Доклад на августовскую конференцию: «Этапы и основные направления работы при организации инклюзивного образования в ДОУ»
материал (подготовительная группа)

Кузнецова Елена Вячеславовна

В докладе,  обращаясь  к государственным образовательным стандартам, педагог раскрывает сущность  инклюзивное обучение, в процессе которого ребёнок с ОВЗ становится субъектом образования наравне со здоровыми детьми и которое  предполагает организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, но с учётом интересов ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на августовскую конференцию:

«Этапы и основные направления работы при организации инклюзивного образования в ДОУ»

Добрый день, уважаемые коллеги!  Современная система образования – это сложный многоступенчатый инновационный процесс обучения, развития и воспитания человека настоящего и будущего, обладающего рядом современных компетенций и нестандартным мышлением. Для того чтобы определить сущность современного образования: его содержания, значимость инновационных нетрадиционных методов и способов, применяемых педагогом в работе с подрастающим поколением, необходимо выделить ряд принципов, являющихся центральными на всех уровнях образовательной системы:

  • гуманизация: данный принцип предполагает особое внимание к развитию личности каждого ребёнка и формирование его как гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  • демократизация: создание условий для развития активности, инициативы и проявления творческих способностей детей и педагогов, их тесное взаимодействие;
  • дифференциация и индивидуализация: создание условий для полного проявления и развития способностей каждого ребёнка;
  • интеграция: объединение усилий педагогического состава с целью организации качественного образовательного процесса и успешного индивидуального развития каждого ребёнка.

Данные принципы находят своё отражение и в Законе «Об образовании в РФ», и в новом национальном проекте «Образование» на 2019 – 2024 гг, во ФГОС дошкольного образования.

В своей совокупности, и в отдельности, каждый из вышеуказанных принципов обращает наше внимание на индивидуальное отношение в процессе образования к отдельно взятой личности: будь то здоровый ребёнок, или ребёнок с ОВЗ.

Становление личности начинается с самого раннего возраста, когда ребёнок находится на первой ступеньке лестницы жизни, когда только – только начинает постигать мир и учится общаться с окружающими людьми. В результате перед дошкольными учреждениями стоит важная задача – начальное общее развивающее образование всех вместе и каждого в отдельности.

Особенности образования детей дошкольного возраста отмечены в государственных образовательных стандартах дошкольного образования, где сказано, что индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяют особые условия получения им образования.

Особые условия?! Что включает в себя данное понятие? Обращаясь вновь к государственным образовательным стандартам, мы сталкиваемся с таким определением как инклюзивное обучение, в процессе которого ребёнок с ОВЗ становится субъектом образования наравне со здоровыми детьми; оно предполагает организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, но с учётом интересов ребёнка. В результате инклюзивного обучения перед педагогом стоят следующие задачи:

  • создать на занятиях равные условия для всех детей, вне зависимости от возможностей их здоровья;
  • способствовать развитию личности ребёнка в соответствии с возрастом и творческим потенциалом дошкольника;
  • разработать образовательную программу, соответствующую образовательным потребностям детей и содержащую индивидуальные маршруты для детей с ОВЗ;
  • привлекать к работе в инклюзивной группе родителей дошкольников.

Опираясь на данные задачи, мы рассмотрим сущность инклюзивного обучения в детском саду детей с ОВЗ.

В настоящий момент существует несколько форм организации инклюзивного обучения и создания условий для развития ребёнка, которые зависят от типа учреждения, от направлений его деятельности. В учреждениях дошкольного образования практикуется форма инклюзивной группы. Данная форма предполагает включение детей с ОВЗ в коллектив здоровых детей и взрослых (воспитатели, педагоги, логопеды, психологи, родители) на правах «равных партнёров». В результате перед педагогом стоит задача найти такие виды творческого взаимодействия, которые будут интересны и доступны каждому участнику образовательного процесса, причём, игры и упражнения, проводимые на занятиях, выбираются с учётом индивидуальных программ обучения. Ещё один положительный фактор инклюзивной группы – это сочетание развивающего и коррекционного подходов в обучении. Как, показывает практика нашего детского сада: дети, проходящие инклюзивное обучение в группе хорошо адаптируются в обществе и готовы к дальнейшей жизнедеятельности в начальной школе.

Содержание работы педагогического состава с применением описываемой формы включает в себя следующие направления инновационного обучения:

  • применение методики раннего развития ребёнка: развитие и корректировка речи; формирование представлений об окружающем мире, развитие игровой, проектной, исследовательской деятельности и так далее;
  • социализация детей с ОВЗ – как результат совместного обучения, развития и воспитания со здоровыми малышами;
  • коррекционная деятельность специалистов, направленная на устранение дефектов речи и снятия комплекса неполноценности;
  • проведение занятий дополнительного образования, направленных на развитие творческих, интеллектуальных способностей детей.

