организация работы в ДОУ с семьями находящихся в социально опасном положении
консультация на тему
Механизмы выявления и работы ДОУ с неблагополучными семьями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_v_dou_s_semyami.docx | 68.27 КБ |
Предварительный просмотр:
организация работы в доу с семьями,
находящихся в социально опасном положении
В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);
2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей — особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);
3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с престарелыми родителями);
4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);
5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).
Механизм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (руководителя ДОУ, методиста (старшего воспитателя), воспитателей, педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ | |
Утомленный, сонный вид | |
Санитарно-гигиеническая запущенность | |
Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания | |
Неумеренный аппетит | |
Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии | |
Привлечение внимания любым способом | |
Чрезмерная потребность в ласке | |
Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием | |
Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками | |
Трудности в обучении |
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ | |
В боязливости ребенка | |
В выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков | |
В сосании пальца, раскачивании | |
В боязни идти домой | |
В жестоком обращении с животными | |
В стремлении скрыть причину травм |
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог-психолог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
План работы
с неблагополучными семьями
и профилактических мероприятий по предупреждению нарушения прав детей в семье
Наименование мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Разработка Положения о постановке на внутрисадовский учет и снятии с учета | Сентябрь | Администрация, воспитатели, педагог-психолог |
2. Выявление неблагополучных семей | В течение года | Администрация, воспитатели, педагог-психолог, |
3. Изучение причин неблагополучия семьи | По мере выявления | Воспитатели, педагог-психолог, органы опеки и попечительства |
5. Консультации для педагогов | По плану | Старший воспитатель, педагог-психолог |
6. Консультации для родителей | По плану | Старший воспитатель, педагог-психолог |
7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей» | В течение года | Старший воспитатель, педагог-психолог |
8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей | Сентябрь | Старший воспитатель, педагог-психолог |
9. Заседание малого педсовета с приглашением родителей из неблагополучных семей | По мере необходимости | Администрация ДОУ, воспитатели, педагог-психолог |
11. Сотрудничество с КДНиЗП (органы опеки и попечительства), отделами полиции | В течение года | Администрация ДОУ |
12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей | Ежедневно | Воспитатели, педагог-психолог |
13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи | В течение года | Администрация ДОУ, воспитатели, педагог-психолог |
14. Совместная деятельность с администрацией школы по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ДОУ в целях непрерывного социально-педагогического сопровождения | Апрель–май | Администрация ДОУ, педагог-психолог ДОУ, администрация школы, социальный педагог школы, педагог-психолог школы |
15. Организация совместной деятельности с родителями воспитанников (спортивные праздники, творческие мастерские, логотренинги, игровые тренинги, встречи в семейном клубе с целью профилактики неблагополучия в семье | В течение года | Воспитатели, специалисты ДОУ |
16. Анализ работы с неблагополучными семьями | Январь, май | Администрация ДОУ, воспитатели, педагог-психолог |
Алгоритм работы с семьями группы риска в ДОУ
Социально-информаци-онная помощь | Социально-правовая помощь | Социально-экономичес-кая помощь | Социально-педагогичес-кая помощь | Социально-психологическая помощь | Медико-социальная помощь | ||||||||||||||||||||||||||||
Информация о пособиях и льготах | Психолого-педагогическое просвещение родителей | Правовое просвещение | Правовое воспитание детей | Контроль над соблюдением прав ребенка | Содействие в получении пособий | Контроль над обстановкой в семье | Привлечение родителей к участию в жизни ДОУ | Создание благоприятного микроклимата в семье и ДОУ | Психологическая диагностика и поддержка | Медико-социальный патронаж | Диагностика здоровья | ||||||||||||||||||||||
Индивидуальные консультации специалистов ДОУ | Совместные праздники и развлечения | Участие в конкурсах и выставках | Коррекционные занятия с детьми | Индивидуальное консультирование с родителями |
Общий план изучения семьи
1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
2. Жилищные и материальные условия.
3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
4. Культурный уровень родителей:
-наличие библиотеки в семье;
-какие книги читают;
-следят ли за периодической печатью;
-посещают ли кино;
-посещают ли театры и концерты;
-посещают ли выставки.
5. Общая семейная атмосфера:
-доброжелательная,
-неустойчивая,
-равнодушная,
-гнетущая, недоброжелательная.
6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?
7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (Послушание, творческую активность, самостоятельность).
8. Что является предметом основной заботы родителей:
-здоровье детей;
-развитие умственных способностей;
-художественных способностей;
-нравственных качеств.
9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:
-сверхопекающее;
-ровное, заботливое;
-равнодушное;
-подавляющее.
10. Система воспитательных воздействий:
согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;
непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;
отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
11. Организация совместных форм деятельности в семье:
-вовлечение ребенка во все домашние дела и заботы;
-эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;
-ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.
12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:
- определенных знаний и готовность их восполнять;
-ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;
-низкий уровень знаний и нежелание задумываться над проблемами воспитания.
13. Осуществление контроля за поведением и деятельностью ребенка:
-систематическое;
-нерегулярное;
-полное отсутствие контроля.
14. Отношение к детскому саду:
-положительное;
-равнодушное;
-негативное.
15. Взаимодействие семьи с детским садом:
-систематическое;
-эпизодическое;
-отсутствие взаимодействия.
ПоРЯДОК о постановке на внутрисадовский учет и снятие с учета неблагополучной семьи
Основные цели постановки на учет:
• защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ);
• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Задачи:
• выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности в семье;
• обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
• проводить социально-профилактические мероприятия по оказанию помощи семьям в решении возникших проблем.
Понятие «неблагополучная» семья
Семья считается неблагополучной, если родители:
• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
• отрицательно влияют на их поведение;
• жестоко обращаются со своими детьми;
• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
Оформление документов
На каждую неблагополучную семью заводится папка, в которую входят следующие документы:
• акт обследования;
• постановление КДНиЗП о постановке на учет;
• учетная карточка семьи;
• карта индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения;
• план индивидуальной профилактической работы;
• дневник наблюдений за неблагополучной семьей.
Документы хранятся у методиста(старшего воспитателя) ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении
Этипрограммы педагоги могут использовать для разработки своих реабилитационных программ...
Индивидуальный план работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении на 2015 – 2016 учебный год
В данной работе имеются:Цель. Формирование комплексной системы социально – психолого-педагогической поддержки семьи.Задачи.· Побуждение роди...
План индивидуальной профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении
В данном плане представлен комплекс мероприятий по работе с семьей, находящейся в социально опасном положении: диагностика, темы консультаций и бесед, тематика буклетов и памяток...
Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении.
Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении....
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, И СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
План работы с неблагополучными семьями...
Взаимодействие дошкольной организации и семей, находящихся в социально опасном положении.
Неблагополучная семья - это острейшая проблема современного образования, так как семейное неблагополучие влияет на социальную, духовную, физиологическую и психическую сторону развития ребенка....