Мастер – класс по теме: «ОРФ - педагогика в работе с детьми с ОВЗ».
методическая разработка (подготовительная группа)
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи. Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_fineeva_e.v.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме:
«ОРФ - педагогика в работе с детьми с ОВЗ».
Воспитатель: Финеева Е.В.
Добрый день! Уважаемые коллеги!
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи. Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».
-Как Вы думаете, все ли возможности изыскала педагогика для организации коррекционной работы в группах для детей с ОВЗ?
-Совершенно верно, не все, возможности неисчерпаемы, так же как наша фантазия…
-И я хочу сегодня вспомнить о довольно известной в прошлом и не очень широко используемой технологии Карла Орфа.
В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а так же использование в практике эффективных педагогических технологий.
Специальными исследованиями выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи присутствует недостаточная сформированность моторных функций, и поэтому коррекционно-развивающая работа по выравниванию речевых навыков и развитию координации движений ведется системно в группах для детей с ТНР.
И здесь очень важно найти наиболее эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми.
Для себя я нашла решение проблемы формирования моторных функций через применение ОРФ - педагогики.
Почему ОРФ – педагогика?
Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. ОРФ подход – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанное на единстве и взаимосвязи музыки, речи и движения.
Мне сегодня хочется показать вам некоторые игровые упражнения коррекционно-развивающей работы по ОРФу.
Использовать их можно, как часть обычного занятия по разным образовательным областям; в свободной самостоятельной или совместной с взрослым деятельности детей; на занятиях логоритмикой и т.д.
Для таких игр подойдет любой бросовый материал, который есть под рукой: палочки, карандаши, фломастеры, стаканчики пластмассовые, стаканчики пластиковые, камешки, кубики. В общем, любые небьющиеся предметы.
Предметы, с помощью которых мы отбиваем ритм, могут быть разные, а еще можно просто хлопать, щелкать, притопывать. Упражнения мы делаем и без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением тоже: в основном короткие классические произведения, песенки, инструментальная музыка - у нас в группе есть музыкальный центр, в зале ноутбук, поэтому используем все возможности. Все это очень доступно и интересно детям.
УМК Н. В. Нищевой это Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) плюс методические пособия, альбомы, тетради для занятий - очень богатый дидактический речевой материал, по каждой лексической теме, по времени года и т.д. Т.Е проблем найти нет, бери и делай.
Я вам продемонстрирую некоторые музыкально - ритмические упражнения, развивающие разные виды внимания, чувство ритма и темпа, координацию речи с движением; регулирующие мышечный тонус. Развитие у детей дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха – это все те задачи, которые можно решить в работе с детьми.
1. Упражнения с палочками: «Говорим и стучим».
-Послушайте внимательно, как мы с вами будем необычно рассказывать про «Гномиков-Прачек».
(проговаривает текст и отстукивает)
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики,
Мики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали гномики стирать:
Токи рубашки,
Пики платочки,
Лики штанишки,
Чики носочки.
Мики умница был, Всем водичку носил.
-А теперь давайте попробуем рассказать и отстукать палочками, как я….
( все проговаривают и отстукивают)
-Такое упражнение можно повторить 3-4 раза хором и 2-3- раза индивидуально с детьми.
Проговаривание потешки: Г.Лагздыня «Петушок».
Петушок, петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу!
Я кудряшки расчешу.
Можно использовать любые тексты, разного темпа, интонации, выразительности.
2. Следующий цикл упражнений со стаканчиками. Отрабатываем координацию речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
«ЕЖИК И БАРАБАН»
С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик, Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами, Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум!
3 Упражнения с использованием музыкального сопровождения.
Дети слушают песенку или танцевальную музыку и играют со стаканчиками или со стаканчиками и палочками и т.п.
- Слушаем все внимательно.
- А сейчас попробуем поиграть палочками и стаканчиками, как на барабане.
Упражнение повторяется 3-4 раза, можно импровизировать – играть по-разному или пропевать знакомые песенки….
- Все игровые упражнения не требуют особой подготовки и специальных условий, но очень увлекательны для детей и приносят несомненную пользу детям для их развития.
- А сейчас я вас попрошу взять в руки листы бумаги и фломастеры; если Вы уже используете ОРФ - педагогику в своей работе, нарисуйте восклицательный знак;
если Вы впервые узнали о таких возможностях ОРФ - педагогики в коррекционной работе, нарисуйте цифру один;
если Вам был полезен сегодняшний мастер-класс, нарисуйте на листе улыбку;
ну а если, все вышесказанное вы попробуете применить на практике, нарисуйте на листе - цифру 1,улыбку и восклицательный знак!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми»
Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми» (с показом презентации)на районном методическом объединении для воспитателей групп старшего возраста Егорьевского муниципального ...
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Предлагаю вашему рассмотрению мастер - класс для педагогов ДОУ на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми, имеющими нарушения речи»,где педагоги узнали, что означает термин "биоэнергопластика", поз...
Мастер - класс «Использование традиционной народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей ГБОУ....
Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"
В работе раскрыты основные методы и приемы работы педагогов с детьми по освоению различных нетрадиционных техник рисования....
Мастер – класс на тему «Оздоровительные технологий в работе с детьми ОВЗ»
Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога – воспитателя.Задачи;· Познакомить участников семинара ...
Мастер-класс по теме «Соты Кайе в работе с детьми с ОВЗ »
Мастер-класс по теме «Соты Кайе в работе с детьми с ОВЗ »...
Презентация к мастер-классу на тему: "ОРФ-педагогика в работе с детьми с ОВЗ"
Орф-педагогика–это: • Творческий процесс обучения, где что давать и как давать —главные части обучения.• Разные виды совместного исследования, которые приводят к импровизаци...