Перспективное планирование по трудовому воспитанию
календарно-тематическое планирование
Перспективное планирование по трудовому воспитанию в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_trud_vosp_gotovyy_stgr.docx | 112.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по трудовому воспитанию
в старшей группе
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы |
Сентябрь | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | З.- Развивать у детей желание помогать друг другу. | Практическое упражнение «Помоги другу». |
З.-учить детей аккуратно ставить свою обувь на обувную полку, своевременно ухаживать за ней (в случае загрязнения чистить, мыть, сушить). Стимулировать желание детей помогать друг другу. Следить за порядком на полке. | -Поручение «Обувная полка»; - Поручение «Дружные ботинки». | |||
Коллективный | З.- Продолжать формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к своему внешнему виду. | - Чтение стихотворения Э. Машковской «Нос, умойся». - Беседа «В гостях у Мойдодыра»; - Практическое упражнение «Следим за внешним видом»; - Игровая ситуация «Предметы гигиены». | ||
З.- закрепить правильное выполнение детьми действий при надевании различных предметов одежды, формировать умение действовать самостоятельно, аккуратно складывать одежду в шкафчик. | - Практическое упражнение «Собираемся на прогулку»; - Практическое упражнение «Порядок одевания»; - Игровая ситуация «Неряшливый шкафчик». | |||
Индивидуальный | З.- формировать у ребенка привычку мыть руки после прогулки. Учить проверять чистоту рук, использовать индивидуальное полотенце. З.-закрепить навыки пользования носового платка. | - Практическое упражнение «Чистое полотенце»; - Игровая ситуация «О чем нам рассказало Илюшино полотенце?»; - Практическое упражнение «Носовой платок». | ||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | З.- закреплять умение правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность. | Практическое упражнение - «Покрывало на кровати»; - «Аккуратная постель». | |
З.-познакомить детей с содержанием уголка, атрибутами и инструментами, предложить рассказать, для чего они служат. Расширять представления детей о труде взрослых, о различных профессиях. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. | Беседа «Знакомство с уголком трудового воспитания». | |||
Поручения | З.- формировать привычку наводить порядок после игр. | - Практическое упражнение «Уборка игрушек»; - Практическое упражнение «Каждой игрушке свое место». | ||
З.-формировать необходимые навыки трудовой деятельности, учить оценивать результаты своего труда. | - Наведение порядка в песочнице после игр. - Подметание веранды. | |||
Дежурства | З.- учить действовать последовательно аккуратно, обсудить важность выполняемой работы. Закрепить последовательность накрывания на стол. | - Дежурство по столовой. - Практическое упражнение «Что забыла Маша?»; - Игровая ситуация «О чем рассказала салфетка?» | ||
З.- привлекать детей к подготовке необходимого для занятий оборудования, учить выполнять задания взрослого, действовать по инструкции, распределять поровну необходимые материалы. | - Дежурство на занятии. - Практическое упражнение «Каждому ребенку». | |||
Труд в природе | Поручения | З.- учить оказывать посильную помощь в уборке участка, формировать соответствующие трудовые навыки, продолжать учить пользоваться детскими граблями, метлой. | «Трудовой десант» -уборка на участке группы. | |
З.- Предложить оказать посильную помощь в уборке урожая. | Практическое упражнение «Сбор урожая» | |||
З.- познакомить с правилами сбора семян; учить различать семена различных цветковых растений. | Практ. упражнение «Сбор семян с цветника». | |||
Дежурства | З.- способствовать актуализации знаний детей о правилах и приемах ухода за растениями уголка, об условиях, необходимых для их роста и развития. Напомнить о расположении и назначении инвентаря, о правилах безопасности и личной гигиены. | В уголке природы. | ||
Коллективный | З.- учить объединять детей в бригады, коллективно выполнять задание, распределять обязанности. | «Сбор урожая» | ||
Ручной труд | Поручения | З.- обсудить с детьми, какие правила обращения с книгой были нарушены, как и при помощи чего можно восстановить каждую из книг. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Практическое упражнение «Реставрация книг» | |
Дежурства | З.- учить рассортировывать природный материал, разложить в коробки. | Упражнение «Природный материал» | ||
Коллективный | З.- Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе. | Практического упражнение «Мытье строительного материала» | ||
