«Учет индивидуальных особенностей воспитанников в организации развивающей предметно-пространственной среды группы»
консультация
Семинар-практикум для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_ind._osob._v_rpps_19.11.2020.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение |
«Гимназия г.Троицка» |
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Тема: «Старт к успеху»
«Учет индивидуальных особенностей воспитанников в организации развивающей предметно-пространственной среды группы»
Подготовила воспитатель:
Еремченко Е.Н.
г.Москва г.Троицк
19.11.2020г.
Одним из достоинств ФГОС ДО является обращение к личности ребёнка. Сквозной нитью в стандарте реализуется принцип индивидуализации. Стандарт ориентирует работников дошкольного образования на поддержку индивидуальности и инициативы детей, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка.
Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. Только так возможно воспитание самостоятельной, инициативной, творческой личности ребёнка. Это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе.
Реализация принципа индивидуализации в ДОУ осуществляется через:
- Изменение форм взаимодействия педагога и ребенка.
- Изменение содержания образовательной деятельности.
- Организация предметно - пространственной среды.
- Взаимодействие детского сада с семьей.
За счёт чего достигается индивидуализация образовательного процесса?
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях.
В чем состоят некоторые методы индивидуализированного обучения?
Возникает проблема реализации индивидуализации в массовом образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами благородных целей, одновременно обучая всех по-разному?!
Первое условие индивидуализации образовательной деятельности с детьми - создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность детей. В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
Пространство дошкольного учреждения - это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики - тенденции дошкольников» заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем дошкольном учреждении групповое пространство организовано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, предоставляя возможность для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей.
Индивидуализация развивающей предметно - пространственной среды обеспечивает:
- Развитие общения
- Развитие любознательности
- Развитие инициативности
- Развитие самостоятельности
- Развитие творчества
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:
- Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность.
- Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Принципы построения предметно-пространственной среды
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
- Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.
- Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности (зон, центров детской активности) и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.
- Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
- Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
- Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
- Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Помещение наших групп разделены на Центры активности (небольшие субпространства), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей.
Групповое помещение не загромождено готовым оборудованием («Магазинами», «Парикмахерской» и пр.). Стационарное размещение такого оборудования для конкретной игры занимает много места, ограничивает детскую инициативу и развитие других игр. Такие игры должны развиваться в группах, их любят дети, но оборудование для них должно быть динамичным, легким, чтобы ребенок самостоятельно мог организовать свое игровое пространство. С этой целью приобретены трансформируемые ширмы, мягкие модули, которые одновременно могут использоваться для сюжетно – ролевых игр, чтобы ребенок мог создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры (стенды, информационные папки, лэпбуки):
1. "Здравствуйте, я пришел"
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых
2. «Наш день», «Новости дня»
Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение
Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.)
3. «Панорама добрых дел» или «Дерево добрых дел», «Добрые дела» "Ладошки успеха"
Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения.
4. Стена (ширма) "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.
5. Стены творчества
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок.
6. "Мое творчество" (Центр изо.творчества)
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))
7. "Уголок именинника"
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.
8. "Мое настроение" "Азбука настроения"
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
9. "Деловые хлопоты", «Наши интересы», помощники – карточки, бейджики с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет в течении дня или в период образовательной деятельности в Центрах детской активности или в др. деятельности. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе и предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
10. Макеты, передвижные (многофункциональные ширмы)
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.
11. Лэпбук – тематическое пособие
Развитие исследовательских действий, совершенствование умения действовать по правилам, развитие субъект - субъектной позиции, освоение способов действия эмоционально-практическим путем
12. Мини-музеи
Персональные и тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем.
13.Портфолио ребенка
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни
14.Взаимодействие с семьей
- фотоминутки
- знакомство с темой недели, дня, проекта
- выставки совместного творчества
- семейные альбом
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника: консультант, наблюдатель, помощник или соучастник.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальный путь развития каждого воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество
Литература:
- Л.В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» -М.: Просвещение, 2015
- Л.В. Кузнецова, М. А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников» — М.: Сфера ТЦ, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
В статье раскрывается принцип построения развивающей предметно-пространственной среды с учетом духовно-нравственного наполнения личности ребенка....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
«Роль педагога в создании условий для развития и коррекции эмоционально - волевой сферы воспитанников, через организацию развивающей предметно – пространственной среды»
При создании развивающей предметно – пространственной среды педагоги руководствуются принципами, определенными в ФГОС ДОО: содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариа...
Учет индивидуальных особенностей воспитанников в организации воспитательно-образовательного процесса КУ Урайский специализированный Дом ребенка группа №6 «Ежата»
Аналитический отчет группы №6 «Ежата»...
Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....