Основы финансовой грамотности или играем в экономику.
методическая разработка
Данный материал собрал в себе небольшие рекомендации для родителей и педагогов для осуществления воспитания по финанасовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_multfilmy_po_finansovoy_gramotnosti.docx | 387.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы финансовой грамотности или играем в экономику.
Дошкольник и экономика на первый взгляд кажутся далекими друг от друга.
Область экономической деятельности - одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
С чего же начать?
Рекомендуем родителям проводить с детьми беседы:
-Что такое потребности? (Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»;
- Рассуждения «Что необходимо человеку?» (Разнообразие потребностей человека, жизненно важные потребности человека, потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т.д.);
- Беседа «Что такое труд. Путешествие в мир профессий»
- Беседа «Потребности семьи» ( Разнообразие потребностей членов семьи);
- Беседа «Зачем всему нужно учиться?»
- Рассуждение «Кем я хочу стать?» рисование будущей профессии;
- Беседа «Профессии моих родителей»;
- Беседа с детьми «Что такое деньги?» ( познакомить ребенка с монетами, банкнотами; отличительные признаками);
- Беседа с детьми «Что такое семейный бюджет и из чего он складывается?»
Литература, рекомендованная для чтения.
- «Петушок и два мышонка»
- «Чудеса в кошельке»
- «Муха-цокотуха»
- «Стрекоза и муравей»
- Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
Мультфильмы для совместного просмотра.
- «Незнайка»
- «Как мужик корову продавал»
- «Барбоскины и реклама»
- Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»
5. Фиксики
- Деньги;
- Копилка;
6. «Все профессии нужны, все профессии важны»
7. «Зайчонок и муха»
8. «Так сойдет»
9. «Пятачок»
10. «Вершки и корешки»
11. Сказка про лень
12. Серия мультфильмов «Навигатум»
Игры и занятия
13.Комикс «История о рублике и его друзьях»
14. Книжка -раскраска для дошкольников
15. Игра «Груша-яблоко».
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с деньгами:
их нужно планировать заранее.
16. Игра «Кто кем работает?»
Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются.
Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.
Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам — с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя.
Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).
17. Игра Услуги и товары
Цель. Закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Воспитывать уважение к любой работе.
Материал. Предметные, сюжетные картинки с изображением труда — изготовление товаров или предоставления услуг — в сказках: Красная Шапочка несет корзину с пирожками, художник Тюбик рисует картины, Кнопочка варит варенье, доктор Айболит лечит, Дедушка ловит неводом рыбу, Винтик и Шпунтик ремонтируют машину, почтальон Печкин разносит письма и т. д.; таблицы Товары, Услуги.
Суть игры
Из-за театральной ширмы слышать голос героя: ребята, я решил печь пирожки и продавать их лесным жителям. Как вы считаете, я произвожу товар или предоставляю услугу?
Воспитатель и дети уточняют, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).
Дети говорят, люди каких профессий производят товары: пекарь, земледелец, сапожник, художник, шахтер, ткач. Потом вспоминают профессии, представители которых предоставляют услуги: няня, воспитатель, учитель, парикмахер, врач, продавец.
В сказках персонажи работают так же, как люди в реальной жизни. Расположите две таблицы Товары и Услуги. Дети прикрепляют к таблицам соответствующие рисунки, объясняя свои действия:
-Мама печет пирожки бабушке. Пирожки — это товар, который изготовила мама. А вот внучка несет эти пирожки бабушке. Итак, девочка предоставляет услугу .
-Винтик со Шпунтиком ремонтируют автомобили. Они предоставляют услуги.
По окончании детям читают любимую сказку и проводят беседу по теме игры.
18. Практика «Мини-банк»
Цель: показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».
Суть практики:
Предложите ребенку создать свой «мини-банк». Пусть он отвечает за сбор и хранение мелочи. Предложите напоминать всем членам семьи, чтобы они «сдавали монеты в банк», освобождая от них карманы.
Предложите обсудить, на какое семейное дело собираются данные монеты в «мини-банке» – например, на покупку соковыжималки или настольной игры. Это должно быть что-то для общего пользования, чтобы ребенок чувствовал гордость за подготовку такой важной для семьи покупки.
Следующий этап развития практики – вы можете рассказать ребенку, что банки зарабатывают проценты на хранении денег, и договориться о том, что какой-то небольшой процент от имеющихся в «мини-банке» денег будет отдаваться ему лично за работу банкиром – например, 3% или 5%.
19. «Товарный поезд»
Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал. Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Содержание. Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д. Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д
Используемая литература:
- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва, 2019г.;
- https://sad9borisov.schools.by/pages/kartoteka-igr-po-finansovoj-gramotnosti-dlja-detej-5-7-let
- https://www.art-talant.org/publikacii/12181-kartoteka-igr-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-detey-5-7-let
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по основам финансовой грамотности "Этот интересный мир экономики"
Проект «Этот интересный мир экономики»(подготовительная к школе, старшая группы)Содержание проектаНазвание проекта: «Этот интересный мир экономики».Вид проекта: познавател...
Кружок «Экономика детям» по направлению основы финансовой грамотности у детей подготовительной к школе группы
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобал...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению основам финансовой грамотности с детьми подготовительной группы (6-7 лет). «Путешествие по городам страны «Экономика»
Тема: «Путешествие по городам страны «Экономика»...
Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»
Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»
Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...
Консультация для родителей «Дошколята и основы финансовой грамотности» Финансовая грамотность детей.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления ...
Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....