Сравнительный анализ учебно-игровых пособий, способствующих освоению временных понятий дошкольниками.
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
Сравнительный анализ учебно-игровых пособий.
Цветные счетные палочки Дж. Кюизенера
Математический планшет в вопросах применения данных пособий в процессе освоения временных понятий детей дошкольного возраста.
Познакомить с предложенными пособиями по заявленным критериям. Подобрать и зарисовать варианты схем, которые можно использовать в процессе ознакомления с временными понятиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ учебно-игровых пособий. Цветные счетные палочки Дж. Кюизенера и Математический планшет в вопросах применения данных пособий в процессе освоения временных понятий детей дошкольного возраста.
Познакомить с предложенными пособиями по заявленным критериям. Подобрать и зарисовать варианты схем, которые можно использовать в процессе ознакомления с временными понятиями. Материалы оформление в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительный анализ учебно-игровых пособий, способствующих освоению временных понятий дошкольниками.
Цветные счетные палочки Дж. Кюизенера | Математический планшет | |
Цель применения | Создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений. | Способствовать познавательно – математическому развитию детей. |
Система и последовательность работы | Палочки кюизенера – это параллелепипеды, выполненные из пластика или древесины. Они окрашены в разные цвета. На каждый оттенок приходится своя длина (1-10 см) и свое число от одного до десяти. По близким цветам бруски объединяют в семейства или классы одинаковой кратности. Всего получается пять таких групп. Есть разные по величине комплекты. В самом простом 116 штук, но предпочтительнее покупать те, в которых материала побольше. К примеру, в классическом комплекте счетного пособия их 241. Это существенно расширит перечень игр и задач, которые вы сможете предложить ребенку. Количество каждого цвета в наборе кюизенера из 116 брусков: белые – 25; розовые – 20; голубые – 16; красные – 12; желтые – 10; фиолетовые – 9; черные – 8; бордовые – 7; синие – 5; оранжевые – 4. | Математический планшет прост в использовании и изготовлении. Это игрушка, которая делается за считанные минуты, а использовать ее можно долгие годы. Он представляет собой квадратное поле, на котором расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов), штырьки, расположенные на игровом поле равно удаленно друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять резинки. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных). Этапы работы с «Математическим планшетом»
1.Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. Сделать пальчиковую гимнастику: пройти по дорожкам и тропинкам нашими пальчиками (вперёд, назад), обходить пальчиками пенёчки со всех сторон, попрыгать пальчиками по пенёчкам и т.д. Разложить резиночки на группы по цвету и т.д. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу-вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только попрямей, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать. 2.Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и т.д.). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, грибок под ёлочкой, домик у речки, бабочка над цветком, заборчик, лесенка, травка и т.д. 3.Показать ребёнку как выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Изготовить дидактические карточки с изображением силуэта предметов по точкам которые соответствует штырькам на поле планшета. 4. Предложить детям нарисовать резинками свои истории, сказки, а затем их рассказать. Можно использовать коллективную работу (дать нескольким детям изобразить сюжеты одной сказки, а затем соединить планшеты). В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста я часто использую математический планшет для формирования математических представлений. Использую различные игры и задания математического содержания. |
Возрастные ограничения | Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет | От 1 года до 2 лет Планшет размером 3Х3 кнопки с расстоянием между кнопками 3-5 см От 2 до 3 лет Планшет размером 5Х5 кнопок с расстоянием между кнопками 5 см От 3 и до бесконечности Любого размера с расстоянием между кнопками 5 см |
Знакомство с частями суток (варианты заданий) | Игра «Назови все части суток» Цель: Учить различать и называть части суток. Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. И положить к этой картинке палочки этого времени года. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования. | Игра «Часики» |
Знакомство в временами года (варианты заданий) | Выставка «Четыре времени года». | Собираем 4 сезона в год. Соблюдаем порядок смены времен года: |
Знакомство с часами (варианты заданий) | Игра «Время» Цель. Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам. Материал. Цветные счетные палочки: 13 белых, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 12. Карточка, на которой нарисован круг с точками, обозначающими каждый час (на каждого ребенка). Описание: Вопросы и задания – Сегодня мы будем делать из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки положите белый кубик. Теперь возле каждого кубика по кругу, начиная сверху, положите цифры по порядку. – Чего не хватает для того, чтобы получился циферблат? (Стрелок.) Длинная стрелка что показывает? (Минуты.) А короткая? (Часы.) – Поставьте на часах минутную стрелку на двенадцать, а часовую на цифру один. Сколько времени на часах? (Один час.) – Передвиньте часовую стрелку на цифру три. Часы показывают… (Три часа.) – Теперь поставьте часовую стрелку возле цифры шесть. Который час на ваших часах? (Шесть часов.) Что вы делаете в это время? – Покажите на часах любое время. Который час показывают ваши часы? У кого часы показывают утро? У кого вечер? – Возле какой цифры стоит минутная стрелка? А часовая? | Игра «Изучаем время» Цель: формировать умение определять время по часам с точностью до 1го часа. Воспитатель показывает детям расположение стрелок часов в определенное время и объясняет, как правильно определять время по часам. |
Предварительный просмотр:
Характеристика применения моделей в процессе формирования временных отношений детей дошкольного возраста.
