5-7 лет. Учебное пособие Автор Виноградова Н.Ф. Рассказы – загадки о природе: расширяем знания об окружающем мире.
опыты и эксперименты по окружающему миру
Познаем природу...В этом поможет книга Н.Ф. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе».
Рассказ-загадка о природе – это образная, логическая задача, ответ на которую может быть получен, если ребенок уяснил определенные взаимосвязи и закономерности в природе. Дошкольники испытывают живой интерес к миру природы, поэтому она – наиболее целесообразный материал для развития мышления и речи детей в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazy-zagadki_vinogradova.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказы-загадки о природе. 5-7 лет.
Учебное пособие Автор Виноградова Н.Ф.
Серия «Предшкольная пора
Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ
РАССКАЗЫ – ЗАГАДКИ О ПРИРОДЕ.
РАСШИРЯЕМ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
Взрослым, которые воспитывают дошкольника, очень важно помнить, что при развитии наблюдательности, логического мышления детей необходимо опираться на свойства наглядно-образного мышления. В этом поможет книга Н.Ф. Виноградовой «Рассказы-загадки о природе». Рассказ-загадка о природе – это образная, логическая задача, ответ на которую может быть получен, если ребенок уяснил определенные взаимосвязи и закономерности в природе. Дошкольники испытывают живой интерес к миру природы, поэтому она – наиболее целесообразный материал для развития мышления и речи детей в игровой форме.
ВРЕМЕНА ГОДА
Разноцветные кораблики
(По рассказу Кайгородова Д.Н.)
Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду: жёлтые, красные, оранжевые, — целая флотилия!
Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь «на крыльях ветерка», они опускались на воду тихо и плавно — без плеска и без шума. И всё ещё продолжают прилетать новые, — не спеша, спокойно, как бы задумчивые. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывёт, с поднятыми парусами, — поплывёт так важно, горделиво!
Много ещё прилетит их сегодня, завтра, послезавтра… Большой ещё запас таких корабликов на деревьях, разноцветной стеной окружающих наш красивый пруд. Теперь, пока летят всё больше кленовые: они раньше других пускаются в путь — в своё первое и последнее путешествие. Это — самые парусистые кораблики. Изредка прилетит липовый, ляжет на воду золотым кружком и почти не двигается с места. Рядом с ним опустится кленовый — и сейчас поплывёт. Остроконечные его лопасти дугой загнуты кверху, — ветерок на них и напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вон плывёт целый отряд совсем пунцовых, — так и горят на солнышке! Это всё, должно быть, с того пышного клёна, который красуется вон там, на берегу, разрумянившись на славу…
(Вопрос педагога: Что это за кораблики?)
Все эти цветные кораблики плывут в одну сторону, направляясь в продолговатую бухточку, в конце пруда. Их набралось уже там видимо-невидимо, — пальцем, как говорится, ткнуть некуда.
А что там белеется между ними — какие-то маленькие беленькие лодочки, с широким парусом на носу? Вот и на пруду виднеются несколько таких же лодочек… И как легко скользят они по поверхности воды, ловко обгоняя всех на своём пути! Это всё пёрышки, дугой изогнутые, пушистые пёрышки. Вода к ним не прилипает, вот они и скользят по ней, словно конькобежцы по льду. И какие все чистенькие, свеженькие пёрышки! Откуда они?!
А вон там, на берегу, под кустом раскидистой ивы, приютилось многочисленное семейство уток. Одни из них мирно почивают, спрятав голову под крыло; другие сладко дремлют, положив свой широкий клюв на изогнутый горбом, туго набитый зоб; третьи, тихо покрякивая, занимаются туалетом — чистят, перебирают и приводят в порядок пёрышки. При этом нет-нет да и упадёт одно, другое, третье на землю. Ветерок его подхватит, кувырком докатит до воды, а потом и пошло оно скользить по пруду белой лодочкой, обгоняя по пути разноцветные кораблики…
КТО ГДЕ ЗИМУЕТ?
