Проект «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей»
проект на тему

Казанцева Нина Анисимовна

Цель проекта создание модели организации образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovochnye_materialy.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проектировочные материалы (проект)

«Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей»

Обоснование разработки проекта

Модернизация и инновационное развитие нашего общества требуют появления инициативных, способных творчески мыслить и находить нестандартные решения людей, готовых обучаться в течение всей жизни. Все необходимые для этого навыки формируются с детства. Для максимального использования всех возможностей, предоставляемых детством, необходимо создавать условия по организации образовательного пространства, обеспечивающего успешное развитие детей.

Дошкольное детство период активной социализации ребёнка, продолжающейся в течение всей его жизни. Социализация - процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка — явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития. Социализация – включает все, что происходит с ребенком после рождения, когда он превращается из биологического существа в социальное.

Процесс социализации невозможен без учета личностных особенностей детей. Каждый педагог в своей деятельности должен учитывать индивидуальные возможности и способности каждого воспитанника. С позиции авторов Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. С точки зрения Коджаспирова Г.М., индивидуализация – это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей дошкольников.

Таким образом, модернизируя образовательный процесс и обогатив развивающую предметно-пространственную среду, с учетом  индивидуализации детей дошкольного возраста, мы можем создать  модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей.

Актуальность темы

             Стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества;
  • безопасного поведения в социуме, природе, быту.

       Отечественные ученые А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. считают, что каждый ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен важными достижениями в социализации детей.   

Таким образом, тема проекта является актуальной, так как при создании модели организации образовательной среды необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и образовательный процесс способствуют  позитивной социализации и индивидуализации, развитию личности детей дошкольного возраста.

Анализ исходной ситуации

На сегодняшний день ведем работу с детьми 4-5 лет. В группе 12 девочек и 12 мальчиков.  В поведении и деятельности детей появился ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном и  социально-эмоциональном развитии.   Дети испытывают острую потребность в движении, а в случае ограничения активной двигательной деятельности быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому стараюсь наладить в группе разумный двигательный режим, наполняя жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой возбудимостью, поэтому видя перевозбуждение ребенка, переключаю его внимание на более спокойное занятие.

У детей проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных общих дел. Использую их стремление для налаживания дружеских связей между детьми, объединяя в небольшие подгруппы на основе общих интересов, помогаю детям понять, как можно договориться, создать игровую обстановку. Очень внимательно отношусь к робким и агрессивным детям.

Дети становятся «почемучками»,  стремятся к познавательному и интеллектуальному общению.  В данном возрасте проявляется чувство уважения к старшим.

Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни воспитанников. Игры усложняются по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Преобладает однополое игровое общение. Для игр в группе есть все необходимые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряжения, форменная одежда (доктор, парикмахер, продавец, моряк, полицейский). Дети начинают фантазировать.

Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам.

У детей данного возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют жалобы детей, что кто-то не выполняет какое-то требование. Дети начинают осмысливать свои поступки и поступки других.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми. Специально создаю ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Использую такие ситуации, как «Помоги другу», «Поделись с другими», «Мы помощники в группе» и др.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. Поэтому часто подчеркиваю их успехи, достижения и нацеливаю на положительные действия.

Дети пятого года жизни проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.  Поэтому постоянно говорим о поведении мальчика и девочки, их взаимоотношениях, играем в «школу маленьких принцесс» и «школу маленьких рыцарей».

Словарь детей значительно увеличился. В разговоре ребенок использует сложные фразы и предложения. Любим играть со словами, пытаемся придумывать рифмы. Много читаем, учим стихи, знакомимся с художественной литературой, рассказываем сказки, прослушиваем музыкальные произведения.

Много внимания уделяю развитию творческих способностей детей – в игре, в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности.

Процесс социализации проходит в нашей группе через организацию разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие

художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательской, самообслуживания и элементарного бытового труда, конструирования, изобразительной, двигательной, музыкальной) в процессе  режимных моментов.

Используем приемы индивидуального подхода, исходя из реального уровня умений, которые различаются у разных детей, так как темпы развития детей различны.

Развивающая предметно-пространственная среда  в группе создана с учетом  принципов, прописанных в стандарте (содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная), требованиями СанПин, основной общеобразовательной программой ДОУ.

Образовательное пространство группы хорошо оснащено средствами обучения и воспитания, в том числе игровым оборудованием. Среда  предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Пространство легко трансформируется, согласно замыслу или желанию ребенка с помощью модулей и ширм.

Предметная развивающая среда открывает множество возможностей, обеспечивающих все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле она полифункциональная. Дети активно используют предметы-заместители (Кирпичики из конструктора – телефон, масло; геометрические фигуры – фрукты и овощи; палочка-градусник; кольцебросы – руль и др.)

Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств, в том числе для игры, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей, в том числе и игровую.

Доступность среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Все материалы и оборудования  исправны, безопасны и правильно хранимы.

Организуя развивающую среду в ДОУ с учетом ФГОС ДО можно эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Но не всегда удается выстроить среду с учетом индивидуальных особенностей детей.

Проанализировав ситуацию в группе, пришла к выводу, что процесс социализации отражается в образовательной среде, а процесс индивидуализации реализуется не в полной мере ввиду ряда причин:

  1. Педагоги не в полной мере знают индивидуальные особенности детей;
  2. Педагоги используют традиционные формы и методы (не учитывая интересов детей) S-O
  3. Педагоги испытывают трудности при организации педагогического пространства для индивидуализации детей
  4. Сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам индивидуального развития детей выстроено на слабом уровне.
  5. Недопонимание родителями значимости индивидуальных особенностей своего ребёнка.
  6. Взаимодействие с соц. партнёрами выстроено на слабом уровне.

Для решения данной проблемы в своей деятельности будем использовать такие методы: наблюдение, анкетирование с родителями, беседы  с детьми и родителями для сбора информации об индивидуальных особенностях детей.

        В образовательной деятельности будем пользоваться современными педагогическими формами и методами, способствующими раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребенка и успешной социализации. S-S

          Разработаем модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей.

          Организуем родительский клуб «Мой ребенок уникальный» для выстраивания партнерских отношений с семьями воспитанников по вопросам индивидуального развития детей.

           Спланируем работу  с соц. партнерами, которая  бы способствовала раскрытию индивидуальных особенностей детей.

Изучив проблему индивидуализации и социализации, пришли к выводу о разработке и реализации проекта «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей 4-5лет».

Цель проекта создание модели организации образовательной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка.

В качестве основных задач проекта были определены:

  1. Систематизировать знания по теме «Социализация и индивидуализация  детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных  практик» через прохождение курсов повышения квалификации и изучение литературы по данному направлению;
  2. Проанализировать проблемы социализации и индивидуализации детей 4-5 лет и разработать модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей средней группы
  3. Организовать взаимодействие с семьями воспитанников и соц.партнерами.

С целью индивидуализации и социализации педагогического процесса внедрили следующие компоненты:

Компонент

Цель

Участник

Сроки реализации

"Здравствуйте, 
я пришел"

- ребенок утром размещает свою фотографию в сундучок, а вечером, когда уходит, убирает.

Ребенок  чувствует себя членом данного сообщества детей и взрослых

Ребенок – личность, 
член коллектива

1 неделя

"Уголок именинника"- плакат с фотографией ребенка, поздравлением с  днем рождения.

Ребенок начинает чувствовать себя  центральным лицом в детском коллективе

Ребенок – центральное лицо;

воспитатель – организатор

1 неделя

"Паровозик желаний"- персональная посуда для именинника, праздничные украшения (корона или повязка на голову для девочек и колпачок и галстук для мальчиков), нарядный стул именинника.

Ребенок начинает чувствовать себя  центральным лицом в детском коллективе

Ребенок – центральное лицо;

воспитатель – организатор

1 неделя

"Звезда дня"  - плакат на который приклеивается фотография ребенка и его достижения за день. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место.

Направлен  на формирование положительной

 «Я-концепции», развитие самосознания и самооценки.

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – оформитель;

родители – консультанты

1 неделя

"Чудо-носочки"- «носок» дошкольника с карточкой – заданием для индивидуальных занятий с родителями дома.

Упорядочить или откорректировать ЗУ ребенка в домашних условиях

Ребенок – участник;

воспитатель – организатор;

родитель – помощник

1 неделя

"Островок 
сокровищ"- детское коллекционирование

"Полянка 
драгоценностей"

Демонстрация и презентация коллекции с учетом интересов ребенка

Ребенок – коллекционер;

воспитатель – помощник;

родитель – активный 
соучастник

2 недели

"Мое творчество"

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка 
на выставках продуктов его творчества

Ребенок – творец;

воспитатель – координатор;

родитель – соучастник

2 недели

Портфолио ребенка - формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

Страницы портфолио рассказывают о том, как развивается ребенок, каковы его интересы и особенности.

Формирование положительной "Я-концепции", развитие самосознания и самооценки.

Ребенок – активный участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

В течение всего дошкольного периода

Краткосрочная образовательная практика

«Декупаж»

Дать возможность детям проявить себя, развить творческие способности детей

Ребенок – активный участник;

воспитатель – координатор;

родитель – активный 
соучастник

  1. месяц

Для выстраивания эффективной работы по  индивидуализации и социализации  детей дошкольного возраста  активно вовлекаем в образовательный процесс родителей,  через разные формы работы, одной из которых является создание родительского клуба «Мой ребенок уникальный». В рамках клуба педагогами проведен мастер-класс по теме «Модель организации образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей». В ходе мастер-класса родители предложили свои идеи по оформлению компонентов индивидуализации: «Звезда дня», «Панорама добрых дел детей» и «Панорама добрых дел родителей», тем самым обогатив развивающую предметно-пространственную среду группы.

 Также совместно с родителями создали в холле ДОУ «Зимний  сад». Целью которого является создание условий для реализации  интересов и потребностей детей, способствующих благотворному влиянию на детскую психику, на развитие и формирование личности ребенка.

В рамках «Дня открытых дверей» провели «День самоуправления», где родители увидели своего ребенка  в образовательном процессе, его взаимодействие со сверстниками и педагогами, открыли новые знания о ребенке и поделились впечатлениями об отличительных особенностях ребенка в условиях дома и детского сада. Особенно хочется отметить, что активно в дне самоуправления участвовали папы, которые взяли на себя роль воспитателя и физ. инструктора, что очень значимо для социализации детей.

В течение года родители активно участвовали в конкурсе ДОУ «Лучший партнер года». Они организовали досуговую деятельность детей и родителей, проведя мероприятия:

  • День именинника
  • День Матери
  • Папа, мама, я – спортивная семья
  • Кукольный театр

Что позволило сплотить детско- родительский коллектив. Дети вышли на новый  уровень конструктивного общения  со сверстниками и взрослыми. В процессе  праздников у детей сформированы нормы,  ценности и культура поведения. Родители совершенствовали свои знания в области возрастной психологии, и выстраивали праздники с учетом  индивидуальных особенностей детей.

По данным анкетирования было выявлено, что многие дети желают  посещать танцевальные кружки, но в связи с нехваткой  времени и денег не всегда удается отдавать детей в доп.учреждения. Для решения данной проблемы привлекли родителя нашей группы, которая  организовала  кружок «Танцевальные  звезды», дав возможность раскрыть индивидуальность детей.

Результаты работы по данному проекту:

  1. У педагога расширены представления по теме «Социализация и индивидуализация  детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных  практик»;
  2. Выявлены  проблемы социализации и индивидуализациидетей 4-5 лет и разработана модель организации образовательной среды для позитивной социализации детей средней группы.
  3. Организован родительский клуб «Мой ребенок уникальный»
  4. У родителей повысился уровень компетентности о социализации и индивидуализации детей.
  5. Родители стали активными участниками образовательного процесса.
  6. Обеспечены равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.
  7. У детей развито общение со сверстниками и взрослыми.
  8. У детей сформирована готовность участвовать в совместной деятельности с детьми и взрослыми.
  9. Возросло количество детей, участвующих в конкурсном движении и занимающих призовые места.

В ходе реализации проекта мы достигли нашей цели, и разработали модель образовательной среды.

Данный опыт транслировали на разных уровнях.

Мы не останавливаемся на достигнутых успехах, мы совершенствуемся дальше,  и в перспективе у нас

Помочь раскрыться каждому ребенку.

Создать условия, где каждый ребенок сможет раскрыть свои способности и достигнуть наивысших высот в своей сфере.

9. Библиография                                               Интернет ресурсы

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 г.Москва.
  2. Авдулова Т. П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников.
  3. Бабаева Т.И. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка : Пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003
  5. Голованова Н.Ф. Социальное развитие детей в ДОУ:  Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ СПб. : Речь, 2004.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 8.

  1. Щетинина  А.М. «Социализация и индивидуализация в детском возрасте»: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.

http://www.resobr.ru/

http://parta1.com/

http://www.myshared.ru/

http://aistsad.ru/

http://nsportal.ru/

http://www.nekrasovspb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста

В статье отражены основные аспекты, связанные с  вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Именно образовательная среда выступает основным фактором позитивной социализации де...

Модель организации образовательного процесса по литературному воспитанию детей

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника , дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым с...

Проект модели организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей 2-3 лет (младшая группа) «Потешки – лучшие друзья».

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое  в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано ве...

Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

Консультация для воспитателей: «Образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»....

Адаптивная образовательная среда как фактор социализации детей с ОВЗ

В статье рассматривается значимость и условия построения адаптивной образовательной среды для успешной интеграции детей с ОВЗ.  Приведён опыт построения такой среды в ДОУ....

Проект «Модель игровой образовательной среды ДОО»

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. ...