План работы по самообразованию на 2015-2017 гг.
учебно-методический материал (средняя группа)
План работы по самообразованию на 2015 - 2017 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2015-2017_gg.docx | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№1 «СКАЗКА»
План работы по самообразованию 2015–2017 гг.
Тема «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Составила: воспитатель Брагару Л. А.
Мегион 2015
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со
старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных
произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Актуальность
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Приемы:
Словесные:
- Беседы;
- Игры-беседы;
- Рассказ;
- Чтение художественной литературы;
- Использование игровых ситуаций;
- Игры - беседы с персонажами сказок;
- Сочинение историй.
Наглядные:
- Групповые выставки;
- Рассматривание иллюстраций.
Практические:
- Игры – драматизации;
- Игры – инсценировки;
- Игры – забавы;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;
- Моделирование и анализ заданных ситуаций;
- Рисование.
Формы организации:
- Занятие по художественной литературе;
- Индивидуальная работа с ребенком;
- Коллективные работы;
- Тематические занятия;
- Пальчиковая гимнастика;
- Дидактические игры;
- Физкультминутки;
- Драматизация.
Методы ознакомления с художественной литературой.
- Чтение воспитателя по книге или наизусть.
- Рассказывание воспитателя.
- Инсценирование.
- Заучивание наизусть.
- Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
- Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Содержание работы:
а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.
б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.
При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.
Формы работы с родителями.
- Анкетирование
- Оформление папок – передвижек
- Консультации
- Различные мероприятия совместно с детьми
- Индивидуальные беседы
- Рекомендации
- Демонстрация наглядного материала
Cрок реализации плана: 2 года (2015- 2017)
1. Теоретический этап:
- Изучение методической литературы по данной проблеме (в течение 1 года). Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
- Изучение статей в журналах (в течение 1 года) «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
- Изучение инновационных методик и технологий (в течение 1 года) «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
- Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
- Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.
2. Практический этап
Перспективный план на 2015-2016 год
Сентябрь.
- Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».
- Анкетирование: «Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка».
- Совместная деятельность с детьми: Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».
Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Октябрь.
- Консультации для родителей: тема «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»
- Совместная деятельность с детьми: Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
Ноябрь.
- Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»
- Совместная деятельность с детьми: Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».
Игры – забавы
Декабрь.
- Консультации для родителей: тема «Что читать детям»
- Совместная деятельность с детьми: Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.
Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
Январь.
- Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».
- Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Февраль
- Консультации для родителей: тема: «Особенности чтения сказок о животных».
- Совместная деятельность с детьми: Чтение сказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»
Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки»
Март
- Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям
5 – 7 лет»
- Совместная деятельность с детьми: Чтение произведений о женщинах, мамах.
Выставка «Портрет моей мамочки»
Апрель
- Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»
- Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.
Май.
- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
- Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.
Июнь – август.
Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.
Перспективный план на 2016-2017 год
Сентябрь.
- Консультация для родителей «Роль сказок в развитии детей».
- Совместная деятельность с детьми: Чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, беседы, обсуждения.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Октябрь
- Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! » (о домашнем чтении вслух)
- Совместная деятельность с детьми: Чтение рассказов о природе. Презентация «Я люблю тебя, России». (обсуждение, обмен мнениями)
Ноябрь.
- Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса
- Совместная деятельность с детьми: Чтение и обсуждение прочитанной сказки современных писателей. Словотворчество.
Декабрь.
- Конкурс «Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети)
- Совместная деятельность с детьми: Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».
Экскурсия в библиотеку.
Январь.
- Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама».
Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»
- Совместная деятельность с детьми:
Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» (обложка любимой семейной книги)
Февраль.
- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».
- Совместная деятельность с детьми:
Чтение сказок А. С. Пушкина. Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина
Март.
- Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».
В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
- Совместная деятельность с детьми:
Чтение стихов о красоте природы, О Родине.
Конкурс стихотворений о Родине, маме.
Апрель.
- Совместная деятельность с детьми: беседа о космосе, космонавтах.
- Выставка рисунков «Этот загадочный космос»
Добавить материал в театральный уголок, изготовление масок совместно с детьми.
Список литературы:
1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования на 2015-2017 год по теме «Здоровьесберегающие игровые технологии как средство формирования валеологической культуры детей»
Содержит план работы по самообразованию. Актуальность выбранной темы. Этапы работы....
План по самообразованию на 2015-2017 учебный год "Развитие чувства ритма у детей при игре на детских музыкальных инструментах".
Формирование чувства ритма -- важнейшая задача педагога. Вместе с тем, занятия в оркестре детских музыкальных инструментов способствуют развитию умственных способностей; психофизических процессов: мыш...
План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
Индивидуальный план повышения профессионального мастерства на 2015-2017 годы.
индивидуальный план...
План самообразования на 2015 - 2017 учебные годы "Приобщение детей к культуре здорового образа жизни".
План разработан для детей среднего и старшего возраста....
План по самообразованию на 2015-2017 уч.г.
План по самообразованию Даутовой Елены Юрьевны, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №94 «Соенеч» Нижнекамского муниципаль...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...