Тьютор в детском саду комбинированного типа
статья по коррекционной педагогике
1.Типы ДОУ для особых детей.
2. Цели и задачи организации занятий для детей с ОВЗ.
3.Виды занятий для детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного типа.
4.Методы и приёмы на занятиях с детьми ОВЗ.
5. Индивидуализация работы с детьми с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опрно-двигательного аппарата, с интеллектуальной недостаточностью.
6.методика организации занятий с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_s_ovz.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети с ОВЗ — это малыши с ограниченными возможностями здоровья, в связи с которыми воспитанники ДОУ не могут осваивать учебно-воспитательную программу без обеспечения для этого особых условий организации процесса образования. К категории малышей с ОВЗ относятся ребята, имеющие:
- нарушения зрения, слуха, речи;
- проблемы в опорно-двигательном аппарате;
- отклонения в интеллектуальном развитии;
- выраженные нарушения эмоционально-волевого характера (агрессивность, плаксивость, пассивность, «зацикленность» на одной эмоции);
- диагноз аутизм;
- задержку психического развития (ЗПР);
- комплексные нарушения развития (то есть более одного отклонения из перечисленных выше).
Чтобы ребёнок получил возможность обучаться в особых условиях, нужна официальная бумага, подтверждающая статус малыша с ОВЗ. Таким документом является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Именно ПМПК определяется тип ДОУ, в котором будет заниматься малыш.
Детям с ОВЗ нужны специальные условия организации учебного процесса
Типы ДОУ для особенных детей
Согласно Федеральному закону дети с ОВЗ могут заниматься в детских садах:
- комбинированной направленности, то есть дети с ОВЗ обучаются в группах для обычных малышей;
- компенсирующей (реабилитационной) направленности, то есть в ДОУ организованы специальные малочисленные группы для детей с выраженными трудностями в работе по учебно-воспитательной программе, например, для ребят с плохим зрением, слухом и т. д., а также группы для малышей с ослабленным иммунитетом, часто болеющих респираторными заболеваниями.
Миссия организации занятий
- обеспечении условий для устранения нарушений в умственном, речевом и эмоционально-волевом развитии (благодаря проведению занятий, работы с семьями особенных малышей);
- создании благоприятных условий для проведения психологической адаптации к условиям товарищеского сотрудничества с обычными детьми в рамках осуществления учебно-воспитательного процесса (например, организация совместной деятельности в мини-группах со здоровыми малышами);
- воспитании у окружающих детей и взрослых осознание того, что ребята с ОВЗ не должны быть на обочине жизни (в том числе и благодаря привлечению малышей в организацию и участие в развлечениях).
Задачи работы конкретизируют эти цели и состоят в следующем:
- стимуляция развития любознательности в виде базы познавательной деятельности малышей (для этого педагог должен найти подход к каждому малышу с ОВЗ, чтобы в итоге ребёнок мог проявлять познавательную активность, не замыкаясь на своих недостатках);
- обеспечение условий для совершенствования визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия мира, а также мышления и памяти;
- обучение сравнению, элементарному анализу, классифицированию и обобщению;
- развитие общей и мелкой моторики;
- отработка навыков коммуникации (малыши с нарушениями зрения учатся не только определять людей рядом и здороваться с ними, но и грамотно выстраивать приветственный диалог);
- тренировка произвольности внимания (ребята учатся концентрироваться на задании);
- введение приёмов для позитивной мотивации к дальнейшему обучению;
- проведение бесед и тренингов для семей, в которых есть малышей с ОВЗ.
Детский сад призван помочь ребятам с ОВЗ социализироваться
Адаптированная программа для особенных детей по ФГОС
Взаимодействие с детьми, имеющими ОВЗ, требует адаптации учебно-воспитательной образовательной программы, ориентированной на здоровых малышей. Поэтому ФГОС предполагается создание в условиях конкретного ДОУ рабочей программы, адаптирующей основную под задачи работы с детьми с ОВЗ. Таким образом, в программном документе каждый из разделов отражает нюансы организации взаимодействия с особенными ребятами, в частности:
- суть работы психолога, организующего сотрудничество с мамами и папами малышей;
- сопровождение работы родителей с детьми педагогического и психологического свойства;
- стратегия выстраивания самостоятельной деятельности малышей с ОВЗ.
