Обучение основам финансовой грамотности детей младшей группы «Первые шаги в страну Экономики
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_stepanovoy_a.v._po_finansovoy_gramotnosti.docx | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Красноармейского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сеспель»
План работы по самообразованию
воспитателя
Степановой Анастасии Валерьевны
на 2024-2025 учебный год
с. Красноармейское, 2024 г.
Тема: «Обучение основам финансовой грамотности детей младшей группы «Первые шаги в страну Экономики»»
Актуальность:
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, на житейском уровне. Поэтому, необходимо знакомить детей с финансами с самого раннего возраста.
Если у ребёнка заложена прочная основа понимания мира денег, то он сможет по достоинству оценить труд родителей, реально смотреть на свои потребности, будет защищён в будущем от безвыходных финансовых ситуаций. Он будет настроен и мотивирован на совершение своих способностей для осуществления своих желаний.
Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями, в процессе игры и чтения художественной литературы.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании. Используя игру, как ведущий вид деятельности дошкольников и знакомя их со сказками, мы в доступной форме сможем сформировать у детей первичные экономические понятия, закреплять, обобщать и систематизировать их.
Цель: формирование финансовой грамотности и финансового опыта детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и художественной литературы.
Задачи:
- пополнить предметно-пространственную среду группы необходимыми дидактическими материалами и атрибутами по разделу «финансовая грамотность»
- сформировать первичные экономические понятия как, бедный – богатый, щедрый – жадный, расточительный – бережливый, трудолюбивый – ленивый, труд (работа) и продукт труда (товар), стоимость, зарплата, бартер, реклама.
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- дать первичные представления о сущности, функции и видах денег; о понятии семейный бюджет;
- расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний;
- воспитывать у детей такие нравственные качества как: экономность, бережливость и честность, трудолюбие и благотворительность;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер;
- развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
- содействовать проявлению интереса к профессиональной деятельности взрослых;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
- повысить интерес родителей к педагогическому процессу и вопросам финансовой грамотности. Привлечь их к активному участию.
Принципы реализации плана:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действии ребёнка в различных видах действий.
Целевая аудитория:
Дети младшего дошкольного возраста, педагоги дошкольной организации, родители детей дошкольного возраста.
Объём и сроки:
Программа рассчитана на 1 год изучения (2024-2025 гг.).
Время реализации:
Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, в первой половине дня.
Продолжительность занятий для воспитанников младшего дошкольного возраста - 15 минут.
Планируемые результаты:
- успешная социализация воспитанников в различных жизненных условиях;
- приближенность знаний к реальной действительности;
- интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни;
- знания о новых профессиях и их специфике, умение рассказывать о них;
- обогащённый словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- воспитание у детей социально ответственного поведения, отзывчивости, взаимопомощи;
- общительность, чувство собственного достоинства, стремление доводить начатое до конца;
- здоровый интерес к деньгам;
- осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни.
Форма обучения: очная (групповые занятия).
Основные условия реализации плана:
- учёт возрастных особенностей, интересов детей;
- изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка;
- пересмотр содержания образовательной деятельности;
- рациональная организация предметно-пространственной среды;
- взаимодействие детского сада с семьёй.
