Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении.
консультация

Кормина Мария Евгеньвена

Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_18.10.19.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы в доу с семьями, находящихся в социально опасном положении».

Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении».

СЛАЙД. Мы придерживаемся следующего определения: «семья, находящаяся в социально опасном положении» - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, либо жестоко обращаются с ними.

СЛАЙД. Основными критериями семей c этой категорией являются:

-неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

-отсутствие условий для жизни детей и личного примера родителей в процессе их воспитания (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни родителей, отсутствие у них работы, жилья и т. д.);

-вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, совершение преступлений и правонарушений и т. д.);

-жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребёнку);

Образовательное учреждение выступает одним из субъектов межведомственного взаимодействия наряду с органами соцзащиты, органами опеки, комиссиями по делам несовершеннолетних, медицинскими учреждениями и т.д.

Дошкольное образование является первым и самым ранним звеном в системе общего образования в России. Именно поэтому, особая роль в выявлении семей на ранней стадии неблагополучия лежит на специалистах дошкольных учреждений и является одним из наиболее значимых условий эффективности коррекционной работы, социальной, психологической и педагогической поддержки.

Организуя совместную работу по раннему выявлению неблагополучных семей и их дальнейшей реабилитации, коллектив ДОУ ставит перед собой следующую цель:

СЛАЙД -создать благоприятные психолого-педагогические условия на базе детского сада для эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса в рамках раннего выявления семейного неблагополучия.

         В дошкольных учреждениях осуществляется социальная работа с неблагополучными семьями, которая включает социально-педагогическую, социально-психологическую и информационную помощь. Работа строится поэтапно, в несколько шагов:

СЛАЙД ШАГ 1. Организационный.
-Изучение нормативной документации

-Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса;
-Создание нормативно-правовой базы
-Подбор диагностического инструментария
-Разработка методических рекомендаций

СЛАЙД ШАГ 2. Диагностический.
-определение статуса семьи и диагностического минимума;

-изучение причин неблагополучия семьи
-Организация диагностической работы с семьями «группы социального риска» должна проводиться: с максимальным использованием потенциала семьи на основе добровольного сотрудничества с соблюдением этических принципов.(опросы, анкеты, тесты)
СЛАЙД ШАГ 3. Деятельностный.
Системная коррекционно-развивающая работа на основе составленного индивидуального маршрута (плана) сопровождения семьи и ребенка.

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

СЛАЙД

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни,).

Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

СЛАЙД. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Этипрограммы педагоги могут использовать для разработки своих реабилитационных программ...

Индивидуальный план работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении на 2015 – 2016 учебный год

В данной работе имеются:Цель.  Формирование комплексной  системы социально – психолого-педагогической  поддержки семьи.Задачи.·        Побуждение роди...

организация работы в ДОУ с семьями находящихся в социально опасном положении

Механизмы выявления и работы ДОУ с неблагополучными семьями...

План индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

В данном плане представлен комплекс мероприятий по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении: диагностика, темы консультаций и бесед, тематика буклетов и памяток...

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...

Взаимодействие дошкольной организации и семей, находящихся в социально опасном положении.

Неблагополучная семья - это острейшая проблема современного образования, так как семейное неблагополучие влияет на социальную, духовную, физиологическую и психическую сторону развития ребенка....