрепляется информация, полученная воспитанниками в ходе наблюдений. Наблюдения и экскурсии организовываются исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольного образовательного учреждения [4, с. 210].

Особое внимание уделяем тем профессиям, которые чаще всего встречаются в жизни ребенка, являются жизненно важными, понятными и доступными для дошкольников. Конечно же, это сотрудники дошкольной организации: педагоги (воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель), повар, помощник воспитателя, врач, медсестра, уборщик, водитель, электрик, плотник, дворник.

Нашими педагогами были организованы и проведены экскурсии в детскую библиотеку по улице Заозерная; в БОУ «Средняя общеобразовательная школа №46», «Средняя общеобразовательная школа №51», «Лицей №143», в почтовое отделение №83. На базе данных учреждений дети знакомятся с профессиями библиотекарь, учитель, почтальон. Занимательная экскурсия с детьми в мастерскую стеклодувов дала возможность ребятам познакомиться с профессией стеклодува и процессом изготовления стекла. Побывав в пожарной и воинской частях, дошкольники увидели, как выглядят пожарные и военные, наяву рассмотрели специальную технику, оборудование пожарных, вооружение военных, что не оставило равнодушным ни одного мальчишку.

Посетив театр кукол «Арлекин» и увидев интереснейших творческих людей, дети познакомились с профессиями, связанными с миром театра: актер, костюмер, гример. А во время неоднократного посещения «Детской школы искусств №10» ребята знакомятся с профессиями мира музыки: преподаватель музыки, концертмейстер, музыкант, дирижер.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают зрительное мышление и память, и во время экскурсии они могут визуально познакомиться с различными видами деятельности, некоторыми видами оборудования, воочию увидеть, как работают люди. Экскурсии выполняют следующие функции: реализация принципа наглядного обучения; закрепление полученных представлений с реальной жизнью;  ознакомление дошкольников с доступными видами производства; закрепляются навыки общения со взрослыми людьми; закладываются основы профориентации.  

Во время экскурсии дети получают возможность наблюдать за различными способами выполнения профессиональных действий человека определенной профессии. Демонстрируя трудовые действия, взрослый комментирует каждую операцию и даёт детям возможность задавать вопросы. Интерес детей к наблюдаемой работе взрослых возрастает, когда они могут выполнить хотя бы одну, доступную детям, функцию. Так, на кондитерской фабрике «Карамелька» детям была предоставлена возможность украсить пирожные кондитерскими материалами. Таким образом, воспитанники не только познакомились с профессией кондитера, но и пополнили словарный запас профессиональной терминологией.

Во время экскурсии педагог дополняет полученную информацию, рассказывает о качествах, которыми должны обладать представители этих профессий, используя развлекательный материал, стихи, загадки, пословицы. Вернувшись в группу с детьми, обязательно обсуждается увиденное [6, с. 88].

При этом учитывается, что дети находятся под впечатлением, даем им время «успокоиться». Тем временем ребенок готов «поместить» полученные знания на свои места и дать ответы на вопросы, заданные педагогом [2, с. 124-125]. Процесс рефлексии – один из интересных и захватывающих этапов в подведении итогов экскурсии.

Представления о профессиональных занятиях людей разных профессий, полученные во время экскурсий, благоприятно влияют на развитие ролевого поведения в сюжетных играх у детей.  Именно в ролевых играх фиксируются знания о профессиях, полученные дошкольниками, корректируется информация о виде деятельности и взаимосвязи профессий.  

Со старшего дошкольного возраста, при непосредственном участии родителей в рамках экскурсионной работы, стараемся реализовать такие формы, как: фоторепортажи и видеоролики. Созданные видеоролики и фоторепортажи с места совместных прогулок дают возможность расширять представления детей о разнообразии социального мира и воздействии деятельности взрослых на окружающий мир.

Можно с уверенностью утверждать, что экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе дошкольной организации. Конечно, наши воспитанники выберут профессии в соответствии с собственными желаниями, возможностями, пожеланиями родных, требованиями времени, но уважение к человеку труда останется, и пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» не будет пустым звуком. И труд будет не наказанием, а реализацией лучших качеств и способностей человека на благо общества.

Список использованных источников

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  2. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3 – 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2017.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2014. – 52 с.
  5. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  6. Справочник старшего воспитателя. – 2012, №8.
  7. Справочник старшего воспитателя. – 2014, № 7.
  8. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"

Статья "Криотерапия как одно из эффективных средств в работе с детьми с нарушениями речи"...

Статья "Родительский клуб – одна из эффективных форм взаимодействия с родителями"

Из опыта работы учителя-логопеда с семьями воспитанников группы компенсирующей направленности....

Статья «МАСТЕР-КЛАСС - КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Успех логопедической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит от того, насколько четко организованно взаимодействие  учителя-логопеда с родителями (законными представителями) во...

Статья "Загадки как одно из эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста"

Одним из  эффективных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются загадки. Загадка  – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно с...

Виртуальная экскурсия как одно из эффективных и инновационных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимость и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения остается одним из главных и приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.В Указе Президента Росс...

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством экскурсий и виртуальных экскурсий"

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основ...