Чем занимается тьютор в детском саду
консультация
Специфика работы тьютора в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chem_zanimaetsya_tyutor_v_detskom_sadu.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Чем занимается тьютор в детском саду.
Сейчас в дошкольных учреждениях предусмотрено инклюзивное образование (обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей). В условиях инклюзивного образования дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же, специфика работы должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка, т. е. процесс их воспитания и обучения носит коррекционную направленность. Коррекционная работа – это деятельность, направленная на исправление определенных особенностей психического или познавательного развития, не соответствующих возрастным нормам, и которая осуществляется с помощью использования специальных приёмов обучения и специальной организации процесса обучения. Содержанием коррекционной работы является фактический материал, который должен усвоить ребёнок, на базе которого он может адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс. Целью инклюзивного образования является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду.
Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми. В условиях социализации можно выделить 2 направления:
1. Воспитательный процесс, основой которого является адаптация, то есть включение его в воспитательный процесс. Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе.
2. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки ребенка.
Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. Люди, не имеющие отношения к этому процессу, ошибочно считают, что тьютор – это нянька. Слышатся рассуждения о тьюторе, как о человеке, который заботится, опекает. Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка в образовательную и социальную среду ДОУ. Его обязанность - помочь реализовать индивидуальный маршрут обучения, использовать потенциальные возможности ребёнка. К ребенку нужно подходить с позиции «что он может, несмотря на имеющееся нарушение», а не с позиции «чего он не может в силу своего дефекта». Есть такое понятие «ошибка тьюторства». Когда специалист пытаясь помочь ребенку, облегчить его действия, все делает за ребенка. В то время как у тьютора должна присутствовать инициатива подталкивания ребенка к самостоятельности. На практике тьютор и сопровождающий - это разные люди. Тьюторами называют специалистов с педагогическим образованием( логопеды, дефектологи, педагоги- психологи и т. д) . Педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители( чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими ребёнка, то есть выполняют только техническую помощь( одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно - гигиенические навыки и т. д. ) . Да, конечно, родители многое знают, многое понимают, умеют, но они умеют и предугадывают желания ребенка. Родители должны понимать, что есть родитель, есть специалист и есть ребенок, которого нужно ввести в жизнь. И они должны понимать, что тьютор это не навсегда. Постепенно, в процессе обучения развивая самостоятельность ребенка, тьютор «уходит» назад.
Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:
1. Социализация- включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
2. Помощь в усвоении соответствующей образовательной программы, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
3. Обеспечение преемственности и сотрудничества разных специалистов в работе с ребенком. Тьютор является связующим звеном, обеспечивающим координацию всех специалистов, необходимых ребенку на каждом этапе образовательного процесса.
4. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Основные направления работы с родителями:
- Установление контакта с родителями объяснение задач, составление плана совместной работы; - Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
- Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
5. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка. «При этом вся деятельность по сопровождению ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок». Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. А положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Чем занимается дефектолог в детском саду?"
Очень часто у родителей, чьи дети посещают детские сады, где созданы условия для детей с задержкой психического развития, возникают вопросы: "Кто такой учитель-дефектолог? Чем он занимается в детском ...
Статья "Чем с детьми занимаются воспитатели в детском саду и почему важно для ребенка посещать ГБДОУ"
На примере программы "Детство" младшая группа детского сада (дети четвертого года жизни) подробно рассказывается чем занимаются, как и для чего воспитатели детского сада работают с детьми....
Тьютор в детском саду. Это кто?
Хотя тьюторство пришло в Россию более 20 лет назад, для многих это понятие - новая практика. Не во всех образовательных организациях (будь то дошкольные, школьные) мы можем встретить тьютора. Да...
Тьютор в детском саду комбинированного типа
1.Типы ДОУ для особых детей.2. Цели и задачи организации занятий для детей с ОВЗ.3.Виды занятий для детей с ОВЗ в ДОУ комбинированного типа.4.Методы и приёмы на занятиях с детьми ОВЗ.5. Индивидуализац...
Тьютор в детском саду
Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образов...
Как мы занимаемся физкултурой в детском саду
Цель: Закрепить навыки рассказывания из личного опыта; закрепить произношение звука ч в словах и фразах, подбирать слова с этим звуком. Формировать умение пользоваться вопросительной интонацией.Закреп...