Какие занятия организуются для детей с ОВЗ
Ответ на этот вопрос зависит от типа ДОУ, в котором занимается малыш. Если детский сад комбинированной направленности, то виды занятий будут такие же, как и для общеобразовательных групп:
- «Физическая культура»;
- «Развитие речи»;
- «Формирование элементарных математических представлений» («ФЭМП») со второй младшей группы;
- «Ознакомление с окружающим миром» (в старших группах «Формирование целостной картины мира» – «ФЦКМ»);
- «Музыка»;
- «Изобразительное искусство» (отдельные занятия по рисованию, лепке, конструированию, аппликации);
- «Чтение художественной литературы» со средней группы;
- «Обучение грамоте» со старшей группы.
Кроме того, дети вовлекаются в трудовую деятельность, выполняют режимные моменты, участвуют в досуговых мероприятиях.
Если же направление ДОУ компенсирующее, то здесь перечень уроков будет зависеть от характера нарушения развития.
В комбинированных ДОУ дети с ОВЗ посещают те же занятия, что и здоровые малыши, но в сопровождении тьютора
Таблица: виды занятий для особенных детей в ДОУ компенсирующего типа
Вид занятий | Вид ОВЗ | Суть работы |
Комплексно-коррекционно-развивающее занятие (ККРЗ) | ЗПР | Проводится с малышами первой младшей группы, направлено на формирование общих представлений о мире вокруг, развитие моторики. |
Ознакомление с окружающим миром | Все | Проводятся педагогом-дефектологом для расширения кругозора, уточнения представлений о природе, знакомства с правилами безопасного поведения и пр. |
Развитие речи | Все | Проводится на базе материала по ознакомлению с окружающей средой. Работа направлена на отработку моделей словосочетаний, построение синтаксических конструкций. |
Обучение грамоте (со старшей группы) | Все | Ознакомление с буквами, звуками, словосочетаниями, развитие навыка записи слов печатными буквами. |
Математика (формирование элементарных математических представлений — ФЭМП) | Все | Очень сложно организовать работу в этом направлении из-за отставания в мыслительных операциях и речи. Малыши в ДОУ получают представления о:
|
Обучение игре | ЗПР | Работа нацелена на развитие игровой активности, связанной по теме с занятием. Например, обучение подбрасывать и ловить мячик в средней группе связано с темой по ознакомлению с окружающим миром «Зима. Игра в снежки», где в качестве снежков выступают мячи. |
ИЗО | Все | Это вид деятельности приучает малышей создавать план своих действий. Так, в младших группах ребята рисуют вместе со взрослым, потом лепят изображённый предмет, а затем выполняют аппликацию, что помогает малышам получить представления о планировании, размещении объектов в пространстве. |
Конструирование (из деталей конструктора, бумаги, желудей, каштанов, сухих листьев) | Все | Помогает узнать основные признаки геометрических тел, освоить отношения преобразования в виде перестановки, замены. Например, задание «Домик» предполагает, что дети будут составлять дом из блоков деталей конструктора, первоначально соединяя их в квадраты и треугольники. |
Труд | Все | Воспитание уважения к труду и знакомство с инструментарием (картоном, клеем, ножницами, стекой), а также приёмами в этом виде деятельности (склеиванием, разрезанием и т. п.). |
Социальное развитие (в младших и средней группах реализуется на всех уроках, а в работе со старшими дошколятами — в рамках отдельного занятия по соцразвитию). | Все | Для того чтобы у детей сложились представления о добре и зле, дружбе педагог подбирает материалы для драматизации и моделирования проблемных вопросов. Например, дети инсценируют отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», а затем вместе с педагогом анализируют поступок волка. |
Знакомство с художественной литературой | Все | Отработка понимания сути и расширение словаря. |
Музыка | Все | Малыши осваивают ритмические движения под музыку, учатся петь, пробуют играть на музыкальных инструментах, отрабатывают гибкость движений, умение координировать движения разных частей тела. |
Физкультура | Все | Развитие двигательной памяти, пространственного ориентирования, способности передавать и воспринимать движения. |
Коррекционная ритмика (проводится специалистом в этой области) | ЗПР | Сочетание музыки, речи и движений способствует развитию саморегуляции. |
Занятие по психологии корригирующего характера | Все | Формирование положительных качеств личности, регуляции поведения, а также для подготовки к следующему образовательному этапу и устранению предпосылок школьной дезадаптации (сложностей в общении, привыкании к новым условиям). |
Методически грамотная работа педагогов ДОУ позволит детям избежать дезадаптации в школе
Методы и приёмы на занятиях с детьми с ОВЗ
Взаимодействие с особенными малышами предполагает особенно тщательный подход педагога к выбору методов и приёмов работы. Основа основ этой деятельности — игровой метод. Через содержание и форму игры дети осваивают установленные программой знаний, умения и навыки. При этом в учебно-воспитательном процессе педагог активно применяет все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные), но не в «чистом» виде, а комбинируя их и наделяя коррекционной составляющей. Иными словами, каждый блок игр имеет определённую корригирующую направленность.
