Консультация на тему «Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»
статья (подготовительная группа)
Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непостредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx | 28.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»
Подготовила: воспитатель подготовительной
группы МКДОУ д/с №21»Солныщко»
Сариева Марина Николаевна
Образовательная (развивающая) среда, по определению В. А. Ясвина, -это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непостредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.
Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… Е. И. Тихеева.
Хорошая речь -важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и со взрослыми. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Особенно важное значение имеет правильное произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Речевая развивающая среда- это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Речевая предметно- пространственная развивающая среда
• создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
• обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
• способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
С целью создания эффективно развивающей предметно – пространственной среды, в группе должен быть оформлен познавательно – речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально.
Центр речевого развития - это специальное место, обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи.
Цель создания речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического восприятия и слуха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Закрепление навыков правильного произношения звуков.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка необходимо учитывать некоторые требования:
- должен соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- речевой уголок должен быть размещён рядом с книжным уголком;
- важно, чтобы речевой уголок была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию, которое содержится в уголке;
- игровой материал должен быть доступным для ребенка;
- не следует перегружать уголок оборудованием.
- неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
Она помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в речевом уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой. Материал по З.К.Р. , в основном, меняется еженедельно.
Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
- артикуляционной моторики
- предметные картинки-опоры;
- схемы артикуляционных укладов ;
- артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;
- схема для характеристики звука;
- артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;
- альбом звукоподражаний
2. закрепление речевого дыхания и правильной воздушной струи
- разноцветные мячики;
- султанчики;
- бумажные снежинки, листочки;
- дудочки
- разнообразные вертушки;
- трубочки;
- вата;
- шары для надувания;
- пузыри
- готовые пособия
- дыхательная гимнастика в стихах и картинках
- игры: «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота», «Фокус», «Фокус на ладони», «Парусная лодка»
3.развитие мелкой моторики пальцев рук
Известному педагогу принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
- сухой бассейн;
- волчки
- шнуровки
- мозаика, пазлы
- массажные валики, мячики, прищепки
- мячики су - джок
- трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки
- счетные палочки, палочки Кюизенера
- пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам);
- игры на штриховку
- различный материал для составления букв: горох, нитки разного цвета, пластилин, разноцветные камешки, пуговицы и т. д.)
4. формирование фонематического восприятия и слуха :
- шумовые инструменты;
- звуковые коробочки;
- детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.
- предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;
- звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков);
- индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
- схемы слова;
- звуковые дорожки, звуковая лесенка;
- альбомы по слоговой структуре слова.
5. игры и пособия по автоматизации звуков
- мелкие игрушки;
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- различные виды театров;
- альбомы на каждый звук;
- логопедические альбомы для автоматизации различных звуков;
- чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
- схема характеристики звуков;
- схема слова
6. активизации словаря, обобщающих понятий и лексико - грамматических категорий:
- картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетные и предметные);
- картинки, с изображением животных и их детенышей;
- картинки на подбор антонимов;
- картинки для упражнений по подбору родственных слов;
- картинки на игру «Четвертый лишний»;
- иллюстрации по овладению смысловой стороной многозначных слов;
- картинки, на которых изображены предметы, люди, животные в движении;
- развивающие пазлы, лото;
- игры: «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», «Большие и маленькие»,«Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?», «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер», «Разноцветный сундучок», «Чудесный мешочек» и др.
7. развитие связной речи:
- наборы сюжетных картинок для составления рассказов;
- серии сюжетных картинок на различные темы;
- выразительные, яркие, образные игрушки для обучения детей
- составлению описательных рассказов.
- схемы –опоры для составления описательных рассказов о предметах, животных, птицах.
- маски, элементы костюмов, фигурки из плоскостного театра, куклы – игрушки из киндер – сюрпризов, куклы для драматизации отрывков из сказок и художественных произведений.
- библиотека детских книг
- формирование звукового анализа и синтеза слогов и слов
- магнитная доска;
- наборы магнитных букв;
- кассы букв и слогов;
- кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»
- слоговые линейки.
- звуковые схемы слов из 3,4,5,6 звуков типа «Домики»
- цветовые сигналы для обозначения гласных и согласных звуков.
- схемы деления слов на слоги:
- схемы деления предложений на 2,3,4 слова:
- настольно-печатные игры типа «Звуковая цепочка», «Поезд», «Пирамида».
Активное использование развивающих приемов, носит комплексный и развивающий характер, направленный на развитие интеллекта и овладение коммуникативными навыками.
Предметно-развивающая среда должна преобразовываться в соответствии с темой недели – оформляются уголки, детям предоставляется игровой материал, который послужит развитию и закреплению определенных познавательно-речевых способностей.
Педагогическая целесообразность, которая позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. В виду ограниченности пространства в группе, педагоги следят за тем, чтобы не перегружать зоны чрезмерным количеством информации, игровых материалов. Вместо этого вдумчивое наполнение игровых зон позволяет повысить эффективность их использования и получить более качественный результат.
Таким образом, соблюдение принципов организации предметно-развивающей среды группы способствует развитию познавательно-речевых навыков детей.
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Методические рекомендации по содержанию книжного центра в группах ДОО
Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.
Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене вывешивают репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, правила пользования книгой. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность.
Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Если не захочет взрослый – не захочет и ребенок…
В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются:
- искренняя заинтересованность педагога в его результатах,
- желание помочь ребенку,
- постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений.
- Литература: 1.Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М: Просвещение. - 1993. – 126с. 2. Поляков, М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! [Текст] / М.Н. Поляков. – СПб.: «Детство – Пресс». - 1999. – 45с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды.
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов....
Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА- это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.Речь, как ведущее средство общения, сопровождает ...
Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в детском саду.
Одним из условий полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Для развития речи дошкольников необходима организация центра реч...
О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
О выполнении требований к организации развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...
«Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО по ФГОС"
laquo;Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО"1. Принципы и подходы к организации развивающей предметно - пространственной среды в разных возрастных группах2....
"Основные требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по развитию речи"
Речевая развивающая среда- как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и ре...
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Группы. Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взро...