Проект «Модель игровой образовательной среды ДОО»
проект (старшая группа)

Пряслихина Татьяна Александровна

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

 Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_pprs.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая практико-значимая работа

«Модель игровой образовательной среды ДОО»

Выполнила:

Пряслихина Татьяна Александровна

Серпухов, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

        

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………… 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………........ 15

ВВЕДЕНИЕ.

 Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

 Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к развивающей предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает: − возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; − наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

Вариативность среды предполагает: 

  • наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

        Доступность среды предполагает: 

− доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

− свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

− исправность и сохранность материалов и оборудования.

        Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития.

        При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

        Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3. У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС

4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Особенности игровой предметно-развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.

Исходя из условий здания и помещений старого образца, мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течение всего дня.   

Предметная среда должна предоставлять ребёнку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя, побуждать дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.  А воспитателю каждый раз предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом уровне.

Поэтому, организуя развивающую предметно – пространственную среду в подготовительной группе, мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями дошкольников и современными требованиями, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 Развивающую предметно-пространственную среду нашей группы составляют центры развития и игровые центры                                

Художественно-эстетическому центру отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей цветные карандаши, мелки, акварель, гуашь, пластилин, поролоновые губки-штампы, трафареты, шаблоны, раскраски для мальчиков и девочек и по народным промыслам, цветная бумага разной фактуры и размера, картон.

Музыкально-театрализованный центр – важный объект развивающей предметно-пространственной среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

В Музыкально-театрализованном центре размещаются ширма, маски сказочных персонажей, разные виды театров: бибабо, кукольный, варежковый, пальчиковый, настольный, куклы на лопатках; музыкальные инструменты разных народов мира, портреты детских композиторов, султанчики, цветы из ленточек для танцевальных движений, синтезатор, сундук с элементами переодевания для персонажей, развития творческого замысла в игре.

В центре ИКТ представлены следующие технические средства обучения: телевизор, магнитола, ноутбук, коллекция дисков с музыкой и сказками.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуются экологический центр «Юный натуралист» и опытно-экспериментальный «Хочу все знать», представляющие собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещен разнообразный природный материал: мел, камни, шишки, ракушки, перья, семена фасоли, гороха, подсолнуха. Лабораторное оборудование составляет микроскоп, увеличительные стекла большие и маленькие, песочные часы, мерная посуда, все это вызывает у детей особый интерес. Необходимыми в оборудовании дошкольников подготовительной к школе группы являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, алгоритмы проведения опытов, набор для детского экспериментирования «Экспедиция к центру Земли». 

 Экологический центр «Юный натуралист» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.  Он представлен комнатными растениями, которые требуют разные способы ухода, необходимым оборудованием - это фартуки, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и другой рабочий инвентарь.  В паспорте комнатных растений группы содержится интересная и познавательная информация о них, что позволяет воспитателю разнообразить занятия и поддерживать интерес детей к объектам живой природы. В «Экологическом» центре есть иллюстрации и картинки по сезону, пословицы и поговорки, стихи и загадки, дидактические игры экологической направленности, временах года, животных разных стран. В календаре природы дети охотно отмечают ежедневные наблюдения за состоянием погоды и природными явлениями.  Дополнением центра служат детские поделки из природного материала. Необходимыми в оборудовании развивающей предметно-пространственной среды старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

 Дидактический центр представлен настольно-печатными играми, есть «Палочки Кюизенера», логические «Блоки Дьенеша», геометрические головоломки: «Танграм», «Сфинкс», «Сложи узор», пазлы, игры «Составь картинку», «Составь портрет», «Лабиринт», «Соедини точки», материал по сенсорному развитию: счетные палочки, деревянный конструктор «Фантазер», пирамидки, лабиринты, тренажеры.  

Центр физкультуры лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Его оборудование позволяет дошкольникам заниматься и закреплять разные виды движений. «Физкультурный центр» оснащен массажными и обычными мячами больших и малых размеров, султанчиками, флажками, скакалками, массажной дорожкой, атрибутами для подвижных игр, платочками, косичками, кеглями, конусами, кольцебросом.

Небольшой, но очень содержательный центр «Книги» находится в комнате для занятий. Он позволяет детям погрузиться в волшебный мир книг. Воспитатель может почитать ребятам любимые стихи, рассказы, русские народные сказки и произведения зарубежных авторов. В центре книги                организуется выставка произведений того или иного автора, например, к юбилейным датам или изучаемые на занятиях. Проводником в мир истории и культуры являются постоянно обновляющиеся иллюстрации о быте, традициях своего народа. В литературном центре дошкольники могут организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека». На каждого ребенка заведен формуляр, есть абонемент, совсем как в школе, что позволяет детям поддерживать интерес к чтению и будущей учебе.

