Доклад " Особенности работы тьютора в детском саду"
материал
Предварительный просмотр:
Бабаева Сара Аликовна
Тема: Особенности работы тьютора в инклюзивном детском саду.
Цель деятельности тьютора в инклюзивном образовании заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в группе: особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка с ОВЗ. Включение в работу с педагогическим коллективом, родителями, детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе. Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом группы.
3 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования.
4.Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
- Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
- Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап;
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:
- помещений ДОУ;
- режима дня;
- образовательных программ;
- методических пособий.
Необходимо поставить такие задачи, которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.
Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни», - Карпенкова И.В.
- Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.
- Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;
- Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
Тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т. п.) и физическим (при необходимости помогает сходить в туалет);
Тьютор обсуждает с воспитателем цели и задачи своей работы;
Тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их сверстниками;
если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Тьютор наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед по столу просит у ребенка карандаш, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей: «Дай, пожалуйста, карандаш» – «Спасибо…».
Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
Если всё организовано правильно, то взаимодействие здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы логопеда в детском саду
Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. В ней раскрываются цели логопедической работы в условиях детского сада. Представлена краткая характеристика основных речевых нарушений у ...
Доклад на педсовете "КОЛЛЕКЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ – ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
Цель: создать коллекции разных предметов и активно использовать их в образовательной деятельности с детьми при реализации содержания разных образовательных областей....
Тьютор в детском саду. Это кто?
Хотя тьюторство пришло в Россию более 20 лет назад, для многих это понятие - новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Да...
Тьютор в детском саду комбинированного типа
1.Типы ДОУ для особых детей.2. Цели и задачи организации занятий для детей с ОВЗ.3.Виды занятий для детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного типа.4.Методы и приёмы на занятиях с детьми ОВЗ.5. Индивидуализац...
Тьютор в детском саду
Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образов...
Тьютор в детском саду
Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностямисамостоятель...
Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы »
Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемс...