Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vozdukh.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию:
«ВОЗДУХ»
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная:
Уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
Создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);
Продолжать вызывать интерес к рисованию, желание рисовать самостоятельно, учить воспринимать изображения как отражение реальных предметов;
Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.
Предварительная работа:
Беседа: «Растения в жизни человека», чтение сказки «Сказка о царе Салтане», игры «Ветерок», «Пузырь», «Мыльные пузыри». Определение направления ветра с помощью салфетки на прогулке.
Оборудование:
Стаканы, трубочки, мыльные пузыри, фартуки, шарики ,дудочки по количеству детей, мыльный раствор.Игрушка Би-Ба-Бо - Хрюша
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром шла в детский сад и увидела воздушный шарик. Я задумалась – как же он поднимается вверх и почему он летает? И решила, посоветуюсь с вами, мы вместе во всём разберёмся. Давайте, попробуем отгадать загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученные. Для начала, я вам хочу предложить одеть фартуки и приглашаю вас в нашу лабораторию. Уважаемые учёные, пройдите, пожалуйста, в нашу лабораторию и займите свои места!
Хрюша: Здравствуйте, ребята!
А что это вы тут собираетесь делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Хрюша: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может его и нет вовсе! .Лично я никогда не видел воздух, а вы ребята?
Воспитатель: Погоди, погоди, Хрюша! Я вот тоже воздуха не видела, но, знаю, что он всегда вокруг нас.
Хрюша: Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Хрюше, что воздух все-таки есть.
Опыт №1.
Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей: бутылочки из-под шампуня, резиновые игрушки)
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы не видим воздух? Почему его называют невидимкой? (ответы детей: мы его не видим) –
Воздух прозрачный, значит, через него все видно. Посмотрите. А что еще прозрачное? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате
(окна, стекло и т.д.)
- посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно - и другие дома, машины на улице, и деревья, а теперь давайте вернёмся к нашим опытам.
Опыт №2
- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)
Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.
Воспитатель: А какие пузыри можно еще пускать?
Дети: Мыльные
Воспитатель: Давайте попробуем. Перед вами находятся зелёные стаканчики с водой, в которую добавлено мыло.
Для того, чтобы у нас получились красивые мыльные пузыри, надо хорошо перемешать наш волшебный раствор, затем подуть в трубочку. Попробуйте, пожалуйста!
(дети берут «мыльные пузыри» и пускают их)
Воспитатель: Хрюша, как ты думаешь, что находиться внутри мыльных пузырей?
Хрюша: Знаю, конечно, мыло!
Воспитатель: Ребята, прав ли Хрюша? Почему? Конечно, в каждом пузыре внутри находиться воздух! Поэтому пузырьки летают,это значит,что воздух лёгкий.
Хрюша: Воздух, мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите: и я, и ребята и все люди дышат через нос. Правильно?
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Хрюше, как дышат наши носики.
Опыт №4:
-Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?
Дети: -Нет!
Воспитатель: Давайте попробуем подуть на салфетку – что происходит?
Дети: салфетка колышется. Это воздух двигает салфетку.
Давайте, встанем и немного отдохнём.
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся)
Воспитатель: А еще можно увидеть, как мы дышим зимой - изо рта выходит пар.
Хрюша: Ребята, а вы знаете, чем дышат животные?
Дети: У них тоже есть носики.
Хрюша: А собака, если ей жарко дышит ртом, я сам видел? А как дышат растения, где у них тогда носики?
Воспитатель: А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения, и комнатные тоже. Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моем их .
Хрюша: Значит и колокольчику, и березе, и дубу - всем-всем нужен воздух?
А я об этом не знал.
Воспитатель: конечно, Хрюша, всем живым существам нужен воздух.
Правда, ребята?
Вот мы с вами дышим носиками, а что еще мы можем ими чувствовать?
Дети: - Можем чувствовать запахи.
Воспитатель: А воздух пахнет?
(ответы детей)
Воспитатель: А как же так получается, когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах?
(ответы детей)
-Воздух движется и доносит до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.
-А, что ещё может переносить воздух? может ли воздух переносить звуки?
Опыт №5:
Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них. Что мы слышим? (Звук)
Правильно, мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать
(ответы детей)
Воспитатель: Ну, что Хрюша, мы убедили тебя, что воздух есть?
Хрюша: Да, я понял, что воздух окружает нас везде, и мы им дышим.
Простоя думал, что раз его не видно, то его и нет. А теперь я пойду к своим друзьям и расскажу им про воздух.А вам хочу подарить эти воздушные шарики (дает детям коробочку с шариками) .
Воспитатель: Спасибо, Хрюша!Ребята, давайте проверим, много ли воздуха у вас в груди, давайте надуем шарики (дети надувают шарики и дуют их) .
-Вы,наверное, много раз видели, как воздушные шарики отпускают, и они улетают в небе. Вы должны знать, что это для природы вредно. Как вы думаете почему (варианты ответов детей) .
-Рано или поздно шарики или лопнут, или из них выйдет воздух, и они опустятся на землю или в море, и тогда их могут проглотить животные или рыбы и от этого они умрут. И мы на улице отпускать шарики не будем! Но в группе ., где мы можем поднять и убрать их, мы можем это сделать. Давайте сейчас по моей команде мы дружно отпустим свои шарики и посмотрим, что будет. (отпускают шарики, выходит воздух)
-Что вы чувствуете?
Дети: -Ветер.
Воспитатель: Помните, о чем, мы только что говорили, что бросать шарики нельзя. После занятия, мы их с вами соберём.
Воспитатель: -Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца.
Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?
Дышим мы чем? (воздухом). Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняет воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? (растения) Правильно, ребята, — растения и деревья.
Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).
Мы немного с вами устали, давайте, отдохнём.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше!
Воспитатель: Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте нарисуем лес, и представим, что мы на летней, лесной полянке. Возьмите дети, карандаши, и каждый нарисуйте дерево, а затем мы из этих деревьев сделаем лес.
Дети рисуют деревья под музыку «голоса леса».
Воспитатель: Вы чувствуете, какой здесь стал свежий чистый воздух.
Так что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…). Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу.
Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным).Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».
Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "На защиту Родины"
Конспект итоговой совместной деятельности педагога с детьми то проекту "День Защитника Отечества". Тема: "На защиту Родины"....
Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Занятие в старшей группе по познавательному развитию....
конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу». Интеграция образовательных областей: («Познаватель...
конспект по познавательному развитию для старшей группы
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старше подготовительной группе по познавательному развитию ФЭМП. Интеграция образовательных областей: («Познавательное раз...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе. "Ориентировка во временном пространстве"
Конспект по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: "Ориентировка во времени"Задачи:-Научить детей вести счет и отсчет в пределах 7-Уточнить знания последовательности дней недел...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по зимнему лесу» с использованием технологии моделирования.
Программные задачи:· закрепить представление детей о характерных особенностях времени года - зима;· разв...