Знакомство с трудом взрослых | З.- Знакомить с работой завхоза в детском саду. Формировать у детей представления о роли труда завхоза, познакомить с помещением, где хранятся продукты. | Экскурсия в кабинет завхоза. Беседа. | ||
З.- Предложить понаблюдать за работой дворника, ответить на вопросы о назначении тех или иных трудовых действий. Формировать у детей представления о роли труда дворника для поддержания порядка на территории детского сада. | Наблюдение за работой дворника. | |||
З.- Знакомить детей с работой инструктора по физической культуре. | Беседа о профессии инструктора по физической культуре. | |||
З.- актуализировать и дополнить представления детей о профессии строителя, познакомить с трудовыми операциями, выполняемыми на стройке, со строительной техникой. Учить воспринимать книгу как источник знаний. | Виртуальная экскурсия на стройку, чтение произведения Б. Житкова «Что я видел?» |
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы | |
Октябрь | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | З.- формировать у детей соответствующие трудовые навыки, привычку очищать обувь перед входом в помещение. Формировать бережное отношение к обуви, воспитывать уважение к труду уборщицы, аккуратность. | Практические упражнения
| |
З.-обсудить с ребенком, почему необходимо мыть руки после посещения туалета, перед едой. | Практические упражнения
| ||||
Коллективный | З.- способствовать совершенствованию действий детей при надевании различных предметов одежды, повышении самостоятельности. Учить детей обращать внимание на свой внешний вид, поправлять предметы одежды, оказывать помощь сверстникам. | Практические упражнение
| |||
З.- учить детей приводить в порядок одежду и обувь после прогулки, формировать осознанное отношение к своему внешнему виду. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде, уважение к труду уборщиц. | Практические упражнения
| ||||
З.- обсудить с детьми, почему необходимо мыть руки после посещения туалета, перед едой. Формирование культурно-гигиенических навыков. |
| ||||
Индивидуальный | З.- учить детей одеваться в прямой последовательности, аккуратно складывать вещи, ставить сменную обувь в шкафчик. | Практические упражнения
| |||
З.-воспитывать у детей потребность быть чистыми, опрятными, аккуратными, учить с помощью зеркала следить за своей прической, находить недостатки и исправлять их, пользоваться расческой после сна и прогулки. | Практические упражнения
| ||||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | З.- формировать у детей привычку трудиться вместе, распределять фронт работ. Воспитывать ответственность за результат деятельности, формировать социально-трудовые компетенции. | -Практическое упражнение «Уборка на стеллажах с игрушками» -Генеральная уборка в групповой комнате. | ||
З.- учить детей ухаживать за обувью: чистить, мыть, сушить ее по необходимости, аккуратно ставить на обувную полку. Формировать бережное отношение к обуви, воспитывать аккуратность. | Практические упражнения - «Обувная полка»; - «Чистая обувь» | ||||
З.- Обращать внимание на скомканную простынь, сбившееся одеяло в пододеяльнике; учить поправлять постельное белье после сна; воспитывать привычку к порядку, аккуратность. | Практические упражнения - «Уборка кроватей»; - «Опрятная постель». | ||||
Поручения | З.- обсудить с детьми, почему важно поддерживать и наводить порядок, учить работать в парах, Воспитывать трудолюбие, ответственность. | Практические упражнения - «Уборка игрушек после игр»; - «Порядок в группе». | |||
З.- учить детей выполнять поручение, выступать в роли ответственных за поддержание в книжном уголке. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. | Практическое упражнение «Наводим порядок в книжном уголке». | ||||
Дежурства | З.- учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол. Воспитывать трудолюбие, ответственность, самостоятельность. | Дежурство по столовой. | |||
З.- учить детей самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их после занятия, мыть кисточки, стаканчики, протирать клеенки, столы. | Дежурство на занятии. | ||||
Труд в природе | Поручения | З.- прививать детям стремление к порядку, учить приводить в порядок участок, правильно подбирать инвентарь, договариваться о сотрудничестве. | «Трудовой десант» -уборка листвы на участке группы. | ||
З.- активизировать в речи названия частей растений, напомнить правила сбора природных материалов. | Практическое упражнение «Сбор природных материалов для поделок». | ||||
З.- учить детей аккуратно насыпать корм в кормушки, предложит сделать и повесить у себя за окном подобные «птичьи столовые» вместе с родителями. | Практическое упражнение «Подкармливаем птиц». | ||||
Дежурства | З.- обсудить, как нужно правильно поливать цветы, какая правильная и дозированная поливка, почему одинаково опасен недостаток и избыток воды. Формировать соответствующие трудовые навыки. | Дежурство в уголке природы. | |||
Коллективный | З.- учить собирать семена для последующей посадки их весной, сравнивать семена разных растений. | Практическое упражнение «Сбор семян» | |||
З.- Предложить детям рассказать, зачем необходимо окапывать кустарники, выбрать каждому посильную работу. Учить беречь предметы труда, убирать их на место после прогулки. | Практическое упражнение «Подготовка кустарников к зиме». | ||||
З.- учить готовить землю для посадки семян в будущем году, совершенствовать умения, связанные с использованием детского инвентаря. Воспитывать трудолюбие, формировать интерес к труду. | Работа в огороде. | ||||
Ручной труд | Поручения | З.- учить детей выполнять соответствующие трудовые операции, действовать сообща, помогать друг другу. Воспитывать бережное отношение к книгам. | Практическое упражнение «Реставрируем книги». | ||
Дежурства | З.- совершенствовать умение работать с бумагой: работать с шаблоном, вырезая детали к занятию. | Дежурство по подготовке к занятию. | |||
Коллективный | З.- формировать навык самоконтроля, умение действовать по схеме, используя строительный материал: картон, коробочки. | «Создание макета дома, в котором я живу». | |||
Знакомство с трудом взрослых | З.- уточнить имеющиеся знания о профессии медсестры; воспитывать положительное отношение к ней. | Наблюдение за работой медсестры. | |||
З.- формировать у детей представления о важности труда строителей, о выполняемой ими работе, о строительных профессиях. Формировать понимание роли труда в жизни людей, воспитывать уважение к людям труда. | Беседа «Кто построил детский сад?» | ||||
З.- рассказать детям о профессиях людей, изготовивших предметы, которыми они пользуются дома. (Например: стул делал столяр, кувшин -стеклодув и т.д.). Обогащать словарный запас, воспитывать бережное отношение к труду взрослых. | Дидактическая игра «Дом, в котором мы живем». | ||||
З.- дополнить знания детей о работе почтальона, рассказать о ее значимости, обновить атрибуты игры, формировать умение исполнять взятую на себя роль в соответствии с замыслом. | Сюжетно-ролевая игра «Почта». |
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы | |
Ноябрь | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | З.-учить детей соблюдать порядок одевания: после прогулки складывать и убирать одежду на место, учить выполнять порученное задание проследить за тем, чтобы снятые вещи не лежали на скамейке и на ковре. | Практические упражнения - «Аккуратный шкафчик»; - «Одежда в порядке»; - «У каждой вещи свое место». | |
Коллективный | З.- предложить детям провести очередной этап конкурса на самый аккуратный шкафчик, обсудить, как рациональнее всего разместить в нем вещи. | Практические упражнения - «Раздевалочка»; - «Кто аккуратно и быстро разденется» | |||
З.-формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, внешнему виду, учить мыть руки и лицо по мере необходимости, осуществлять самоконтроль. Способствовать автоматизации выполнения последовательности действий при мытье рук и умывании. | Практические упражнения - «Умывалочка»; - «Мыльные ладошки»; - «Чистое полотенце»; Использование художественного слова (стихи, потешки). | ||||
Индивидуальный | З.-способствовать выработке у детей полезных привычек, учить следить за чистотой рук, мыть их по необходимости. | Практические упражнения - «Чистюля»; - «Чистота-залог здоровья»; - «Полезная привычка». Беседа «Чистые руки». | |||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | З.- обсудить с детьми назначение этой работы, учить намечать план совместных действий, распределять обязанности готовить необходимое оборудование. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. | Практические упражнения - «Моем игрушки»; - «Мытье деталей конструктора». | ||
З.-формировать у детей представление о сборе игрушек и наведении порядка, как о необходимом этапе, завершающем прогулку, игру. Учить строить продуктивное взаимодействие с товарищами в ходе трудовой деятельности. | Практическое упражнение «Уборка спортивного инвентаря, игрушек». | ||||
З.- учить накрывать постель покрывалом; обратить внимание на вид аккуратно заправленной кровати; воспитывать нетерпимое отношение к небрежности. | Практическое упражнение «Аккуратная постель»; «Заправляю кровать сам!» | ||||
Поручения | З.-расширять представления детей о трудовых операциях, учить выполнять работу самостоятельно от начала до конца, подбирать и приносить необходимый инвентарь и по окончании работы уносить его на место. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. | Практическое упражнение «Протираем полки шкафов».
