Сравнительный анализ учебно-игровых пособий, способствующих освоению временных понятий дошкольниками.
учебно-методический материал по математике (средняя группа)
Сравнительный анализ учебно-игровых пособий.
Цветные счетные палочки Дж. Кюизенера
Математический планшет в вопросах применения данных пособий в процессе освоения временных понятий детей дошкольного возраста.
Познакомить с предложенными пособиями по заявленным критериям. Подобрать и зарисовать варианты схем, которые можно использовать в процессе ознакомления с временными понятиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ учебно-игровых пособий. Цветные счетные палочки Дж. Кюизенера и Математический планшет в вопросах применения данных пособий в процессе освоения временных понятий детей дошкольного возраста.
Познакомить с предложенными пособиями по заявленным критериям. Подобрать и зарисовать варианты схем, которые можно использовать в процессе ознакомления с временными понятиями. Материалы оформление в таблице 1.
Таблица 1.
Сравнительный анализ учебно-игровых пособий, способствующих освоению временных понятий дошкольниками.
Цветные счетные палочки Дж. Кюизенера | Математический планшет | |
Цель применения | Создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений. | Способствовать познавательно – математическому развитию детей. |
Система и последовательность работы | Палочки кюизенера – это параллелепипеды, выполненные из пластика или древесины. Они окрашены в разные цвета. На каждый оттенок приходится своя длина (1-10 см) и свое число от одного до десяти. По близким цветам бруски объединяют в семейства или классы одинаковой кратности. Всего получается пять таких групп. Есть разные по величине комплекты. В самом простом 116 штук, но предпочтительнее покупать те, в которых материала побольше. К примеру, в классическом комплекте счетного пособия их 241. Это существенно расширит перечень игр и задач, которые вы сможете предложить ребенку. Количество каждого цвета в наборе кюизенера из 116 брусков: белые – 25; розовые – 20; голубые – 16; красные – 12; желтые – 10; фиолетовые – 9; черные – 8; бордовые – 7; синие – 5; оранжевые – 4. | Математический планшет прост в использовании и изготовлении. Это игрушка, которая делается за считанные минуты, а использовать ее можно долгие годы. Он представляет собой квадратное поле, на котором расположено 25 штырьков (5 рядов и 5 столбцов), штырьки, расположенные на игровом поле равно удаленно друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять резинки. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (буквы, цифры, геометрические фигуры, узоры, различные предметы, животных). Этапы работы с «Математическим планшетом»
1.Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. Сделать пальчиковую гимнастику: пройти по дорожкам и тропинкам нашими пальчиками (вперёд, назад), обходить пальчиками пенёчки со всех сторон, попрыгать пальчиками по пенёчкам и т.д. Разложить резиночки на группы по цвету и т.д. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу-вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только попрямей, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать. 2.Показать, что можно сделать (геометрические фигуры, предметы, насекомые, и т.д.). Научить с помощью линий, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, грибок под ёлочкой, домик у речки, бабочка над цветком, заборчик, лесенка, травка и т.д. 3.Показать ребёнку как выкладывать рисунки по уже готовым схемам. Изготовить дидактические карточки с изображением силуэта предметов по точкам которые соответствует штырькам на поле планшета. 4. Предложить детям нарисовать резинками свои истории, сказки, а затем их рассказать. Можно использовать коллективную работу (дать нескольким детям изобразить сюжеты одной сказки, а затем соединить планшеты). В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста я часто использую математический планшет для формирования математических представлений. Использую различные игры и задания математического содержания. |
Возрастные ограничения | Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет | От 1 года до 2 лет Планшет размером 3Х3 кнопки с расстоянием между кнопками 3-5 см От 2 до 3 лет Планшет размером 5Х5 кнопок с расстоянием между кнопками 5 см От 3 и до бесконечности Любого размера с расстоянием между кнопками 5 см |
Знакомство с частями суток (варианты заданий) | Игра «Назови все части суток» Цель: Учить различать и называть части суток. Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. И положить к этой картинке палочки этого времени года. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования. | Игра «Часики» |
Знакомство в временами года (варианты заданий) | Выставка «Четыре времени года». | Собираем 4 сезона в год. Соблюдаем порядок смены времен года: |
Знакомство с часами (варианты заданий) | Игра «Время» Цель. Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам. Материал. Цветные счетные палочки: 13 белых, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 12. Карточка, на которой нарисован круг с точками, обозначающими каждый час (на каждого ребенка). Описание: Вопросы и задания – Сегодня мы будем делать из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки положите белый кубик. Теперь возле каждого кубика по кругу, начиная сверху, положите цифры по порядку. – Чего не хватает для того, чтобы получился циферблат? (Стрелок.) Длинная стрелка что показывает? (Минуты.) А короткая? (Часы.) – Поставьте на часах минутную стрелку на двенадцать, а часовую на цифру один. Сколько времени на часах? (Один час.) – Передвиньте часовую стрелку на цифру три. Часы показывают… (Три часа.) – Теперь поставьте часовую стрелку возле цифры шесть. Который час на ваших часах? (Шесть часов.) Что вы делаете в это время? – Покажите на часах любое время. Который час показывают ваши часы? У кого часы показывают утро? У кого вечер? – Возле какой цифры стоит минутная стрелка? А часовая? | Игра «Изучаем время» Цель: формировать умение определять время по часам с точностью до 1го часа. Воспитатель показывает детям расположение стрелок часов в определенное время и объясняет, как правильно определять время по часам. |
Предварительный просмотр:
Характеристика применения моделей в процессе формирования временных отношений детей дошкольного возраста.
№ | Название модели | Описание модели | Достоинства | Недостатки | Возрастные ограничения |
1 | Суточные часы | Около каждого времени суток нужно положить картинки с характерным для этого временного отрезка видом деятельности детей и взрослых. Предлагаются различные дидактические игры. Можно использовать суточный домик с лентой, на которой последовательно выделена цветом каждая частью суток (утро — розовое, день — желтый, вечер — синий, ночь — черная). | Формирует умение использовать модели для обозначения единиц времени - частей суток; Также формирует умение соотносить особенности определённых отрезков времени с их графическим отображением. Развивать у детей умение использовать символические средства для познания окружающего мира | плоскостная модель, которая иллюстрирует временные эталоны, искажает суть времени как последовательности существования сменяющих друг друга явлений. | С 5 лет |
2 | Суточный домик | Основным средством наглядности при изучении времени является календарь. Наиболее полную ориентировку во времени создает календарь на весь год, напечатанный на одном листе (плакатный календарь). Плакатный календарь вывешивается в группе. Внимание детей обращается на то, что каждое число на календаре показывает сутки. Чтобы зафиксировать внимание детей на календаре и соотнести числа с сутками, нужно каждое число обвести в кружок. Детям сообщается, что каждый кружок показывает сутки. Дети сразу обращают внимание, что кружков-суток на календаре много. Такие наблюдения позволяют актуализировать знания для формирования представлений о годе и сезонах. Воспитатель сообщает, что суток обозначено на календаре много, потому что их именно столько в году, т. е. на календаре изображен целый год. | Дети сами устанавливают временную последовательность на модели: а) воспитатель ставит первое звено, а дети продолжают; б) дети самостоятельно устанавливают последовательность всех звеньев и рассказывают о ней. | Не формирует у детей общего представления о зависимости будущего с прошлым через настоящее | С 5 лет |
3 | «От секунды до года». | Модель плоскостная представляет собой схему, где отображены связи между временными компонентами. Описание работы с моделью: знакомить детей с моделью необходимо постепенно. Сначала работу нужно начинать с ознакомления с самими терминами (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Что по временным меркам больше, а что меньше, что во что входит. Далее даются более четкие, узкие представления. Например, секунда - это почти самая маленькая временная единица, но если их 60, то они будут составлять большую временную единицу – минуту, и таким образом проводить работу до тех пор, пока дети не усвоят все термины, все взаимосвязи временных отношений, начиная от секунды и заканчивая годом. | Дает детям представления о временных отношениях, их взаимосвязи (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) Закрепляет представления детей об отношении целого и части, научить обозначать в пространстве отношения во времени; совершенствовать счет. | Не формирует у детей общего представления о зависимости будущего с прошлым через настоящее. | С 5 лет |
4 | «Времена года» | Дети могут узнать о явлениях живой природы в разные времена года (весной - цветение деревьев, зимой - голые деревья, покрытые снегом); предметах одежды, меняющихся в соответствии с сезоном; о разнообразии фруктов, овощей, ягод, плодов деревьев и кустарников. | Формирует представления детей о временах года, их особенностях. Развивает у детей умения выделять характерные признаки времён года. Воспитывать бережное отношение к природе. Учит наблюдать и анализировать изменения в природе. Знакомит детей с понятиями "год", "цикл". | С 5 лет | |
5 | «Спираль времени» | Жесткая проволка при помощи простых кусочков ластика, прижимая ими деталь сверху и снизу. Детали необходимо за ламинировать разрезать в местах между: утро - ночь, пн. - вс. Детали располагаете на оси на небольшом расстоянии друг от друга. соедините детали по спирали ночь одной детали с утром другой при помощи скотча. Аналогично соединяете "Спираль времени месяц" - воскресенье нижней детали с понедельником верхней. | Дети наглядно увидят на примере модели «Спираль времени неделя», что время движется по спирали – утро сменяет день, день сменяет вечер, вечер сменяет ночь, сутки закончились и все повторяется. Сутки за сутками, вот и неделя. Дети могут посчитать, сколько дней в неделе. | Трудности познания времени связаны с его особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. | С 6 лет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное учебно-игровое коррекционное пособие "Чудеса из сундука"
Комплексы дидактических игр из пособия «Чудеса из сундука», направлены на формирование базовых предпосылок становления и развития слоговой структуры слова у детей 4-6 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/03/picture-629709-1430659924.jpg)
Сравнительный анализ освоения детьми образовательной программы по музыкальному развитию за 5 лет
Отслеживание динамики развития музыкальности дошкольников способствует улучшению условий воспитания и образования детей в процессе музыкальной деятельности, дает возможность раскрытия способностей, ск...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-799922-1569151802.jpg)
Сравнительный анализ освоения детьми образовательной программы
Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную составную часть образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки оп...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/15/picture-1304918-1729003833.jpg)
Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»
Консультация для педагогов: «Адвент-календарь или календарь-ожидания. Дидактическое пособие для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста.»...
Учебно-игровое коррекционное пособие «Транспорт»
Многофункциональное игровое пособие, предназначенное для детей дошкольного возраста с нарушением зрения. С помощь данного игрового пособия педагог может решить ряд задач в своей учебной ко...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/08/picture-45752.jpg)
Математический планшет как средство развития пространственно – временных понятий дошкольников.
Математический планшет - это многофункциональное дидактическое пособие. Его можно использовать в разных образовательных областях.В моей работе математический планшет стал большим помощником в речевом ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099191-1546942690.jpg)
Учебно-игровое коррекционное пособие, направленное на закрепление предлогов «Маленькие слова - помощники».
Авторская разработка альбома по изучению простых предлогов.Возрастная группа детей 4 - 7 лет....