Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Секреты лимона».
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Секреты лимона».
Цель:
Создание условий для расширения познавательных представлений через опытно-экспериментальную деятельность.
Образовательные задачи:
- Упражняться в словарном описании свойств лимона, расширять словарный запас.
- Научить детей садить семена лимона.
Развивающие:
- Развивать навыки целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображения.
- Формировать навыки самоконтроля.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения.
Воспитательные:
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.
- Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.
Ход НОД:
(Детям в группу на сотовый телефон звонит профессор Чудаков).
- Здравствуйте ребята, я профессор Чудаков. Я очень люблю исследовать, экспериментировать, и вы я думаю тоже. Я хочу раскрыть секрет одного фрукта, но мне одному не справиться, очень нужна ваша помощь. Поможете мне? (да) Приходите сегодня ко мне в лабораторию. Жду Вас!
(Дети приходят к профессору в лабораторию)
- Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь и не толкаться.
- Внимательно слушать.
- Работать по инструкции.
- Быть аккуратными с материалами для опытов.
- Делать выводы после каждого опыта.
- Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами одеваем фартуки и шапочки и станем настоящими учёными.
(Профессор достает волшебный мешочек и предлагает детям подумать, при помощи каких органов чувств человека можно определить, семена какого фрукта находятся в мешочке. (ответы детей).
- Сейчас при помощи осязания мы попробуем определить. (Просит детей опускать поочерёдно руки в мешочек)
- Ребята, ощупывайте то, что там лежит, и постарайтесь отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, но не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет. (Дети ощупывают содержимое мешочка) Что удалось вам в нём обнаружить? (семена)
(Далее профессор берёт тарелочку, накрытую салфеткой, в которой лежит половина лимона).
- Сейчас вам будут помогать ваши носики. Это орган чувств обоняние. (Завязывает глазки детям) Я подойду к каждому из вас и дам понюхать содержимое тарелочки. (Дети нюхают)
- Угадали по запаху, что это? (Ответы детей)
А чтобы нам быть уверенными в своем ответе, давайте теперь попробуем угадать по вкусу язычком. На язычке у нас находятся вкусовые рецепторы. (Дети пробуют маленькие дольки лимона)
- Что можете сказать про вкус? (Он кислый)
- Итак, ребята, семена какого плода находятся в мешочке? (семена лимона)
- Совершенно верно, в мешочке находятся семена лимона!
- Сегодня мы познакомимся поближе с этим фруктом, но сначала немного разомнёмся.
Физкультминутка:
Лимончик желтые бока (руки на поясе, наклоны в стороны)
На солнышке согрел, (руки тянем вверх, ладошки к «солнышку»)
Он теплый и живой в руках (руки перед собой ладошками вверх, корзинкой)
И очень-очень спел! (показать большой палец обеими руками)
Его нарежем мы сейчас, (имитация нарезки лимона)
Добавим сахарок (пальцами «сыпем» сахар)
И будет лакомство для нас (гладить круговыми движениями живот)
На целый вечерок! (показать большой палец обеими руками)
- Молодцы! Продолжим!
Опыт №1 «Тонет – не - тонет»
- А сейчас мы постараемся раскрыть секреты лимона. У каждого из вас по две дольки лимона. Чем они отличаются? (одна очищена, другая нет) Как вы думаете, если мы опустим лимоны в воду, какой лимон утонет? Давайте проверим. Что мы наблюдаем? Что случилось с лимоном в кожуре? (лимон в кожуре всплыл, оказался на поверхности воды, плавает) Что случилось с лимоном без кожуры? (утонул, упал на дно). А как вы думаете, почему всплыл лимон с кожурой? (рассуждения детей)
Вывод: В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность. Молодцы!
Опыт №2. «Лимон – пятновыводитель»
- Скажите, чем можно удалить пятно с одежды, если вы испачкали вареньем или ещё чем-то, чем мама его выводит? (ответ детей) А как вы думаете, сок лимона может вывести пятно? (ответы детей) Давайте проверим. Перед вами ватные диски и сок лимона. Я вам капну на диск разные вещества (капает йод, зелёнку, сок свеклы…) представим, что это пятно на одежде. Теперь вам нужно вылить сок лимона на пятно. Что произошло с пятном (оно стало светлее, а затем исчезло). Какой вывод мы можем с вами сделать? (Ответы детей)
Вывод: Лимон может выбеливать цвета. Значит, он может помочь вывести некоторые пятна.
А теперь немножко отдохнём!
Артикуляционная гимнастика.
- Давайте с вами представим, как мы с вами едим кислый лимон (морщатся).
- какой он ароматный (поднесли ладони к носу и втянули воздух)
- лимон мы откусили (широко открываем рот и произносим «а-а-а-м»)
- пожевали (та-та-та зубами касаемся кончика языка)
- проглотили
- ах, как кисло (почмокали губами, скривившись)
- Удивительно приятно и полезно есть лимон (облизнули языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.) Молодцы!
Опыт № 3.
- Ребята, сейчас я вам покажу, как с помощью пищевой соды, сока лимона и уксуса можно надуть воздушный шарик!
Наливаю воду в бутылку и растворяю в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваю сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаю в бутылку через воронку. Быстро надеваю шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляю его изолентой. Посмотрите, что происходит! (Шарик надувается!)
Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. Различные химические реакции вы будете изучать в школе на уроке химии.
- Ребята, когда вы ко мне пришли мы нашли в волшебном мешочке семена лимона. Как вы думаете, что можно сделать с этими семенами (ответы детей)? А вы хотите попробовать вырастить лимонное дерево? (да) А что нам для этого понадобится? (Ответы детей) Совершенно верно - горшки, почва, вода, семена. Пройдемте к столу. Перед вами горшки с почвой. Чтобы вы их не перепутали, пометим их разными наклейками (на троих детей один горшок). Приступаем к посадке, нужно договориться кто будет садить семечко, кто засыпать землёй, а кто поливать. Жёлтая отметка на палочке покажет, какой глубины нужно сделать ямку в почве. С тарелочки берем лимонное семечко, опускаем в ямку или по-другому ее можно назвать лунку, и с помощью палочки засыпаем землей. Чтобы растение росло крепким и здоровым, ему необходима? (вода). Совершенно верно: Вода. Аккуратно поливаем почву. Ставим наши горшки на подоконник.
- На сегодня мы закончили работу в лаборатории. Спасибо ребята, за помощь. Я вам даю листы наблюдений, вы будите наблюдать и заносить изменения роста ваших лимончиков. Исследовательская работа очень интересная, я вам желаю на этом не останавливаться. С вами было интересно работать, надеюсь, что мы с вами ещё встретимся.
Рефлексия
- Ребята, хотите поиграть в игру? (да)
Игра «Незаконченное предложение…»
«Сегодня я узнал…», «Было интересно…», «Было трудно…», «Какой опыт больше всего запомнился…», «Чтобы вы хотели повторить ещё раз…», «Что находится в кожуре лимона…», «Что может делать сок лимона…», «Что необходимо для роста растения…» (Ответы детей)
- Молодцы ребята! Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, если кому-то было трудно, что-то не получилось. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия.
А сейчас я заварю чай, посмотрите какого он цвета? А если добавим лимон, как вы думаете, что произойдет? (чай станет светлее) У нас получился отличный напиток, который укрепляет иммунитет, ведь в лимоне много витамина «С». В зимнее время года очень полезно пить чай с лимоном, чтобы не болеть. Лимон полезнее класть в тёплый чай, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины. А сейчас я вас приглашаю на чай с лимоном!
Используемая литература:
1. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». /Под общ. Ред. Прохоровой Л. Н. - М.: АРКТИ, 64 с.
2. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». /Рахманова Н. П., Дыбина О. В., - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
3. Интернет ресурсы.
https://infourok.ru/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-sekreti-limona-1599703.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/03/18/volshebnyy-frukt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».
Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"
Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "На защиту Родины"
Конспект итоговой совместной деятельности педагога с детьми то проекту "День Защитника Отечества". Тема: "На защиту Родины"....
Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Занятие в старшей группе по познавательному развитию....
конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу». Интеграция образовательных областей: («Познаватель...
конспект по познавательному развитию для старшей группы
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старше подготовительной группе по познавательному развитию ФЭМП. Интеграция образовательных областей: («Познавательное раз...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе. "Ориентировка во временном пространстве"
Конспект по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: "Ориентировка во времени"Задачи:-Научить детей вести счет и отсчет в пределах 7-Уточнить знания последовательности дней недел...