Консультация на тему «Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»
статья (подготовительная группа)

Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.  Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непостредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»

                     Подготовила: воспитатель подготовительной                                                                                                            

                                                                                                          группы МКДОУ д/с №21»Солныщко»

                                                                                            Сариева Марина Николаевна                                                                                                                        

      Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, -это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.  Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непостредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

   Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

 ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

 ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

 ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…  Е. И. Тихеева.  

     Хорошая речь  -важнейшее условие всестороннего  полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, осознавая  свой  недостаток,  становятся  молчаливыми,  застенчивыми.  Особенно важное  значение  имеет  правильное  произношение  детьми  звуков  и  слов  в  период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

     Речевая  развивающая  среда-   это  естественная  обстановка,  рационально организованная,  насыщенная  разнообразными  сенсорными  раздражителями  и игровыми материалами.    

Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

 Речевая предметно- пространственная развивающая среда

•  создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

•  обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;  

•  способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.    

  Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

С целью создания эффективно развивающей предметно – пространственной среды, в группе должен быть оформлен познавательно – речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. 

Центр речевого развития - это специальное место, обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.

  Цель создания речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи:

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать некоторые требования:

  • должен соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, которое содержится в уголке;
  • игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • не следует перегружать уголок оборудованием.
  • неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.

Она помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

 Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Материал по З.К.Р. , в основном, меняется еженедельно.

Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ

В основу речевого уголка входит  игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

  1. артикуляционной моторики
  •   предметные картинки-опоры;
  • схемы артикуляционных укладов ;
  • артикуляционная гимнастика в альбомах на  определенный звук;
  • схема для характеристики звука;
  • артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
  • альбом звукоподражаний

2. закрепление речевого дыхания и правильной воздушной струи 

  • разноцветные мячики;
  • султанчики;
  • бумажные снежинки, листочки;
  • дудочки
  • разнообразные вертушки;
  • трубочки;
  • вата;
  • шары для надувания;
  • пузыри
  • готовые пособия
  • дыхательная гимнастика в стихах и картинках
  • игры: «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота», «Фокус», «Фокус на ладони», «Парусная лодка»

3.развитие мелкой моторики пальцев рук

    Известному педагогу принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

  • сухой бассейн;
  • волчки
  • шнуровки
  • мозаика, пазлы
  • массажные валики, мячики, прищепки
  • мячики су - джок
  • трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки
  • счетные палочки, палочки Кюизенера
  • пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам);
  • игры на штриховку
  • различный материал для составления букв: горох, нитки разного цвета, пластилин, разноцветные камешки, пуговицы и т. д.)

4. формирование фонематического восприятия и слуха :

  •       шумовые инструменты;
  •       звуковые коробочки;
  •       детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.
  •       предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
  •       звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);
  •       индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
  •       схемы слова;
  •    звуковые дорожки, звуковая лесенка;
  •    альбомы по слоговой структуре слова.

5.   игры и пособия по автоматизации звуков

  •   мелкие игрушки;
  •   предметные картинки;
  •   сюжетные картинки;
  •   различные виды театров;
  •   альбомы на каждый звук;
  •   логопедические альбомы для автоматизации различных звуков;
  •   чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
  •    схема характеристики звуков;
  •    схема слова

6. активизации словаря, обобщающих понятий и лексико - грамматических категорий:

  • картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные);
  • картинки, с изображением животных и их детенышей;
  • картинки на подбор антонимов;
  • картинки для упражнений по подбору родственных слов;
  • картинки на игру «Четвертый лишний»;
  • иллюстрации по овладению смысловой стороной многозначных слов;
  • картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении;
  • развивающие пазлы, лото;
  • игры:  «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», «Большие и маленькие»,«Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?», «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер», «Разноцветный сундучок», «Чудесный мешочек» и др.

7.  развитие связной речи:

  • наборы сюжетных картинок для составления рассказов;
  • серии сюжетных картинок на различные темы;
  • выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей
  • составлению описательных рассказов.
  • схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.
  • маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.
  • библиотека детских книг
  1. формирование звукового анализа и синтеза слогов и слов
  • магнитная доска;
  • наборы магнитных букв;
  • кассы букв и слогов;
  • кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные  кубики», «Слоговые кубики»
  •     слоговые линейки.
  •     звуковые схемы слов из 3,4,5,6 звуков типа «Домики»
  •     цветовые сигналы для обозначения гласных и согласных звуков.
  •     схемы деления слов на слоги:
  •     схемы деления предложений на 2,3,4 слова:
  •     настольно-печатные игры типа «Звуковая цепочка», «Поезд», «Пирамида».

Активное использование развивающих приемов, носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.

Предметно-развивающая среда должна преобразовываться в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.

Педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.

Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.

 

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

 Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

 Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

 Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.   

 Методические рекомендации по содержанию книжного центра в группах ДОО

Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

К устройству уголка предъявляется ряд требований:

удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;

хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;

эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене вывешивают репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.

В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, правила пользования книгой. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность.

Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Если не захочет взрослый – не захочет и ребенок…

    В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются:

  • искренняя заинтересованность педагога в его результатах,
  • желание помочь ребенку,
  • постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
  • Литература: 1.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М: Просвещение. - 1993. – 126с. 2. Поляков, М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! [Текст] / М.Н. Поляков. – СПб.: «Детство – Пресс». - 1999. – 45с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов....

Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА- это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.Речь, как ведущее средство общения, сопровождает ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в детском саду.

Одним из условий полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Для развития речи дошкольников необходима организация центра реч...

О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

«Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по ФГОС"

laquo;Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО"1. Принципы и подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в разных возрастных группах2....

"Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи"

Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и ре...

Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Группы. Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взро...