| |||
Дежурства | З.- формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. | Дежурство по столовой. | |||
З.- учить детей самостоятельно выбирать инструменты в зависимости от темы занятия, придерживаться определенного плана работы. Формировать ответственное отношение к обязанностям дежурного, учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать самостоятельность при выполнении поручений. | Дежурство по подготовке к занятиям. | ||||
Труд в природе | Поручения | З.- предложить детям разделиться на бригады, распределить фронт работ. Учить детей работать аккуратно, соблюдать правила личной гигиены и безопасности. По окончании попросить их оценить качество работы каждой из бригад. | Практическое упражнение «Уборка на участке». | ||
З.-объяснить детям необходимость выполняемой работы, воспитывать в любовь к труду. | Практическое упражнение «Уборка сухих веток на участке». | ||||
Дежурства | З.- учить детей планировать свою деятельность, следовать плану, рассказывать о ходе и итогах работы. | Дежурство в уголке природы. | |||
Коллективный | З.- рассказать детям о необходимости работы по сгребанию опавших листьев (опилок или снега) к корням деревьев и кустарников, учить выполнять ее правильно. Воспитывать бережное отношение к природе, учить работать дружно, помогать друг другу. | Практическое упражнение «Подготовка деревьев и кустарников к зиме». | |||
З.-организовать актуализацию и обобщение знаний детей необходимых для роста растений, в том числе о рыхления почвы. Учить детей выявлять растения, в которых необходимо рыхлить почву самостоятельно определять необходимость проведения рыхления. | Беседа на тему «Цветочный остров». | ||||
З.- учить детей распределять фронт работ, доводить начатое дело до конца, давать оценку результатам работы, рассказывать о ее ходе и назначении. | Практическое упражнение «Сбор ягод рябины для зимней подкормки птиц». | ||||
Ручной труд | Поручения | З.-учить детей выявлять причины, по которым книги оказались испорченными, формулировать рекомендации по бережному обращению с книгами. Помочь детям освоить различные приемы работы по починке книг. | Работа в уголке книги: починка изношенных экземпляров. | ||
Дежурства | З.- совершенствовать умение работать с бумагой: складывать ее пополам, соединяя противоположные стороны. | Дежурство по подготовке к занятию (аппликации). | |||
Коллективный | З.- познакомить с порядком работы по ремонту коробки, формировать умение работать с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно. | Практическое упражнение «Ремонт коробки из-под дидактической игры» | |||
Знакомство с трудом взрослых | З.-обратить внимание детей на то, как дворник убирает снег, расчищает дорожки. Учить детей правильно и рационально выполнять такую работу. Предложить детям поблагодарить дворника за его труд. | Наблюдение за дворником. | |||
З.-расширить представления детей о трудной и ответственной работе сотрудников почты, показать общественную значимость их труда. Учить детей обыгрывать различные ситуации, характерные для работы почты. | Сюжетно-ролевая игра «Почта». | ||||
З.-познакомить детей с профессией скульптора, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями работы. Пробудить у детей интерес к профессии скульптора. | Беседа на тему «Кто такой скульптор?» | ||||
З.-познакомить детей с группой сельскохозяйственных профессий, объединяемых данным понятием, рассказать о труде животноводов, познакомить с названиями различных профессий, учить детей образовывать соответствующие названия. | Беседа на тему «Животноводы». | ||||
З.-раскрыть смысл деятельности парикмахера, формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, помочь освоить разнообразные игровые роли (парикмахер, клиенты, кассир, уборщица). Воспитание уважения к профессии парикмахера. | Беседа о важности и значимости труда парикмахера; рассматривание иллюстративного материала по теме; рисование на тему «В парикмахерской». |
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы | |
Декабрь | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | З.- совершенствовать соответствующие трудовые умения детей, учить выполнять порученное задание проследить за тем порядком на обувной полке, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативу в оказании помощи взрослым. | Практические упражнения - «Сапожки на обувной полке»; - «Полка для обуви»; - «Порядок на полке для обуви». | |
Коллективный | З.-учить детей аккуратно и быстро раздеваться, соблюдая принятую последовательность, поддерживать порядок в одежде. Воспитывать самостоятельность, учить определять, во что нужно одеваться и переодеваться в определенной ситуации. | Практическое упражнение - «Раздевалочка»; - «Кто быстрее и аккуратнее оденется?» | |||
