Анализ учебного пособия «Человек и окружающий мир".
материал (подготовительная группа)
«Азбука физики» — это часть интегративного курса «Человек и окружающий мир», разрабатываемого в соответствии с концепцией школы развития личности А. К. Дусавицкого на основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Учебник очень красочный, большинство заданий иллюстрировано. Качество печати, шрифтов и иллюстраций не везде высокого уровня, в некоторых разделах есть нечеткие изображения. Однако, в целом впечатление от учебника достаточно хорошее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_uchebnogo_posobiya_1.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное пособие для начальной школы «Человек и окружающий мир. Азбука физики» (Программа обучения по системе Э. Д. Эльконина – В.В.Давыдова)
Человек и окружающий мир. Азбука физики: Учебное пособие для начальной школы (Программа обучения по системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова), под редакцией профессора А. К. Дусавицкого, М.: Дом педагогики, 2012.— 88 с. Тираж 10 000 экземпляров.
«Азбука физики» — это часть интегративного курса «Человек и окружающий мир», разрабатываемого в соответствии с концепцией школы развития личности А. К. Дусавицкого на основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Учебник очень красочный, большинство заданий иллюстрировано. Качество печати, шрифтов и иллюстраций не везде высокого уровня, в некоторых разделах есть нечеткие изображения. Однако, в целом впечатление от учебника достаточно хорошее.
Пособие предназначено для учащихся начальных классов школ, работающих по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, но может быть использовано и в традиционной школе. Материалы пособия так же будут полезны и для родителей, стремящихся самостоятельно обучать своих детей, а так же в работе развивающих кружков.
Основная цель данного пособия — выработать у ребенка системные представления о человеке, живой и неживой природе на основе овладения общими способами познания мира, себя в мире.
С помощью учебного пособия «Азбука физики» детей младшего школьного возраста можно в игровой форме ознакомить с рядом физических явлений, происходящих в природе, ребенок может получить первоначальное представление о научном способе познания окружающего мира. В качестве основных составляющих этого способа выступают наблюдение, догадка, предположение и физический опыт, а также неразрывно с ними связанное физическое измерение. С помощью данного учебного пособия взрослый может превратить ребенка в исследователя, дать ему возможность овладеть научным языком общения с природой. Рассматриваемое учебное пособие «Человек и окружающий мир. Азбука физики» способствует решению этой задачи.
Изучение элементов физики в начальной школе вытекает из концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, доказавших возможность и необходимость формирования теоретического мышления и сознания в младшем школьном возрасте. В этой логике физика, являясь лидером естественных наук, наиболее полно отражает экспериментальный и теоретический методы познания. Таким требованиям отвечают и структура учебного пособия, и отбор учебного материала.
Первый раздел «Как человек воспринимает окружающий мир» вводит ребенка в проблему взаимодействия человека и природы в процессе познания. Главное внимание здесь уделяется начальной ступени познания с помощью органов чувств. В данном разделе ребенок получает ответы на ряд вопросов. Примерами могут служить некоторые из них: «Что может, а что не может видеть глаз?», «Всегда ли можно верить своим глазам?», «Всегда ли можно доверять своим рукам?». Для того, чтобы ответить на эти вопросы ребенку нужно выполнить практические задания, которые позволят ему найти правильный ответ опытным путем.
Во втором разделе «Как человек познает окружающий мир» учащимся на элементарном уровне раскрывается сущность научного метода познания. Они знакомятся с основными этапами научного исследования, устанавливают сходство и различие между наблюдением и опытом. Например, детям предлагается, помочь в наблюдениях двум ребятам Кате и Теме: «Проведи сам такие же наблюдения, какие провела Катя. Какие выводы сделал ты на основании своих наблюдений? Совпадают ли они с выводами, которые сделала Катя?», «Придумай способ, как могут дети проверить догадку Тѐмы о том, что стекло притягивает летящую сверху пыль?» и т.д.
В третьем разделе дети среди разнообразных явлений природы выделяют те из них, которые могут стать объектами собственно физических исследований. Для достижения поставленной цели в этом разделе детям предлагаются следующие задания: «Почему день сменяется ночью?», «Представь себе, что Земля — это ты, а Солнце — включенная электрическая лампочка. Попытайся обойти вокруг лампы таким же образом, как Земля обходит вокруг Солнца. Определи, сколько «суток» составляет «год», за который ты обходишь лампочку один раз и возвращаешься в первоначальное положение».
Последний раздел закладывает основу для формирования знаний о физических величинах и методах их измерения. Предусматривается, что обучение по программе учебного пособия «Человек и окружающий мир. Азбука физики» осуществляется на основе метода организации собственных предметных действий учащихся в соответствии с концепцией развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
На мой взгляд, учебник доступен детям дошкольного возраста, все задания составлены с учетом возрастных особенностей дошкольников. Красочность и разнообразие заданий, их постоянная новизна будут способствовать активизации познавательной деятельности дошкольников, и развивать интерес к дальнейшему изучению физических явлений и окружающего мира. При этом, использовать данное пособие на занятиях с детьми в группах больше 3 человек будет затруднительно, так как выполнение заданий требует постоянной помощи взрослого. Поэтому данное пособие лучше использовать для индивидуальных занятий с ребенком или в группах не более двух человек. В целом данное учебное пособие позволяет создать для ребенка атмосферу самостоятельного творческого поиска. Это поможет ему в будущем избавиться от «ленивой доверчивости» к авторитетам и достичь желаемых успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Отчет о воспитательно - образовательной работе в старшей группе за 2013 - 2014 учебный год. ...
АНАЛИЗ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Отчет о воспитательно - образовательной работе во второй младшей группе....
Анализ Учебной программы 2014-2015 учебный год
Результаты освоения образовательной программы...
Анализ Учебной программы 2015-2016 учебный год
Результаты освоения образовательной программы...
5-7 лет. Учебное пособие Автор Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: расширяем знания об окружающем мире.
Познаем природу...В этом поможет книга Н.Ф. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе». Рассказ-загадка о природе – это образная, логическая задача, ответ на которую может быть получе...
Анализ учебно-воспитательной работы за 2020-2021 учебный год
Анализ учебно-воспитательной работы...
Сравнительный анализ учебно-игровых пособий, способствующих освоению временных понятий дошкольниками.
Сравнительный анализ учебно-игровых пособий.Цветные счетные палочки Дж. Кюизенера Математический планшет в вопросах применения данных пособий в процессе освоения временных понятий детей дошкольно...