№ | Название модели | Описание модели | Достоинства | Недостатки | Возрастные ограничения |
1 | Суточные часы | Около каждого времени суток нужно положить картинки с характерным для этого временного отрезка видом деятельности детей и взрослых. Предлагаются различные дидактические игры. Можно использовать суточный домик с лентой, на которой последовательно выделена цветом каждая частью суток (утро — розовое, день — желтый, вечер — синий, ночь — черная). | Формирует умение использовать модели для обозначения единиц времени - частей суток; Также формирует умение соотносить особенности определённых отрезков времени с их графическим отображением. Развивать у детей умение использовать символические средства для познания окружающего мира | плоскостная модель, которая иллюстрирует временные эталоны, искажает суть времени как последовательности существования сменяющих друг друга явлений. | С 5 лет |
2 | Суточный домик | Основным средством наглядности при изучении времени является календарь. Наиболее полную ориентировку во времени создает календарь на весь год, напечатанный на одном листе (плакатный календарь). Плакатный календарь вывешивается в группе. Внимание детей обращается на то, что каждое число на календаре показывает сутки. Чтобы зафиксировать внимание детей на календаре и соотнести числа с сутками, нужно каждое число обвести в кружок. Детям сообщается, что каждый кружок показывает сутки. Дети сразу обращают внимание, что кружков-суток на календаре много. Такие наблюдения позволяют актуализировать знания для формирования представлений о годе и сезонах. Воспитатель сообщает, что суток обозначено на календаре много, потому что их именно столько в году, т. е. на календаре изображен целый год. | Дети сами устанавливают временную последовательность на модели: а) воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают; б) дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о ней. | Не формирует у детей общего представления о зависимости будущего с прошлым через настоящее | С 5 лет |
3 | «От секунды до года». | Модель плоскостная представляет собой схему, где отображены связи между временными компонентами. Описание работы с моделью: знакомить детей с моделью необходимо постепенно. Сначала работу нужно начинать с ознакомления с самими терминами (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Что по временным меркам больше, а что меньше, что во что входит. Далее даются более четкие, узкие представления. Например, секунда - это почти самая маленькая временная единица, но если их 60, то они будут составлять большую временную единицу – минуту, и таким образом проводить работу до тех пор, пока дети не усвоят все термины, все взаимосвязи временных отношений, начиная от секунды и заканчивая годом. | Дает детям представления о временных отношениях, их взаимосвязи (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) Закрепляет представления детей об отношении целого и части, научить обозначать в пространстве отношения во времени; совершенствовать счет. | Не формирует у детей общего представления о зависимости будущего с прошлым через настоящее. | С 5 лет |
4 | «Времена года» | Дети могут узнать о явлениях живой природы в разные времена года (весной - цветение деревьев, зимой - голые деревья, покрытые снегом); предметах одежды, меняющихся в соответствии с сезоном; о разнообразии фруктов, овощей, ягод, плодов деревьев и кустарников. | Формирует представления детей о временах года, их особенностях. Развивает у детей умения выделять характерные признаки времён года. Воспитывать бережное отношение к природе. Учит наблюдать и анализировать изменения в природе. Знакомит детей с понятиями "год", "цикл". | С 5 лет | |
5 | «Спираль времени» | Жесткая проволка при помощи простых кусочков ластика, прижимая ими деталь сверху и снизу. Детали необходимо за ламинировать разрезать в местах между: утро - ночь, пн. - вс. Детали располагаете на оси на небольшом расстоянии друг от друга. соедините детали по спирали ночь одной детали с утром другой при помощи скотча. Аналогично соединяете "Спираль времени месяц" - воскресенье нижней детали с понедельником верхней. | Дети наглядно увидят на примере модели «Спираль времени неделя», что время движется по спирали – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и все повторяется. Сутки за сутками, вот и неделя. Дети могут посчитать, сколько дней в неделе. | Трудности познания времени связаны с его особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. | С 6 лет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное учебно-игровое коррекционное пособие "Чудеса из сундука"
Комплексы дидактических игр из пособия «Чудеса из сундука», направлены на формирование базовых предпосылок становления и развития слоговой структуры слова у детей 4-6 лет....
Сравнительный анализ освоения детьми образовательной программы по музыкальному развитию за 5 лет
Отслеживание динамики развития музыкальности дошкольников способствует улучшению условий воспитания и образования детей в процессе музыкальной деятельности, дает возможность раскрытия способностей, ск...
Сравнительный анализ освоения детьми образовательной программы
Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки оп...
Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»
Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»...
Учебно-игровое коррекционное пособие «Транспорт»
Многофункциональное игровое пособие, предназначенное для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. С помощь данного игрового пособия педагог может решить ряд задач в своей учебной ко...
Математический планшет как средство развития пространственно – временных понятий дошкольников.
Математический планшет - это многофункциональное дидактическое пособие. Его можно использовать в разных образовательных областях.В моей работе математический планшет стал большим помощником в речевом ...
Учебно-игровое коррекционное пособие, направленное на закрепление предлогов «Маленькие слова - помощники».
Авторская разработка альбома по изучению простых предлогов.Возрастная группа детей 4 - 7 лет....