Индивидуальный | З.-учить ребенка относиться к своему внешнему виду критически: следить за порядком в прическе, одежде, устранять недостатки самостоятельно или при помощи взрослых. Воспитывать опрятность и аккуратность. | Практическое упражнение - «Мой внешний вид»; - «Волшебная расческа»; - «Аккуратный ребенок". | |||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | З.-предложить детям включить данную трудовую операцию в одну из сюжетно-ролевых игр (например, «Семья»); учить правильно и аккуратно выполнять работу, готовить рабочее место. Учить использовать в игре знакомые стихи, прибаутки, песенки. | Практическое упражнение «Купаем кукол». | ||
З.-расширять опыт трудовых действий, учить детей стирать мелкие детали одежды кукол, включая соответствующие трудовые операции в различные игровые сюжеты. | Практическое упражнение «Стирка кукольной одежды». | ||||
З.-учить детей включать соответствующие трудовые действия в сюжет различных игр; способствовать освоению детьми основных трудовых операций. Учить соблюдать правила личной гигиены; действовать аккуратно, стремиться к достижению желаемого результата. | Практическое упражнение «Стираем кукольную постель». | ||||
Поручения | З.-совершенствовать соответствующие трудовые умения детей, учить выполнять порученные задания самостоятельно, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативу в оказании помощи взрослым. | Практическое упражнение «Протираем строительный конструктор». | |||
Дежурства | З.-учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, подметать пол. Воспитывать самостоятельность, ответственность. | Дежурство по столовой | |||
Труд в природе | Поручения | З.-актуализировать трудовые навыки, освоенные детьми ранее, учить договариваться о совместной работе, действовать сообща, рассказывать о результатах и значении своего труда. | Практическое упражнение «Очистка дорожек от снега». | ||
Дежурства | З.-учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного, способствовать автоматизации правильных действий при поливе растений (учить выбирать растения, нуждающиеся в поливе, правильно держать лейку, лить воду, убирать инвентарь, при необходимости наводить порядок). | Дежурство в уголке природы: полив растений. | |||
З.-предложить детям рассказать, зачем необходимо рыхлить почву (уплотненная почва плохо пропускает воду и воздух к корням растений); как выполнять эту работу, как определить, в каких вазонах нужно рыхлить почву. Предложить ребятам прокомментировать свои действия в процессе работ. | Дежурство в уголке природы: рыхление земли. | ||||
Коллективный | З.-учить детей делиться на бригады, распределять фронт работы, сравнивать результаты, полученные каждой из бригад. Воспитывать в детях ответственность, трудолюбие, поощрять стремление приносить пользу. | Трудовой десант «Уборка снега на групповом участке». | |||
З.- предложить детям придумать, как можно выполнить два задания одновременно, распределить обязанности, объединиться в бригады, подобрать инвентарь. | Трудовой десант «Расчистка дорожек к кормушке, утепление ствола деревьев снегом». | ||||
З.-учить детей использовать наиболее рациональные приемы работы, выполнять обязанность организатора общей деятельности, бригадира. | Трудовой десант «Сбор снега для построек на групповом участке». | ||||
Ручной труд | Поручения | З.-предложить детям рассказать, что могло случиться с книгами, какие правила обращения с ними были нарушены. Учить детей выполнять соответствующие трудовые операции, проявлять на деле любовь и бережное отношение к книгам. | Работа в уголке книги: подклеивание книг. | ||
Дежурства | З.-учить детей готовить необходимые материалы в соответствии с темой занятия (деление пластилина на несколько кусочков и раскладывание на тарелки на каждого ребенка) | Дежурство по подготовке к занятию (лепке). | |||
Коллективный | З.-учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала и бумаги. Воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие. Учить оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. | Изготовление игрушки на елку. | |||
Знакомство с трудом взрослых | З.- продолжать знакомить с работой ветеринара, учить формулировать вопросы. Активизировать в речи детей названия «домашние животные, формировать представления о понятии «здоровье». | Беседа о работе ветеринара, чтение стихотворения А. Крылова «Как лечили петуха», составление рассказов по сюжетным картинкам «На приеме у ветеринара». | |||
З.- познакомить детей с группой сельскохозяйственных профессий, объединяемыми данным понятием, рассказать о труде животноводов, познакомить с названиями различных профессий, учить образовывать соответствующие названия. | Беседы «Животноводы», рассматривание иллюстраций, чтение произведений, составление рассказа по сюжетным картинкам. | ||||
З.- обогащать представления о деятельности сотрудников телевидения (журналист, оператор, режиссер). Воспитывать уважение к данным профессиям. | Беседа о важности и значимости труда журналистов, телевизионных мастеров, актеров; рассматривание иллюстрированного материала по теме. | ||||