Методы и средства реализации плана:
Методы | Средства |
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой | Устное или печатное слово: Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины, скороговорки, загадки и др. Поэтические и прозаические произведения: стихи, рассказы, повести, сказки и др. |
Наглядные методы | Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия |
Метод иллюстрирования | Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др. |
Метод демонстрации | Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др. |
Метод показа | Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др. |
Методы практического обучения | Скороговорки, стихотворения, музыкально-ритмические движения, драматизации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, музыкально-дидактические игры, различный материал для продуктивной и творческой деятельности |
Упражнения: устные, графические, двигательные, трудовые | |
Технические и творческие действия | |
Методы проблемного обучения | Рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др. |
Познавательное или диалогическое проблемное изложение | |
Эвристический или поисковый метод |
План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста
Месяц | Тема занятий | Содержание занятий |
Сентябрь | «Труд – основа жизни» (1-2 неделя) | Беседа: «Что такое труд?» Чтение сказки: «Терем-теремок» Д/и «Кому, что нужно для работы» |
«Домашний труд» (3-4 неделя) | Беседы: «Как я помогаю маме, папе», «Мои домашние обязанности», «Я помощник» Чтение сказки: «Петушок и бобовое зёрнышко» | |
Октябрь | «Все профессии важны, все профессии нужны» (1-2 неделя) | Тема: «Много есть профессий разных». Д\И: «Продукты труда». Д\И: «Кто что делает?». Тема: Чтение рассказа Б. Заходера «Строители». Беседа: «Чья профессия важнее?» Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы?». Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». НОД: « Мастерская». Чтение: рассказа С. Михалкова «А что у вас?». |
«Профессия моих родителей» (3-4 неделя) | Беседа: «Профессии наших родителей». Дидактическая игра: «Самая важная профессия». Заучивание пословиц и поговорок о труде и лени. Дидактическая игра: «Мамина профессия». Дидактическая игра: «Сфера деятельности». Рассматривание альбома: «Труд – всему голова». Д/и «Магазин», «Больница», «Парахмахерская», «Я-кассир» | |
Ноябрь | «Всякая вещь трудом создана» (1-2 неделя) | Беседа: «Всякая вещь трудом создана». Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» (хрестоматия). Дидактическая игра: «Кто знает, пусть дальше продолжает». Дидактическая игра: «Все работы хороши». Итоговое мероприятие недели: Игра «Кем создана вещь?». |
«Наша мастерская» (3-4 неделя) | Беседа: «Кем быть? Что я сейчас могу?». Дидактическое упражнение: «Хорошо - плохо». Дидактическая игра: «12 поваров». Создание «Мастерской добрых дел». Итоговое мероприятие недели: Выставка рисунков «Умейка». | |
Декабрь | «Деньги. История возникновения денег» (1-2 неделя) | НОД на тему: «Деньги». Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги». Чтение и обсуждение сказок о деньгах: народных и авторских. Беседа: «Где можно заработать деньги». Беседа: «Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег». Дидактическая игра: «Изобретаем деньги будущего». Д/и «Собери монетку», «Разложи монетку по копилкам» Игра-занятие: «Интересные покупки». |
«Деньги» (3-4 неделя) | Беседа: «Денежные знаки разных стран». Дидактическая игра: «Три дорожки». Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Банк». Дидактическая игра: «Кукла Маша купила». Дидактическая игра: «Что сегодня я куплю». Дидактическая игра: «Дешевле – дороже». Чтение сказок: «Муха-Цокотуха», И. Галлиев «Три копейки за покупку». | |
Январь | «Сначала зарабатываем – потом тратим» (3-4 неделя) | Беседа: «Сколько заработал – столько и купил». Дидактическая игра: «Кукла Маша купила» Дидактическая игра: «Магазин игрушек». Дидактическая игра: «Зайка идет в гости» Дидактическая игра: «Что может купить кот?». Итоговое мероприятие недели: С\Д «Магазин игрушек», С\Д «Продуктовый магазин». |
Февраль | «Семейный бюджет» (1-2 неделя) | Беседа: «Состав семейного бюджета». Беседа на тему: «Как сохранить Семейный бюджет». Дидактическая игра: «Какие бывают доходы?». Беседа-размышление: «Чего нельзя купить за деньги». Рассказ-беседа: «Какие у нас потребности?». Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал». |
«Семейный бюджет» (3-4 недели) | Дидактическая игра: «Кому что нужно» (Чудесный мешочек - дети объясняют, кому и для чего эти вещи нужны). Дидактическая игра: «Я хочу». Дидактическая игра: «А сегодня папа и получил зарплату». Беседа о необходимости экономии в быту. Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» (хрестоматия) . Сюжетно-ролевая игра: «Семейный совет». | |
Март | «БАНК» (виртуальная экскурсия в банк)» (1-2 неделя) | Дидактическая игра: «Следствия ведут колобки». Дидактическая игра: «Дом, в котором живут деньги». Сюжетно-ролевая игра: «Банк». «Банкомат» - показ картинки, беседа «Для чего нужен банкомат» Итоговое мероприятие: Игра «Умники и умницы». |
«Интересная реклама» (3-4 неделя) | Рассказ-беседа : «Что такое реклама?». Составление рассказа: «Реклама моей игрушки», «Моя игрушка лучше всех». Просмотр мультфильма: «Как мужик корову продавал». Итоговое мероприятие:Сюжетно-ролевая игра: «Рекламное агентство». | |
Апрель | «О царице ЭКОНОМИКЕ и ее помощниках» (1-2 неделя) | Беседа об экономике, знакомство с Гномом Экономом Занятие: «Что такое Экономика? 12 золотых правил». Дидактическая игра: «Товары и услуги». Рассуждения: «Что необходимо человеку?». Беседа: «Хороший хозяин». Сюжетно-дидактическая игра: «Что? Где? Почем?». Заучивание: Воронько «Обновки». Игровая ситуация: «К нам гости пришли». |
«Сохранить и приумножить» «Экономим свет и воду» (3-4 неделя) | Беседа о необходимости экономии в быту. Чтение Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» (хрестоматия) Разговор с детьми «Наши хорошие поступки» Д/и «Наши помощники электроприборы» Игровая ситуация «Каждой вещи свое место» Наблюдение за трудом продавца | |
Май | Повторение пройденного. | НОД «Путешествие в страну «Экономград» |
Самореализация | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования |
Взаимодействие с родителями
Изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и дошкольные образовательные организации передают ребёнку первый социальный опыт.
