Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.
консультация
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду
Извлечение из ФГОС ДО
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:
1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.
2) развитие фонематического восприятия.
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.
5) развитие артикуляционной моторики.
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма предполагает комплексную работу. Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай название действия на заданный звук» и т.п.
7)формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы.
9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания.
Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Освоение чистого произношения сложных звуков;
- упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;
- использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания);
- автоматизация сложных для произношения звуков в речи.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:
- В старшей группе дети осваивают умения:
- делить на слоги двух-трехслоговые слова;
- осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов
- интонационно выделять звуки в слове,
- различать гласные и согласные звуки,
- определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;
- составлять предложения по живой модели;
- определять количество и последовательность слов в предложении;
- развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
- В подготовительной к школе группе дети осваивают умения:
- определять количество и последовательность слов в предложении;
- составлять предложения с заданным количеством слов;
- ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов;
- выполнения штриховки в разных направлениях, обводки;
- чтения простых слов и фраз;
- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;
- освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа)
- интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий),
- составление схемы звукового состава слова,
- выделение ударного гласного звука в слове.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»
Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....
Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте с применением ИКТ "Дифференциация звуков К, Г, Х".
Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста для подготовки к обучению грамоте. Цель: научить различать звуки КГХ и их мягкие варианты в словах и фразах....
Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...
Конспект образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте «На помощь жителям города Букваринска»
Образовательная деятельность по обучению детей грамоте в игровой форме - путешестиве в страну Букварию. Такая форма дает возможность детем хорошо запомнить материал, воспитывает ответсвенность за то, ...
Непосредственная образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте «Буква С празднует День Рождения»
Цель: обучение раннему чтению с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича ...
Конспект игровой образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».
Аллакский детский сад , филиал «МБДОУ Детский сад №189» Конспект игровой образовательной деятельностипо подготовке де...