З.- познакомить детей с профессиями гримера и костюмера, показать способы нанесения элементов грима (усы, носы). Познакомить детей с материалами и атрибутами гримера и костюмера (парик, пудра, накладки, помады, грим, кисти, стеки, спонжи). | Игровая ситуация «Гримируемся перед съемкой фильма». | ||||
З.- обогащать представления детей о труде медицинских работников, о работе служб спасения. Учить сюжетные рассказы по картинкам, опираясь на личный опыт и знания, полученные при чтении художественной литературы. | Чтение стихотворения А. Барто «Мы с Тамарой-санитары»; отрывки из стихотворения Ю. Синицына «С человеком беда»; рассматривание сюжетных картинок. |
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы |
Январь | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | З.- совершенствовать соответствующие трудовые умения детей, учить выполнять порученное задание проследить за отстающими детьми во время одевания на прогулку, помогая им одеваться, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативу в оказании помощи взрослым. | Практические упражнения
|
Коллективный | З.-углубить представления детей о правилах ухода за обувью, учить чистить обувь щеткой. Учить относиться бережно к вещам, воспитывать аккуратность, культуру ухода за обувью. | Практические упражнения
| ||
З.- способствовать повышению самостоятельности детей при надевании зимних вещей. Учить относиться к своему внешнему виду критически: следить за порядком в прическе, одежде, устранять недостатки самостоятельно или при помощи взрослых. Воспитывать опрятность и аккуратность. | Практические упражнения
| |||
З.-учить детей следить за гигиеной полости рта, закреплять навыки чистки зубов, вырабатывать автоматизм. Учить мыть и сушить щетку. | Практическое упражнение «Зубная щетка в гостях у Тюбика». | |||
З.- учить детей очищать одежду и обувь от снега после прогулки, выбирать вещи для просушивания, при помощи взрослого развешивать их, Формировать бережное отношение к вещам, воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Практическое упражнение «После прогулки». | |||
Индивидуальный | З.- учить заботится о своем внешнем виде, различными способами очищать одежду и обувь. Воспитывать бережное отношение к предметам одежды, аккуратность. | Практическое упражнение «Я-чистюля». | ||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | З.- способствовать освоению детьми основных трудовых операций. Учить соблюдать правила личной гигиены, действовать аккуратно, поощрять стремление достичь желаемого результата. | Практическое упражнение
| |
З.- совершенствовать соответствующие трудовые умения детей, учить выполнять задание самостоятельно, понимать значимость своего труда. Поощрять инициативы в оказании помощи взрослым. | Практическое упражнение «Протираем строительный конструктор». | |||
Поручения | З.- учить детей приводить игрушки в порядок, ставить их на место. Поощрять стремление наводить и поддерживать порядок. | Практическое упражнение «Убираем игрушки на место». | ||
З.- учить детей очищать игрушки и инвентарь от снега, аккуратно складывать и правильно транспортировать различные предметы. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | Практическое упражнение «Очистка и уборка спортивного инвентаря». | |||
Дежурства | З.- способствовать повышению самостоятельности детей в выполнении обязанностей дежурного, учить договариваться с партнером о взаимодействии, Воспитывать ответственность, поощрять стремление качественно выполнять работу. | Дежурство по столовой | ||
Труд в природе | Поручения | З.-учить детей предварительно очищать от снега места кормления птиц, подбирать корм в соответствии с тем, какие птицы прилетают к кормушке, аккуратно подсыпать корм, следить за тем, чтобы кормушка не' была пустой. | Трудовой десант «Подкормка птиц». | |
З.- актуализировать трудовые навыки, освоенные детьми раннее, учить договариваться о совместной работе, действовать сообща, рассказывать о результатах и значении своего труда. | Трудовой десант «Очистка дорожек от снега» | |||
Дежурства | З.- учить детей самостоятельно определять необходимость полива растений по цвету почвы. Воспитывать ответственность за порученное дело. | Дежурство в уголке природы: полив растений. | ||
З.- учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия. Учить убирать на место инвентарь. | Дежурство в уголке природы: моем листья растений. | |||
Коллективный | З.-предложить детям заготовить снег для разнообразных построек (крепость, ледяной домик), совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща. | Трудовой десант «Уборка снега на групповом участке». | ||
З.-предложить детям рассказать, что они знают о правилах вывешивания кормушки, найти для нее подходящее место, наполнить кормушку. Поощрять стремление детей приносить пользу, заботиться о птицах. | Трудовой десант
| |||