Собрались насекомые на лесной полянке стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка – крапивница сказала:
- Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель.
- А я, - сказал муравей …
- А мы, - зажужжали пчелы, жуки…
- А я, - зашуршала гусеница…
Что рассказали насекомые? Где они будут зимовать?
ПОДСКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛОГО
Рассказ-загадку «Кто где зимует?» интересно использовать в процессе беседы о жизни животных осенью, о том, как они собираются зимовать. Советуем провести это занятие как ролевую игру: дети получают роли пчелы, бабочки, жука, муравья и других насекомых и от имени своих персонажей рассказывают о том, кто как готовится к зиме. Одну из ролей может взять на себя взрослый, тогда его рассказ станет для детей образцом.
ПРО ЗВЕРЕЙ, ПТИЦ И ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ
ЧЕЙ ЭТО ХВОСТ?
Надоел корове свой хвост: некрасивый, да и польза от него только в том, что мух отгоняет. Решила поменяться с белкой – уж больно хвост у нее хорош! Стали звери хвостами меняться. И вот что получилось! Рассмотри рисунки: где чей хвост? (Дети рассматривают рисунки с изображением животных и отдельно их хвостов).
ПОДСКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛОГО
Эта логическая задача выясняет умение детей по отдельным частям тела животного представить его в целом, вспомнить его название и характерные особенности внешнего вида. Интересно проходит занятие, когда ведущий специально «путает» детей: «А мне кажется, что вот этому животному нужно отдать этот хвост…» и т.п. Можно почитать детям рассказы писателей – природоведов о том, какую роль в жизни животных играют их хвосты, почему они разные и т.д.
В результате таких упражнений развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, он усваивает правила поведения в природе и обществе
Е.Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии
«ЧТО БЫЛО НОЧЬЮ?»
«В детском саду утром воспитатель подошел к окну и сказал: «Дети, посмотрите в окно, все вокруг белое - земля, крыши домов, деревья. Как вы думаете, что было ночью?» Что ответили дети?»
«РАССКАЗ О МАЛЕНЬКОМ ВОВЕ»
«Маленький Вова посмотрел в окно и сказал: «Мама, на улице нет дождя. Можно я пойду гулять?» Мама тоже посмотрела в окно и сказала: «Да, Вова, можно гулять, но на улице очень сильный ветер. Наверное, будет дождь. Надень, сынок, курточку и сапоги». Как мама узнала, что на улице сильный ветер?
«ЭКСКУРСИЯ»
«С экскурсии ребята пришли с красивыми букетами желтых и ярко красных листьев, с полными корзинами грибов. Их чуть не замочил холодный дождь». «Вот и осень наступила», - сказала Света. Как Света догадалась, что осень наступила?»
«ЗИМА НАСТУПИЛА»
«В воскресенье перед прогулкой Даша посмотрела в окно и сказала: «Мама, где мои санки, уже настоящая зима наступила». Как Даша догадалась, что зима наступила?»
«НЕ ПОКАТАЛИСЬ!»
«Два друга - Олег и Никита - взяли лыжи и пошли в лес. Ярко светило солнце. Журчали ручьи. Кое-где проглядывала первая травка. Когда мальчики пришли в лес, то покататься на лыжах не смогли. Почему ребята не смогли покататься на лыжах?»
«СНЕЖНЫЙ КОЛОБОК»
«Была зима. Выпал пушистый снег. Дети вышли на улицу и начали лепить из снега комочки. Мальчик Коля слепил снежный колобок и спрятал его в карман пальто. После прогулки, уже после обеда, Коля пошел в раздевалку и начал искать в пальто снежный колобок. Но его нигде не было. Из кармана капала вода. Куда девался снежный колобок?»
«ДОЖДЛИВАЯ ПОГОДА»
«Девочка Таня гуляла на улице, потом побежала домой. Мама ей открыла дверь и воскликнула, когда увидела дочку: «Ой, какой пошел сильный дождь!» Мама в окно не смотрела. Как мама узнала, что на улице идет сильный дождь?»
«ПОЧЕМУ?»
«Вчера вечером шел снег. Он сразу таял на дорожках. Мы гуляли, и под ногами был снег, как каша. А сегодня, когда я шла в детский сад, на улице очень-очень скользко. Все люди идут очень осторожно. Почему на улице стало скользко? Почему мокрый снег превратился в лед? Что надо сделать, чтобы лед был нескользкий?»
Дмитриев Юрий Дмитриевич
«Кто в лесу живёт и что в лесу растёт»
Рассказы:
Белка
Ёж
Лиственница
Эти небольшие рассказы легко преобразовать в рассказ – загадку.
Рассказы – загадки.
Задание: найти ошибки.
Зимний день.
В классе только и были разговоры о предстоящем походе.
Поезд привез нас к лесу в девять часов. Кто-то уже пошел по лесу на лыжах, и нам было идти не тяжело.
Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых животных леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки?
-Это, наверное, следы ежа,- сказал Петрик.
-Нет, это не ёжик пробежал, а суслик,- возразила Маша.
Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы, зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега на ветках. Решили отдохнуть под большим дубом.
-Что-то не видно белок, - сказала Маша.
-А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?- ответил ей Петрик.
Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков-короедов.
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал:
-Это сойка!
Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было голодно зимой.
Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена.
-Наверное, это волк ловил мышей в сене,- сказала Катя.
Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные мы подъезжали к городу.
О ш и б к и.
1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.
3. Зимой на лиственнице нет иголок, они опадают осенью.
4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.
5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
6. Ловит мышей лисица, а не волк.
В весеннем лесу.
Мы отправились в лес.
Хорош лес в конце апреля. Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой птички.
-Это сойка,- закричал Петрик,- она только на днях прилетела из теплых краев.
На согретых солнцем косогорах появились первые цветы – мать-и-мачеха, желтые шарики одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. На вырубках деревьев цветет иван-чай. В воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы.
А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве – черные грузди.
Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.
Незаметно прошло время. Надо отправляться домой.
О ш и б к и.
1. Сойка поет немелодично, голос у нее резкий и неприятный.
2. Сойка - оседлая птица, на зимовку не улетает.
3. Иван-да-марья и иван-чай цветут в июне.
4. Липа цветет в июне-июле.
5. Летние опята появляются в июне-июле, а осенние – в августе; черные грузди – летом.
6. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.
7. Почки на дубах распускаются в конце мая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Реализация детьми знаний об окружающем мире в изобразительной деятельности" Гавриловой Ю.В.
Разнообразие рисунков детей используя знания об окружающем мире....
Особенности знаний об окружающем мире у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием
Объектом нашего исследования являются: знания об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием.Предметом исследования: особенности знаний...
Обучение умению составлять описательные загадки на основе сенсорного обследования предметов окружающего мира
Обогащение познания детей с амлиопией и косоглазием через обучение умению составлять описательные загадки на основе сенсорного обследования предметов окружающего мира...
РАССКАЗЫ – ЗАГАДКИ О ПРИРОДЕ: РАСШИРЯЕМ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ.
Взрослым, которые воспитывают дошкольника, очень важно помнить, что при развитии наблюдательности, логического мышления детей необходимо опираться на свойства наглядно-образного мышления. В этом помож...
Конспект занятий по развитию речи в 1 младшей группе ________________________________________ «В гости к Зайке» Задачи: 1. Расширять знания об окружающем мире. 2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назнач
Конспект занятий по развитию речи в 1 младшей группе «В гости к Зайке»Задачи:Расширять знания об окружающем мире.Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающ...
Презентация "Пернатые друзья"Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес.
Презентация «Пернатые друзья. Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять...