Непосредственно-образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте с применением ИКТ "Дифференциация звуков К, Г, Х".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Гаянова Екатерина Юрьевна

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста для подготовки к обучению грамоте. Цель: научить различать звуки КГХ и их мягкие варианты в словах и фразах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_primeneniem_ikt_differentsiatsiya_kgkh.docx250.71 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по подготовке детей к обучению грамоте с применением ИКТ «Дифференциация КГХ»

Цель: Дифференциация звуков КГХ в словах, фразах

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [К] — [Г], [К'] — [Г'], [К] — [X], [К'] — [X'].
  2. Учить выделять из ряда одинаковых по слоговому составу отличное по звуковому составу слово.
  3. Уточнить значение омонимичных слов.
  4. Закрепить навык слогового и позиционного звукового анализа слов.
  5. Продолжить учить делать звуковой анализ слов.
  6. Отработать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове, звукового анализа слов.
  7. Упражнять в словообразовании и словоизменении в составлении предложений.

Развивающие:

  1. Развивать речевое внимание память, воображение, мышление.
  2. Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
  3. Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и фонематический слух.
  4. Формировать коммуникативные умения в процессе взаимодействия детей, учить снимать эмоциональные и мышечные зажимы.
  5. Создавать положительный эмоциональный настрой.

Воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.              

Организационный момент

(СЛАЙД 1)

Занятие начнем с речевой разминки. Давайте произнесем скороговоркии тогда узнаем, кто придет к нам на занятие (скороговорки на Г, К, Х). Сначала скажем тихо, одними губками, а потом громко, чтобы все услышали, как мы правильно произносим эти звуки

Га – га – га – гогочет гусь, Я семьей своей горжусь,

На гусей и на гусыню Все гляжу – не нагляжусь.

Хомка, хомка, хомячок – полосатенький бочок.

Хомка раненько встает, Чистит лапки, воду пьет.

Прибирает Хомка хатку и выходит на зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять, хочет Хомка сильным стать!

Котик ниток клубок Укатил в уголок. Укатил в уголок Котик ниток клубок.

К нам на занятие пришли Гусь, Хомячок и Котик. Они принесли с собой свои любимые букву. Как вы думаете, какие? Какие звуки они обозначают?

 

Сравнение артикуляции звуков.

Характеристика звуков.

Сегодня мы с вами сравним звуки –"К", “Г” и "Х” На доску прикрепляются магнитами буквы

Возьмите зеркала. Произнесите К, Г, Х

В каком положении находятся губы, зубы, язык, какой ветерок?

А работает ли горлышко? Какие это звуки? – согласные

Какой из этих звуков звонкий.

К – согласный, глухой, твердый, КЬ - мягкий.

Х – согласный, глухой, твердый, Хь - мягкий.

Г – согласный, звонкий, твердый и Гь -мягкий

Вывод делают дети.

Эти звуки похожи по произнесению, только когда произносится звук Г, горлышко звенит, потому что он звонкий.  Они и в таблице нашей стоят вместе, втроем, как три братика.

Различение на слух звуков “Х” и “К”, "Г"

Логопед. Ребята, а сможем мы узнать эти звуки на слух. Давайте поиграем. Поднимите  соответствующие таблички с нужными буквами, обозначающими на письме наши звуки

Х, Т, П, Н, Х , В,Х, К, М Г,Х

кот, халат, черепаха, гном, пастух, коза, кит., гитара, пастух, мех

Игра «Эхо»

Кто как говорит?

Гусь говорит: ГА, а Хомка: …, а Котик: …; ХУ-ГУ-КУ, ОХО-ОКО-ОГО, КВА-ХВА-ГВА, и т.д.

Игра “Где спрятался звук “Г”, а где “Х”, а где "К"

(СЛАЙД 2)

Логопед. Посмотрите на доску у меня несколько картинок. Назовите, что

нарисовано на картинках. (или используется презентация с картинками)

мак, тыква, петух, черепаха, иголка, гриб, сапоги

В каких словах спрятался звук “Х” - петух, черепаха

В каких словах спрятался звук “К” - мак, тыква

В каких словах спрятался звук "Г" – гриб, сапоги

4 лишний

(СЛАЙДЫ 3-6)

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К], [Г] и Х):

корова, краски, магазин, лук; гараж, гантели, берлога, курица.

Клад, петух, хлеб, пастух; каша, кошка, ухо, крокодил

Игра «Многоликие слова»

(СЛАЙДЫ 7-15)

Логопед. Мы с вами уже говорили о многоликих словах. Эти слова звучат одинаково, но значения у них разные. Давайте посмотрим на слайды и разберемся, что означают слова:

ЛУК, РУКАВ, ЯЗЫЧОК, ХВОСТ, ШАПКА, ИГЛА, КИСТЬ, ШИШКИ, СЕРЁЖКИ. (Дети объясняют значения слов, определят, какой звук слышится в слове (К,Г,Х) и в какой позиции находится)

Игра «Волшебники»

(СЛАЙДЫ 16-22)

Заменить первый звук [К] на звук [Г] в словах. Придумать с каждым из этих слов предложения, используя ранее изученные предлоги.

калина — Галина, кол — ..., кости — ..., колос — ..., корка — ..., кора — ..., муха - …

Физкультминутка

Физминутка «Хома, хома, хомячок»

Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
хома раненько встает, (потягиваются)
щечки моет (тереть щеки руками)
лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
и выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
два (руки вверх)
три (руки в стороны)
четыре, пять (трясут кистями рук)
хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Логопед: Ребята, в этом стихотворении Хомка что делает? (Дети составляют рассказ про хомяка)  Какой он? (Трудолюбивый).

Упражнение для глаз “Глазки наши устали”

Вправо, влево посмотри, И еще раз посмотри.

Пальчик к носу поднеси. На него ты посмотри.

Глазки закрываются, Реснички опускаются.

Глазки отдыхают, Детки засыпают.

Глазки открываются, Дети просыпаются.

Работа в тетрадях

Логопед: Найдите картинки, в которых звук слышится нужный звук (К,Г,Х) /самостоятельно/. Проведите стрелочкой к нужной букве  - покажите и назовите свою картинку.

(после того, как дети сделают задание в тетради, можно проверить их, демонстрируя СЛАЙД 23)

СЛАЙДЫ 24-26

Звуковой анализ слов: маки, гном, муха

СЛАЙД 27

Чтение и списывание предложений:

Вот Гога. У Гоги книга. Вот Дима. И у Димы книга. У Димы и Гоги книги.

Итог занятия

Вспомнить, чем сегодня занимались.

Оценка деятельности детей.

Задания для индивидуальной работы с воспитателем

Совместно со взрослым преобразовать слова с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мука, мох — мок, Хома — Хомка, муха — мухи, мох — мхи, мок — ком, мок — мак, мак — маки.

Отгадывание ребусов с буквами “К” и “Г”, "Х" и картинками.

На доске картины с ребусами, в которых есть звуки Г,К,Х, картинки.

Дети с рассуждением объясняют отгадки. Если дети не отгадают какие –то ребусы, логопед “подведет” детей к отгадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Царица Грамматика»

Дети знакомятся со звуками [з],[з\'] и с буквой З, учатся делать звуковой анализ слова, подбирать однокоренные слова, разгадывать ребус....

Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста

Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год  для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...

Непосредственная образовательная деятельность по подготовке детей к обучению грамоте «Буква С празднует День Рождения»

Цель: обучение раннему чтению с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича                    ...

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте "Звуки разные бывают"

Целью данного занятия является создание условий для речевого развития детей старшей группы....