Сам поэтапный процесс инклюзивного обучения можно рассмотреть, изучив следующую схему:

1 этап – Оценка материально – технической базы учреждения; создание благоприятных условия для осуществления образовательно – развивающего процесса.

2 этап - Диагностика индивидуальных способностей и особенностей в развитии детей.

3 этап –  На основе результатов диагностики, составление индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуального плана с учётом потребностей каждого ребёнка.

4 этап – Обновление методического и дидактического материала для успешного инклюзивного образования.

5 этап – Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

6 этап – Повторная диагностика. Оценка эффективности инклюзивного обучения.

Как работает данная схема на практике рассмотрим следующий пример. Я предлагаю подробно разобрать проект «Верные друзья», реализованный в подготовительной группе детского сада «Оленёнок». Цель проекта – познать себя – как часть общества и сформировать положительное отношение детей к окружающим людям.

1 этап. Для реализации данного проекта нам потребовалось следующее оборудование: компьютер, мультимедийная техника, музыкальный центр.

2 этап. Первоначально педагогом проводится ряд диагностических упражнений по методике -  беседе "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина). Беседа проводится индивидуально с каждым из детей исследуемой группы и состоит из нескольких этапов, имеющих свои диагностические цели.

Упражнение «Что я знаю о себе»

Цель: выявление своих индивидуальных способностей и формирование образа собственного «Я»

А) В ходе беседы, ребёнку сначала предлагается рассказать всё о себе. Если возникают трудности в описании своего «Я» и для дальнейшего познания внутреннего мира испытуемого, педагог предлагает ответить на ряд вопросов, которые в зависимости от ситуации могут варьироваться.

Например:

- Как ты думаешь, ты – красивый? Почему ты так думаешь?

- Как окружающие люди относятся к твоей внешности: они считают тебя красивым?

- Как ты думаешь, ты – сильный и ловкий? Кто так ещё считает?

- А как ты хотел бы выглядеть?

(Данные вопросы помогают выявить отношение ребёнка к себе по внешним физическим качествам)

Для изучения внутреннего мира ребёнка можно предложить ему ответить на ряд следующих вопросов:

- Как ты считаешь, ты – хороший человек или плохой? Почему ты так думаешь?

- За что тебя можно похвалить?

- А как считают окружающие тебя люди: ты хороший или не очень?

- Каким человеком ты хотел бы стать?

На определение первоначальных способностей детей, им предлагаются вопросы следующего содержания:

- Скажи, что ты умеешь делать? Что тебе больше всего нравиться делать?

- Чему бы ещё ты хотел научиться? И так далее…

Б) Следующий блок вопросов помогает выявить представление дошкольника о себе в кругу друзей. Ребёнку предлагается ответить на ряд вопросов:

- У тебя есть друг?

- Он считает тебя хорошим другом? Почему ты так думаешь? Что ему в тебе нравиться?

- Бывают ли случаи, когда вы ссоритесь? Почему происходят ссоры? Кто в них виноват?

- Каким другом ты хотел бы стать? И так далее…

3 этап. В процессе беседы все ответы детей записываются, обрабатываются педагогом и фиксируются в индивидуальной карте общего развития ребёнка (такая карта помогает создать картину уже имеющихся представлений дошкольника и выработать план дальнейших действий педагога по межличностному развитию каждого воспитанники, в том числе детей с ОВЗ, который включается и в индивидуальный маршрут развития). В карте отмечается: уровень самооценки, уровень осознания своего «Я», уровень осознанности дружеских отношений. (Показать карту) 

Кроме того, в процессе общения с ребёнком, педагог – логопед выявляет особенности речевого развития каждого, которые отмечаются в речевой карте и продумывает план дальнейшей коррекционной работы (Показать карту)

4 этап. На основе полученных данных подбирается дидактический и методический материал: развивающие игры (например, «мост дружбы», «поможем друг другу и так далее); разрезные дидактические карточки; сюжетно – ролевые игры (например, «семья», «магазин», «большая стирка», «город вежливых» и так далее. Для детей с ОВЗ подбирается блок коррекционных упражнений соответствующей тематики: «назови ласково» (цель - развитие умения образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом и, одновременно, формирование положительного отношения к другим детям); «разные чувства» (цель – научить правильно формулировать слова, выражающие свои личные переживания, чувства и своё отношение к родителям, друзьям, животным) и так далее.

5 этап. – Следующий этап раскрывает особенности деятельность детей, педагогов и родителей в условиях инклюзивной группы.