Познавательно речевой центр содержит пособия по развитию речи (серии картин, схем для установления последовательности событий, сюжетные картинки для рассказывания и обсуждения поступков персонажей), картинки и иллюстрации, рассказывающие детям о школьной жизни, плакаты с буквами и цифрами, распорядком дня, планшет, дидактические игры, головоломки на развитие внимания, памяти, логического мышления, речи.

По соседству разместился нравственно-патриотический центр. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма. Оно начинается у детей с отношения к своим близким, детскому саду, малой и большой Родине, государственных праздниках и явлениях общественной жизни. Чувство Родины начинается с изумления и восхищения тем, что видит перед собой ребенок и что вызывает отклик в его душе.

Немаловажную роль здесь играет предметно-развивающая среда. В зоне свободного доступа ребенок пополняет свои знания о семье, детском саде, родной улице, стране, ее столице, праздниках государства, российской Армии. В содержание «Нравственно-патриотического центра» входит: государственная символика – флаг, герб, гимн России, портрет президента страны В.В. Путина; фотоальбом о Москве, энциклопедии, глобус, образцы народного декоративно-прикладного искусства.  

Конструктивный центр и Центр ОБЖ, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен.  Центр безопасности дорожного движения интересен, в первую очередь, мальчикам. Он оснащён плакатами, книгами и журналами, дидактическими и настольно-печатными играми по ПДД и ОБЖ, игрушками - разных видов транспорта, дорожными знаками, элементами формы сотрудника полиции. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. В конструктивном центре есть конструктор разного вида, для мальчиков и для девочек. Оснащение этого центра позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде). 

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. В группе выделены центры сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Салон красоты», «Почта», «Магазин». Наполняемость центров меняется в соответствии с возрастной группой, развитием сюжета. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Красочный интерьер несет существенную информационную нагрузку и дает соответствующий психологический настрой. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. 

В пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия Центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам, рассматриванию альбомов с фотографиями. Он представлен в виде уютного домика, который может менять свое местоположение и вариант использования. Ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют мягкие игрушки, декоративные подушки. 

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе, оснащение ТСО, насыщенность среды и соответствие оформления нормативам и содержанию Программы способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Её оснащение постоянно сменяется, дополняется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Важным условием развития игры является адекватная предметно-игровая среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации.

Групповое пространство используется рационально. Мебель (столы, стулья), игровой материал могут легко трансформироваться и использоваться в зависимости от ситуации в различных вариантах. Развивающая предметно-пространственная среда безопасна для пребывания ребёнка в группе (мебель закреплена, оборудование нетоксично, не представляет опасности и не причиняет вред здоровью детей).

Огромный вклад в оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы вносят родители воспитанников (приобретают мебель, дидактический материал, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, изготавливают атрибуты, ремонтируют оборудование, шьют элементы кукольной одежды, чехлы для мебели, фартуки для дежурных по столовой и по уходу за комнатными растениями, составляют проекты и многое другое).

Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных

 особенностей детей их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования. Таким образом, приходим к выводу, что выявлять и развивать творческие способности дошкольников лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Способствует самопознанию, самовыражению личности; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральная деятельность не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.        Евтушенко И. Н. Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении и ее диагностика // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - №4.

2.        Коломийченко Л. В. Организация предметной среды в процессе социального воспитания детей дошкольного возраста. Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №1.

3.        Коротаева Е. В. Проблемы создания эмоционально развивающей среды для детей раннего возраста / Е. В. Коротаева, Л.А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №5.

4.        Новоселова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда /                       С. Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

5.        Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации / под ред.           О. В. Дыбиной. - М.: Центр педагогического образования, 2008.

6.        Смиронова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2013. - №3 // http://www.psyedu.ru/journal/2013/3/3402.phtml.

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад.ру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательная модель модернизации образовательной среды

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды

Проект по созданию инновационной модели развивающей образовательной среды....

Проект «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей»

Цель проекта создание модели организации образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка....

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...


 

Комментарии

Пряслихина Татьяна Александровна

Особенности игровой предметно-развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.
Исходя из условий здания и помещений старого образца, мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течение всего дня.