Чтобы дать ребёнку возможность поближе узнать мир экономики семьи и особенности ведения семейного бюджета, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной и др.
Перед родителями стоит задача помогать ребёнку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для самостоятельного творческого освоения учебного материала и личностного развития.
Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений родителям рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в магазине, в транспорте, на почте, в банке.
Вхождение ребёнка в мир товарно-денежных отношений требует наличие логических взаимосвязей между материалом, усваиваемым в ходе занятий, и их опосредованными знаниями, полученными из окружающего мира. Воспитатель рекомендует родителям рассказать о деньгах: их внешнем виде, источниках получения и вариантах распоряжения ими, привлекать детей к выбору товаров в магазине и объяснять принципы их оптимального выбора.
Воспитатель рекомендует родителям рассказать о своей работе, объяснить, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду.
Тесный контакт между семьёй и воспитателем помогает выстроить взаимопонимание, выбрать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении азов финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребёнка.
План взаимодействия с родителями
Месяц | Формы работы с родителями |
Сентябрь | -Консультация для родителей «Дошкольник и…. экономика» -Папка – передвижка «Дети и деньги» |
Октябрь | -Папка-передвижка «Экономический словарь» |
Ноябрь | -Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием» - Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома» |
Декабрь | -Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников |
Январь | -Творческое задание по изготовлению атрибутов |
Февраль | -Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье |
Март | -Консультация «Дошкольник и экономика» |
Апрель | -Папка – передвижка «Учите ребенка выбирать и покупать товар» |
Май | -Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги» |
Программное обеспечение
- Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы»: Азбука денег тётушки Совы – Что такое деньги? https://www/youtube.com/watch?=hpm8_gq4O-0
- «Профессии» онлайн-доступ: http://dochkiisinochki.ru/kartinki-professii-dlya-detej.html
- Раскраски «Деньги» - онлайн-доступ: http://detskie-raskraski.ru/ detskie-
raskraski/raskraska-dengi
- Методические материалы по финансовой грамотности для дошкольников
https://www.fingram39.ru/materials/ma:er;aly-dlya-doshkolnikov
- Комикс «История о рублике и его друзьях» /Министерство финансов Калининградской области – электронный ресурс – https://www.fingram39.ru/upload/iblock/918/9182ae2359acfa3fdlc2069d8a466a78.pdf
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.festival.lseptember.ru
- Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml
- Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
- Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net
Список литературы:
1. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансов»
2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
3. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008 г. – 169 с.
4. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику // Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» – М.; 2008. – № 11. – с.75.
5. Финансовая граммотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятие и игры / авт.-сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселёва. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 186 с.
6. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128
7. Шатова А.Д. Программа «Дошкольник и … экономика» / А.Д. Шатова – Москва, 2018
8. Шатова А. Д. Деньги / А. Д. Шатова. – Москва: Издательство «Ювента», 2003. – 16 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста)
прграмма по финансовой грамотности...
Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста».
Индивидуальный маршрут педагога по теме самообразования «Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»....
Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Авторское методическое пособие « Обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Целью методического пособия является формирование основ финансовой грамотности в процессе познавательно-игровой деятельности....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной группе. Тема: «Путешествие в страну «Экономика»
Тема: « Волшебная страна «Экономика» Цель: Развитие познавательной активности дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений;формирование основ финан...
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений и формированию финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: Волшебная страна «Экономика»
Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений и формированию финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: Волшебная страна "Экономика"...
Проект по формированию финансовой грамотности у детей 2й младшей группы: «Первые шаги в страну Экономики»
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями,...