В самом начале педагогической командой организуется и проводится упражнение «Каракули». Цель упражнения – научить детей работать в группе и развивать их творческое мышление (рисунок выполняет вся группа, возможно привлечение родителей; затем каждому ребёнку предлагается найти среди каракуль какой – то образ и объяснить свою точку зрения.)  При проведении подобных упражнений ещё и отрабатываются навыки правильного произношения.

В течении проекта на занятиях рассматриваются различные ситуации, помогающие выявить отношение детей к самому себе, друг к другу, к животным. Ситуации берутся из книг, фильмов, интернет - источников, из жизни. Впоследствии, ситуации проигрываются в группе. Родители заучивают с детьми тексты и вместе с ребёнком работают над ролью. В процессе совместных занятий, у детей формируется доброе отношение к окружающему миру, вырабатываются навыки общения, что способствует социализации детей и отработке навыков разговорной речи.

В заключении проводиться выставка рисунков «Мои друзья». На занятиях по изобразительной деятельности дошкольникам предлагается нарисовать своего самого лучшего друга. Данное здание направлено на развитие творческих способностей детей, воображения. После того, как рисунки были готовы, участники инклюзивной группы готовят защиту рисунков. Их задача - охарактеризовать с положительной стороны своего друга. Совместная защита помогает увидеть положительные изменения в личностном развитии малыша и в развитии его речевых способностей.

(Данный проект был представлен мной на сайте «Инфоурок» в статье «Проектный метод в работе педагога – логопеда» https://infourok.ru/proektniy-metod-v-rabote-pedagoga-logopeda-3770874.html)

6 этап. По окончании основной части проекта проводится повторная диагностика, отмечается положительная динамика в личностном и творческом развитии каждого воспитанника инклюзивной группы, и,одновременно, в речевом развитии детей с ОВЗ. На данном этапе возможно применение ролевой игры «Я и мой друг в детском саду» Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Цель – проследить, какие изменения произошли во взаимоотношениях между детьми в процессе реализации проекта «Верные друзья»

Рассмотренный выше проект имеет большую практическую значимость в работе с детьми с ОВЗ, имеющими отклонения в речевом развитии. Такие проекты помогают социализации детей, развивают и закрепляют навыки их разговорной речи, что, в свою очередь, помогает бороться с речевыми дефектами.

Необходимо отметить тот факт, что в инклюзивной группе одновременно может реализовано несколько проектов, в том числе на развитие творческих способностей, пространственных представлений и так далее.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что инклюзивное обучение – это уникальная, гуманная, демократичная, диффернцированная с одной стороны и интегрированная с другой (дети получают общее образование и развитие) система образования, имеющая положительные эффективные результаты и в детской среде, и во взаимоотношениях детей со взрослыми, и в речевом развитии детей с ОВЗ. При инклюзии ребёнок является ключевой фигурой. На его образование направлены усилия целой группы педагогов; динамика его развития прослеживается с разных стон и в разных направлениях.

Инклюзивное образование в учреждении дошкольного образования является новой системой, где педагоги и родители работают над общей целью – доступное и качественное образование для всех детей, не зависимо от состояния их здоровья.

Источники:

https://scienceforum.ru/2017/article/2017039073

https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/02/19/zakon-ob-obrazovanii-st

https://academy-prof.ru/blog/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-dou


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад на тему: « Этапы и основные направления работы при организации инклюзивного образования в ДОУ» Автор – составитель – учитель – логопед Кузнецова Е.В. г . Мичуринск, 2019 г.

Слайд 2

Современная система образования

Слайд 3

Принципы системы образования: Гуманизация предполагает особое внимание к развитию личности каждого ребёнка и формирование его как гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами ; Демократизация - создание условий для развития активности, инициативы и проявления творческих способностей детей и педагогов, их тесное взаимодействие; Дифференциация и индивидуализация - создание условий для полного проявления и развития способностей каждого ребёнка; Интеграция - объединение усилий педагогического состава с целью организации качественного образовательного процесса и успешного индивидуального развития каждого ребёнка.

Слайд 4

Статья 1.3 ФГОС дошкольного образования В Стандарте учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Слайд 5

Стандарт направлен на решение следующих задач: 1 ) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3 ) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…

Слайд 6

Сущность инклюзивного обучения: создать на занятиях равные условия для всех детей, вне зависимости от возможностей их здоровья; способствовать развитию личности ребёнка в соответствии с возрастом и творческим потенциалом дошкольника; разработать образовательную программу, соответствующую образовательным потребностям детей и содержащую индивидуальные маршруты для детей с ОВЗ; привлекать к работе в инклюзивной группе родителей дошкольников.