В выборе игр для детей с ОВЗ педагог в большей степени руководствуется не возрастом воспитанников, а степенью проявления отклонений в здоровье.
Речевой метод
Для детей с ОВЗ речь взрослого имеет особое значение, так как с её помощью малыш не только познаёт объективный мир вокруг, но и получает информацию эмоционального характера: одобрение, поощрение и пр. Это имеет ключевое значение для работы с детьми, имеющими трудности в общении, то есть практически для всех категорий ребят с ОВЗ.
Стихотворения (потешки) | Классический мотивационный приём, который используется и в работе с детьми с ОВЗ. Рифмовки подбираются под тему занятия. Стихотворения обычно носят логопедическую направленность и сопровождаются движениями рук и пальцев. |
|
Загадки | Могут использоваться для мотивации малышей, актуализации их опорных знаний. Однако в работе с особенными детьми загадки используются с наглядной основой. Например, педагог показывает картинки с изображением разных частей суток и спрашивает, когда это бывает. Малыши, ориентируясь на иллюстрацию, отвечают. | |
Сказки | Этот приём может использоваться для введения детей в тему, для мотивации. | Перед рассмотрением темы «Осень» в старшей группе слабовидящих ребят педагог предлагает детям прослушать сказку про Листочек и ответить на вопросы по сюжету. «Однажды в парке по соседству подул сильный осенний ветер и сорвал с дерева последний лист. Листочек поначалу растерялся: стал кружить вокруг, не зная, куда же приземлиться. И тут он увидел пробегающего в траве Ёжика. «Ёжик, что случилось, почему так холодно?» — спросил Листочек. А Ёжик, нахохлившись, ответил, что наступила осень, все животные уходят по своим норкам, а листья с деревьев опадают. Расстроился Листочек, что солнышка и тепла больше не будет, но Ёжик успокоил его, сказав, что после осени и зимы наступит весна, и снова всё вокруг расцветёт. «Но сейчас, — посоветовал Ёж, — тебе лучше найти тёплое местечко и там остаться до зимы». Листочек полетел дальше и увидел открытое окно, из которого были слышны детские голоса, и веяло теплом. Вот Листочек и залетел в это, наше, окно. И теперь он будет с нами».
|
Скороговорки | Для детей, не имеющих отклонений в речевом развитии, на занятиях для выработки правильной дикции проводится речевая минутка, то есть отработка скороговорки. |
|
Наглядность
Наглядность важна в работе с детьми с любыми ограниченными возможностями здоровья. Важно правильно подобрать материал и методику работы с ним, учитывая ту или иную особенность развития малышей.
Таблица: наглядные приёмы с работе с детьми с ОВЗ
Приём | Суть использования |
Карточки для вставки на доску (вариант: ламинированные карточки на магнитную доску) с изображением букв, цифр, животных, растений и пр. | Дети, отвечая на вопрос, вставляют нужную карточку на доску. Например, педагог даёт малышам по карточке с изображением диких животных, затем зачитывает рассказ, а ребёнок, услышав название «своего» зверя, должен выйти и прикрепить на доску эту карточку. |
Иллюстрации и картинки (отдельных явлений, объектов, сюжетов сказок) | Например, иллюстрации с сюжетами сказок удобно использовать в качестве опорной схемы при обучении пересказу. |
Лэпбуки — папки или буклеты, в которых организованы материалы отдельным темам. Используются для систематизации и повторения пройденного материала. | |
Тактильные книги и книг с пазлами | Дети тренируют мелкую моторику, стимулируют речевое развитие. |
Бизиборд (например, модель домика с крючками, кнопками, ручками) | |
Интерактивная колонна с пузырьками | Дети наблюдают за плавающими рыбками, пузырьками, что способствует релаксации, успокоению малышей. |
Фиброоптический светильник | Используется для развития восприятия цвета, тренировки внимания. К светящемуся волокну приятно прикасаться, его интересно рассматривать. |
Практический метод
Развитие тактильных ощущений для детей с ОВЗ имеет ключевое значение. Поэтому практический метод в работе играет важную роль.
Таблица: приёмы реализации практического метода взаимодействия с детьми с ОВЗ
Приём | Суть |
Рисование (традиционное — карандашами, красками, нетрадиционное — пальчиками, ладошками, штампами и пр.) | Развивает воображение, помогает закрепить полученные знания. |
Аппликации, поделки | Тренирует мелкую моторику, способствует развитию креативности. |
Рисование на световом столе | Малыши песком рисуют на столе при помощи своих пальчиков. Приём развивает воображение. |
Рисование на led-доске | Малыши рисуют на доске маркерами, при этом подсветка меняется по тематике рисунка или по желанию «художника». Стереть рисунок можно при помощи мягкой губки. Этот приём формирует у малышей положительный эмоциональный фон и развивает мелкую моторику, зрительное восприятие. |
Лепка из кинетического песка | Приём, который помогает развивать восприятие цвета. Дети делают фигурки, заполняя разноцветным песком разные формочки. |
С помощью led-доски малыши быстрее осваивают написание букв: каждому художнику девочка даёт свои задания
Как индивидуализировать работу с детьми с ОВЗ
Особенности развития малышей с ОВЗ определяют ряд важных нюансов в организации индивидуальной работы на занятиях с ними. Особенно важно это в работе комбинированных групп, где малыши с ОВЗ в меньшинстве, поэтому педагогу приходится предпринимать дополнительные меры для того, чтобы вовлечь ребят в общую деятельность. Здесь неоценима роль тьютора, который не только дублирует все виды занятий для ребёнка , проводимые фронтально , но и ведёт работу исходя из индивидуальных возможностей и зон актуального и ближайшего развития ребёнка ОВЗ.
При нарушении слуха
Из-за трудностей восприятия материала на слух у таких детей нарушаются:
- память;
- речь;
- процессы мышления.
Поэтому педагогу важно сделать акцент на улучшение координации движений ребят. А учитывая способность плохослышащих малышей читать по губам, важно чётко и медленно произносить тексты, обязательно (!) используя мимику. Для старших ребят все элементы наглядности должны быть с подписями, что способствует улучшению зрительного восприятия и предотвращению пропуска букв в словах при чтении.
При нарушении зрения
Важная роль в занятиях с такими малышами отводится играм на осязание и развитие мелкой моторики. Плоховидящие ребята обладают хорошим слухом, поэтому аудиоматериалы, также музыкальное сопровождение игр, танцы — обязательные составляющие работы с ними. Положительное эмоциональное влияние оказывают звуки природы, которые могут сопровождать разные виды деятельности ребят.
Кроме специфики вида ОВЗ, для индивидуализации нужно учитывать и темперамент каждого ребёнка
При ЗПР
Дети с задержкой психического развития, дауны обычно очень неусидчивы, им сложно сконцентрироваться на задании и тем более выполнить его самостоятельно. Поэтому блоки информации таким ребятам лучше преподносить в форме подвижной игры. Например, для накопления количества слов проводится игра «Повтори, не ошибись»: дети становятся в круг вместе с воспитателем, затем педагог вытягивает руки вперёд, произнося: «Руки вперёд!» – дети повторяют движение. Такой же алгоритм действий сопровождает слова «вниз», «вверх», «в стороны». Не успевший повторить, выбывает. Для усложнения педагог может называть имя ребёнка, который должен движение повторить.
При нарушениях работы опорно-двигательного аппарата
Из игровых приёмов малышам подойдут игры с:
- крупами;
- водой и песком;
- массажными мячиками.
Таким малышам очень важна положительная оценка их действий. Поэтому педагогу следует особое внимание уделять рефлексии на занятиях: хвалить, подбадривать воспитанников. Очень уместно будет разработать систему поощрений, например, давать наклейки с забавными сюжетами за съеденный обед или выполненное задание.
При аутизме
Такие дети испытывают большие трудности в связывании знаний в цельную картину, поэтому работа педагога должна строиться так, чтобы помочь малышу понять контекст той или иной ситуации. Например, совместное чтение с ребёнком текстов сказок, когда взрослый предлагает ребёнку определить, какой эпизод соответствует картинке, предлагает угадать, что имел в виду тот или иной персонаж сказки в определённом повороте сюжета.
Это интересно. Кроме общих, характерных для малышей с конкретным отклонением, особенностей, есть ещё ряд сугубо индивидуальных черт, например, замкнутость или медлительность, что также накладывает отпечаток на продуктивность работы ребёнка. Поэтому, кроме перечисленных выше способов индивидуализировать работу, педагогу нельзя забывать и о «стандартном» наборе приёмов: давать малышам задания разного уровня сложности, выделять дополнительное время на выполнение работы тем, кому это необходимо, а также оказывать посильную помощь ребятам, которые не справляются с заданием. Особо застенчивых можно привлекать в помощь к подготовке материалов и оборудования для занятий, а также предлагать исполнять функции учителя, то есть проводить физкульт. паузы или дыхательные гимнастики.
Аутисты лучше воспринимают материал через совестную с педагогом деятельность
Методика организации и проведения занятий с детьми с ОВЗ
Основой методики проведения занятий с малышами с ОВЗ является четыре основных общепедагогических принципа работы с детьми:
- индивидуальный подход к ребёнку;
- профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, проведения физкультминуток, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью;
- использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей;
- создание ситуации успеха для каждого малыша, то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.
Кроме того, на занятиях с особенными детьми педагогу нужно:
- просить малышей повторить услышанную инструкцию к выполнению задания;
- обеспечить учебно-воспитательный процесс аудио - визуальными средствами обучения;
- объясняя задания, находиться близко к малышу с ОВЗ;
- предоставлять особенным ребятам дополнительное время для выполнения задания;
- давать возможность малышам с ОВЗ доделывать и переделывать работу, если справиться с заданием с первого раза у ребёнка не получилось.
Временной план занятия
Правильное распределение времени между этапами освоения темы является залогом успешного занятия. Поскольку закон «Об образовании» предполагает равные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ, то и организация занятий происходит по единому образцу.
Таблица: хронометраж занятий для детей с ОВЗ в детском саду
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной (включает игровой момент, разработку темы с обязательной физкультминуткой или дыхательной гимнастикой, (для детей с нарушением интеллекта — выполнение заданий по образцу) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Согласно законодательной базе работа с детьми с ОВЗ может проводиться либо в формате комбинированных занятий, либо в рамках деятельности ДОУ компенсирующей направленности. Безусловно, в специализированных детских садах возможностей для обеспечения правильной организации образовательного процесса для таких малышей больше. Но и в комбинированных группах, осуществляя индивидуальный подход, тьютор может подобрать ключик к душе необычного малыша и помочь ему почувствовать себя полноценным членом детского коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Образовательная программа детского сада комбинированной направленности
Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части, которая обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. В группе комбинированной направленности обязательная час...
Тьютор в детском саду. Это кто?
Хотя тьюторство пришло в Россию более 20 лет назад, для многих это понятие - новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Да...
Тьютор в детском саду
Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образов...
Тьютор в детском саду
Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностямисамостоятель...