Проект «Модель игровой образовательной среды ДОО»
проект (старшая группа)
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_o_pprs.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая практико-значимая работа
«Модель игровой образовательной среды ДОО»
Выполнила:
Пряслихина Татьяна Александровна
Серпухов, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………… 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………........ 15
ВВЕДЕНИЕ.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к развивающей предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает: − возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; − наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
− доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
− свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
− исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития.
При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.
2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС
4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Особенности игровой предметно-развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.
Исходя из условий здания и помещений старого образца, мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течение всего дня.
Предметная среда должна предоставлять ребёнку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя, побуждать дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития. А воспитателю каждый раз предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом уровне.
Поэтому, организуя развивающую предметно – пространственную среду в подготовительной группе, мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями дошкольников и современными требованиями, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Развивающую предметно-пространственную среду нашей группы составляют центры развития и игровые центры
Художественно-эстетическому центру отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей цветные карандаши, мелки, акварель, гуашь, пластилин, поролоновые губки-штампы, трафареты, шаблоны, раскраски для мальчиков и девочек и по народным промыслам, цветная бумага разной фактуры и размера, картон.
Музыкально-театрализованный центр – важный объект развивающей предметно-пространственной среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
В Музыкально-театрализованном центре размещаются ширма, маски сказочных персонажей, разные виды театров: бибабо, кукольный, варежковый, пальчиковый, настольный, куклы на лопатках; музыкальные инструменты разных народов мира, портреты детских композиторов, султанчики, цветы из ленточек для танцевальных движений, синтезатор, сундук с элементами переодевания для персонажей, развития творческого замысла в игре.
В центре ИКТ представлены следующие технические средства обучения: телевизор, магнитола, ноутбук, коллекция дисков с музыкой и сказками.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуются экологический центр «Юный натуралист» и опытно-экспериментальный «Хочу все знать», представляющие собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещен разнообразный природный материал: мел, камни, шишки, ракушки, перья, семена фасоли, гороха, подсолнуха. Лабораторное оборудование составляет микроскоп, увеличительные стекла большие и маленькие, песочные часы, мерная посуда, все это вызывает у детей особый интерес. Необходимыми в оборудовании дошкольников подготовительной к школе группы являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, алгоритмы проведения опытов, набор для детского экспериментирования «Экспедиция к центру Земли».
Экологический центр «Юный натуралист» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Он представлен комнатными растениями, которые требуют разные способы ухода, необходимым оборудованием - это фартуки, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и другой рабочий инвентарь. В паспорте комнатных растений группы содержится интересная и познавательная информация о них, что позволяет воспитателю разнообразить занятия и поддерживать интерес детей к объектам живой природы. В «Экологическом» центре есть иллюстрации и картинки по сезону, пословицы и поговорки, стихи и загадки, дидактические игры экологической направленности, временах года, животных разных стран. В календаре природы дети охотно отмечают ежедневные наблюдения за состоянием погоды и природными явлениями. Дополнением центра служат детские поделки из природного материала. Необходимыми в оборудовании развивающей предметно-пространственной среды старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
Дидактический центр представлен настольно-печатными играми, есть «Палочки Кюизенера», логические «Блоки Дьенеша», геометрические головоломки: «Танграм», «Сфинкс», «Сложи узор», пазлы, игры «Составь картинку», «Составь портрет», «Лабиринт», «Соедини точки», материал по сенсорному развитию: счетные палочки, деревянный конструктор «Фантазер», пирамидки, лабиринты, тренажеры.
Центр физкультуры лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Его оборудование позволяет дошкольникам заниматься и закреплять разные виды движений. «Физкультурный центр» оснащен массажными и обычными мячами больших и малых размеров, султанчиками, флажками, скакалками, массажной дорожкой, атрибутами для подвижных игр, платочками, косичками, кеглями, конусами, кольцебросом.
Небольшой, но очень содержательный центр «Книги» находится в комнате для занятий. Он позволяет детям погрузиться в волшебный мир книг. Воспитатель может почитать ребятам любимые стихи, рассказы, русские народные сказки и произведения зарубежных авторов. В центре книги организуется выставка произведений того или иного автора, например, к юбилейным датам или изучаемые на занятиях. Проводником в мир истории и культуры являются постоянно обновляющиеся иллюстрации о быте, традициях своего народа. В литературном центре дошкольники могут организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека». На каждого ребенка заведен формуляр, есть абонемент, совсем как в школе, что позволяет детям поддерживать интерес к чтению и будущей учебе.
Познавательно речевой центр содержит пособия по развитию речи (серии картин, схем для установления последовательности событий, сюжетные картинки для рассказывания и обсуждения поступков персонажей), картинки и иллюстрации, рассказывающие детям о школьной жизни, плакаты с буквами и цифрами, распорядком дня, планшет, дидактические игры, головоломки на развитие внимания, памяти, логического мышления, речи.
По соседству разместился нравственно-патриотический центр. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма. Оно начинается у детей с отношения к своим близким, детскому саду, малой и большой Родине, государственных праздниках и явлениях общественной жизни. Чувство Родины начинается с изумления и восхищения тем, что видит перед собой ребенок и что вызывает отклик в его душе.
Немаловажную роль здесь играет предметно-развивающая среда. В зоне свободного доступа ребенок пополняет свои знания о семье, детском саде, родной улице, стране, ее столице, праздниках государства, российской Армии. В содержание «Нравственно-патриотического центра» входит: государственная символика – флаг, герб, гимн России, портрет президента страны В.В. Путина; фотоальбом о Москве, энциклопедии, глобус, образцы народного декоративно-прикладного искусства.
Конструктивный центр и Центр ОБЖ, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Центр безопасности дорожного движения интересен, в первую очередь, мальчикам. Он оснащён плакатами, книгами и журналами, дидактическими и настольно-печатными играми по ПДД и ОБЖ, игрушками - разных видов транспорта, дорожными знаками, элементами формы сотрудника полиции. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. В конструктивном центре есть конструктор разного вида, для мальчиков и для девочек. Оснащение этого центра позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. В группе выделены центры сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Салон красоты», «Почта», «Магазин». Наполняемость центров меняется в соответствии с возрастной группой, развитием сюжета. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Красочный интерьер несет существенную информационную нагрузку и дает соответствующий психологический настрой. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
В пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия Центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам, рассматриванию альбомов с фотографиями. Он представлен в виде уютного домика, который может менять свое местоположение и вариант использования. Ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют мягкие игрушки, декоративные подушки.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе, оснащение ТСО, насыщенность среды и соответствие оформления нормативам и содержанию Программы способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Её оснащение постоянно сменяется, дополняется.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.
Важным условием развития игры является адекватная предметно-игровая среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации.
Групповое пространство используется рационально. Мебель (столы, стулья), игровой материал могут легко трансформироваться и использоваться в зависимости от ситуации в различных вариантах. Развивающая предметно-пространственная среда безопасна для пребывания ребёнка в группе (мебель закреплена, оборудование нетоксично, не представляет опасности и не причиняет вред здоровью детей).
Огромный вклад в оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы вносят родители воспитанников (приобретают мебель, дидактический материал, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, изготавливают атрибуты, ремонтируют оборудование, шьют элементы кукольной одежды, чехлы для мебели, фартуки для дежурных по столовой и по уходу за комнатными растениями, составляют проекты и многое другое).
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных
особенностей детей их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования. Таким образом, приходим к выводу, что выявлять и развивать творческие способности дошкольников лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Способствует самопознанию, самовыражению личности; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральная деятельность не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Евтушенко И. Н. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении и ее диагностика // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №4.
2. Коломийченко Л. В. Организация предметной среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста. Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №1.
3. Коротаева Е. В. Проблемы создания эмоционально развивающей среды для детей раннего возраста / Е. В. Коротаева, Л.А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №5.
4. Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда / С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.
5. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации / под ред. О. В. Дыбиной. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
6. Смиронова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2013. - №3 // http://www.psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml.
Интернет-ресурсы:
- http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержательная модель модернизации образовательной среды
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...
Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды
Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды....
Статья по теме : "Опыт создания модели информационно-образовательной среды с учётом требований ФГОС ДО".
Статья раскрывает инновационные подходы к организации ППРС с учётом требований ФГОС ДО....
Проект «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей»
Цель проекта создание модели организации образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка....
Практико-значимый проект по курсу «Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе. Эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды»
Модель игровой образовательной среды во второй младшей группе,эффективные формы сотрудничества с родителями по созданию домашней игровой среды....
Модель игровой образовательной среды 1 младшей группы»
предметно развивающая среда...
Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Комментарии
Проект "Модель игровой образовательной среды ДОО"
Особенности игровой предметно-развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.
Исходя из условий здания и помещений старого образца, мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течение всего дня.