Слайд 7

Инклюзивная группа детского сада Цель – предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями Содержание работы инклюзивной группы: развивающая деятельность (развитие речи и представлений об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.); социализация в условиях совместного образования детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; -коррекционная деятельность специалистов ( учительлогопед , учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист и т.д ); программы творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и так далее

Слайд 8

Содержание работы педагогического состава с применением инклюзивного обучения применение методики раннего развития ребёнка: развитие и корректировка речи; формирование представлений об окружающем мире, развитие игровой, проектной, исследовательской деятельности и так далее; социализация детей с ОВЗ – как результат совместного обучения, развития и воспитания со здоровыми малышами; коррекционная деятельность специалистов, направленная на устранение дефектов речи и снятия комплекса неполноценности; проведение занятий дополнительного образования, направленных на развитие творческих, интеллектуальных способностей детей.

Слайд 9

Схема инклюзивного обучения Материально – техническая база Входная диагностика Составление индивидуальных образовательных маршрутов Организация совместной деятельности Оценка инклюзивного обучения

Слайд 10

Проект «Верные друзья» Цель – познать себя – как часть общества и сформировать положительное отношение детей к окружающим людям.

Слайд 11

Материально – техническая база к омпьютер; мультимедийная техника; музыкальный центр; д идактический материал; д иагностический материал; п рограммный материал.

Слайд 12

Входная диагностика А) Упражнение «Что я знаю о себе» Цель: выявление своих индивидуальных способностей и формирование образа собственного «Я » Б) Выявление представлений дошкольника о себе в кругу друзей Методика - беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина).

Слайд 13

Обработка результатов Показатели личностного развития Достижения ребёнка Уровень осознания своего «Я» Уровень самооценки Уровень отношения к другим детям Уровень отношения к педагогам Уровень отношения к семье, к близким людям Уровень сформированности коммуникативных навыков Карта развития дошкольника Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________ Дата рождения__________________________________ Дошкольное учреждение______________________________________________________________________ Дата заполнения________________________________ Обработка результатов: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень

Слайд 14

Карта речевого развития дошкольника 1. Фамилия, имя ребёнка 2. Возраст: 3. Краткие анамнестические данные: Как протекали беременность и роды?_________________________________________________ Когда закричал?___________________________________ Как протекало физическое развитие: стал держать головку_______________________________ сидеть _________________________ вставать__________________________________________ ходить_________________________ Какие заболевания перенёс от года?__________________________________________________ Речевое развитие ребёнка: гуление ___________________ лепет __________________________ первые слова _____________________________________ речь фразой _____________________ Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) ___________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Как быстро наращивался словарный запас? ___________________________________________ 4. Речевая среда и социальные условия: ___________________________________________ Обращались ли ранее к логопеду? ___________________________________________________ их результативность_______________________________________________________________ Как сам ребёнок относится к речевому дефекту? _______________________________________ 5 Общее звучание речи: темп ________________________ голос _______________________ разборчивость____________________________________ дыхание ________________________ 6. Обследование артикуляционного аппарата: подвижность языка_______________________________ прикус___________________________ строение нёба ___________________________________ зубов ____________________________ состояние подъязычной уздечки _____________________губы ___________________________

Слайд 15

Составление индивидуальных образовательных маршрутов Включающий: д идактические развивающие игры: «Мост дружбы», «Поможем друг другу»…; с южетно – ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Город вежливых»…; к оррекционные упражнения

Слайд 16

Организация совместной деятельности Упражнение «Каракули». Цель упражнения – научить детей работать в группе и развивать их творческое мышление. Упражнения на отношение к самому себе. Упражнения на отношение друг к другу, к взрослым людям; к животным. Выставка рисунков «Мои друзья»

Слайд 17

Повторная диагностика Ролевая игра «Я и мой друг в детском саду» ( Микляева Н.В., Микляева Ю.В .) Цель – проследить, какие изменения произошли во взаимоотношениях между детьми в процессе реализации проекта «Верные друзья»

Слайд 18

Вывод. Инклюзивное обучение – это уникальная, гуманная, демократичная, диффернцированная с одной стороны и интегрированная с другой (дети получают общее образование и развитие) система образования, имеющая положительные эффективные результаты и в детской среде, и во взаимоотношениях детей со взрослыми, и в речевом развитии детей с ОВЗ

Слайд 19

Информационные источники. https://scienceforum.ru/2017/article/2017039073 https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/02/19/zakon-ob-obrazovanii-st https://academy-prof.ru/blog/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Работа с родителями на современном этапе образования»

Доклад на августовскую конференцию педагогов ДОУ: «Работа с родителями на современном этапе образования»Уважаемые коллеги!Как показывает практика, жизнь и развитие образовательного...

Основные направления работы по организации и проведению Дней воинской славы в дошкольном учреждении.

Воспитательно – образовательная работа дошкольного учреждения должна быть направленна на формирование у детей образа героя, защитника своего государства; привитие любви к Отечеству и родному кра...