З.-расширять представления детей об уходе за растениями, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми. | Трудовой десант «Утепление стволов, корней деревьев и кустарников снегом». | |||
З.- рассказать детям об этапах работы по посадке лука в подготовленный грунт, учить самостоятельно делать лунки для посадки, закреплять трудовые умения, учить работать согласованно, оказывая помощь друг другу. | Трудовой десант «Посадка лука». | |||
Ручной труд | Поручения | З.-предложить детям выбрать книги, нуждающиеся в починке, учить определять наиболее подходящий способ. Совершенствовать трудовые навыки детей. | Работа в уголке книги: ремонт книг. | |
Дежурства | З.- совершенствовать умение работать с бумагой: складывать ее пополам, соединяя противоположные стороны, разрезая по получившейся линии, закрепить умение работать ножницами. | Дежурство по подготовке к занятию (рисованию). | ||
Коллективный | З.-учить детей работать с иглой: познакомить с правилами безопасности и безопасными приемами работы с иглой, вставлять нитку, пришивать пуговицу к кукольной одежде. Расширять представления детей о швейных принадлежностях, воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие. | Практическое упражнение «Учимся пришивать пуговицу». | ||
Знакомство с трудом взрослых | З.-расширять представления детей об инструментах и трудовом инвентаре, уточнить названия инструментов, которыми пользуется дворник. Предложить детям сказать спасибо дворнику, обязательно пояснив, за что. | Наблюдение за трудом дворника. | ||
З.- продолжать знакомить детей с профессией пожарного, уточнить представления о первичных средствах пожаротушения, Развивать связную речь, учить аргументировать связную речь. | Дидактическая игра «Кому что?», беседа о работе пожарных; чтение рассказа Б. Житкова «Дым». | |||
З.- Продолжать знакомить детей с работой библиотеки, деятельностью библиотекаря, его профессиональными обязанностями. Учить подбирать необходимые инструменты и материалы, обустраивать место для мастерской.. учить составлять сюжетные рассказы, придумывать диалоги героев, передающий их характер, настроение. | Рассматривание картины «Библиотекарь»; открытие мастерской по ремонту книг; составление рассказов по сюжетным картинкам «В библиотеке». | |||
З.- актуализировать и дополнить представления детей о труде шофера, рассказать о его значении. Поддерживать познавательный интерес, развивать любознательность, Предложить детям составить рассказ от имени шофера о том, что он везет и куда. | Наблюдение за работой шофера, беседа. |
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы |
Февраль | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | Продолжать формировать желание помогать друг другу | - Беседа «Настоящий друг» (о, взаимопомощи) - Игра-тренинг «Научи друга» |
Коллективный | Формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам сверстников | - Беседы о бережном отношении к вещам товарищей и своим - Соревнование «Кто самый аккуратный» | ||
Закреплять умение наводить порядок в своём шкафу | -Игра-тренинг «Покажи, как сложить аккуратно вещи» - Показ воспитателя, сверстников | |||
Индивидуальный | Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей | - Игровые ситуации: «Чистюли», «Крепкие зубки», «Фонтанчики», «Мои ноготки» и т.д. -Рассматривание алгоритма действий - Беседы о важности соблюдения правил гигиены | ||
Продолжать учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. | - Игры-тренинги: «Найди, что не так», «Покажи как правильно» - Игровые ситуации: «Зеркало поможет нам», «Исправь, если сможешь», «Что делать, если...» | |||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | Закреплять умение правильно складывать покрывало, воспитывать аккуратность. | - Показ педагога, помощника воспитателя, сверстников - Упражнения: «Послушное покрывало», «Аккуратная постель» | |
Продолжать формировать умение участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку. | - Распределение обязанностей с помощью воспитателя - Игровые упражнения: «Что сначала, что потом?», «Трудимся вместе», «Что будет, если...» | |||
Продолжать учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке | - Распределение работы совместно с воспитателем. - Повторение этапов мытья строительного материала, зарисовка их - Показ сверстников, педагога | |||
Поручения | Продолжать формировать у детей умения стирать (сортировать белье на светлое и темное, замачивать и т.д.) | - Повторение этапов стирки, зарисовка их - Показ педагога - Игровая ситуация «Быстрые и ловкие ручки» | ||
Закреплять навыки ухода за игрушками; воспитывать бережное отношение к ним. | - Сюжетно-ролевая игра «Кукольный дом», «Парикмахерская» - Проблемные ситуации: «Бабушка Федора в гостях у ребят», «Девочка чумазая», «Почему исчезли игрушки?» | |||
Дежурства | Совершенствовать трудовые умения детей по самостоятельному размещению на столах хлебниц, столовых приборов | Дежурство по столовой | ||
Продолжать учить готовить материал к занятиям по лепке: раскладывать доски, стеки, пластилин | Дежурство по подготовке к занятиям | |||
Совершенствовать умения детей самостоятельно поддерживать порядок в группе. | Дежурство по группе | |||
Труд в природе | Поручения | Способствовать развитию желания трудиться сообща, старательно выполнять поручения | - Поощрения - Игровые упражнения: «Главный помощник», «Покажи, как правильно» | |
Воспитывать привычку к трудовому усилию, организованности, целенаправленности. | Дежурство в уголке природы: уход за комнатными растениями | |||
Дежурства | Уточнить представления детей о приемах ухода за растениями и их последовательностью | Дежурство в уголке природы | ||
Продолжать учить рыхлить почву, объяснить значение рыхления для жизни и роста растений. | - Показ педагога - Беседы о важности рыхления для комнатных растений | |||
Коллективный | Закреплять умение следовать заранее намеченному плану | Уборка мусора на участке | ||
Закреплять представления детей о различных разделах календаря природы | - Рассматривание календаря - Самостоятельная смена информации в календаре природы детьми | |||
Ручной труд | Поручения | Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности. | Изготовление счетного материала из бросового материала | |
Дежурства | Учить детей экономно и рационально расходовать материалы | Дежурство по подготовке к занятию. | ||
Коллективный | Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). | Изготовление дома своей мечты | ||
Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр | Обогащение развивающей предметно-пространственной среды | |||
Знакомство с трудом взрослых | Расширять представления детей о работе мастера по стирке белья. Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца, постельное белье; закрепить названия бытовых приборов. | - Экскурсия в прачечную - Чтение: П. Синявский «Кастелянша» - Д/и «Кому что нужно?» | ||
Закрепить представления детей о профессии «воспитатель», его трудовых процессах. | - Наблюдения за работой воспитателя - Рассказ воспитателя о своей деятельности, ее значимости - С/р «Детский сад» - Игровая ситуация «Я заменяю воспитателя» | |||
Познакомить детей с профессией «хлебороб». Показать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. | - Рассматривание иллюстраций «Как появляется хлеб» - Д/и «Как хлеб на стол пришел?», «Узнай профессию» - Рассматривание колосков злаковых культур | |||
Формировать представление детей о профессии плотника. Расширять представление детей, об орудиях труда необходимых для работы плотника | - Наблюдения за работой плотника в д/с - Рассказ воспитателя о деятельности плотника, значимости его работы |
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы |
Март | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | Учить подготавливать к работе материалы, аккуратно, удобно раскладывать, убирать их на место. | - Игры-тренинги: «Найди, что не так», «Покажи как правильно» «Что сначала, что потом» - Показ педагога - Использование алгоритмов |
Коллективный | Совершенствовать умение правильно умываться, мыть руки: правильно пользоваться мылом, аккуратно, не разбрызгивая воду споласкивать руки, лицо, «отжимать руки». | - Игровые ситуации: «В гостях у Мойдодыра», «Мыльные перчатки», «Лодочки» - Проблемная ситуация «Грязные руки», «Бабушка Федора» - Использование алгоритмов - Показ сверстников | ||
Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке. | - Беседы о важности бережного отношения к своим вещам и вещам сверстников - Проблемная ситуация «Все вещи исчезли» - Игровые ситуации: «Неряшливый шкафчик», «Не послушные вещи» | |||
Воспитывать бережное отношение к предметам личной гигиены. | - Беседы о важности соблюдения личной гигиены - Д/и «Предметы гигиены» | |||
Индивидуальный | Продолжать закреплять привычку пользоваться расчёской | - Альбом причесок - Алгоритм пользования расчёской - Показ педагога - Беседы о важности использования индивидуальной расчески для здоровья человека | ||
Совершенствовать умение застёгивать и расстегивать застёжки | - Игры-шнуровки, игры-застежки - Тренажеры | |||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | Учить соотносить свою деятельность с трудом других; совершенствовать трудовые навыки; воспитывать ответственное отношение к труду. | - Игровые упражнения: «Что будет, если...», «Дружные ребята» - Анализ трудовой деятельности. (аккуратность, правильность, быстрота выполнения работы). | |
Закреплять умение правильно пользоваться оборудованием, инвентарем | - Показ педагога - Использование моделей и алгоритмов по безопасному использованию инвентаря и оборудования | |||
Учить детей снимать простынь, наволочку. | - Показ педагога, помощника воспитателя - Практические упражнения: «Я все могу», «Приятно посмотреть», «Помощь няне» - Проблемные ситуации: «Постельное белье стало грязным», «Аккуратная постель» | |||
Поручения | Формировать умение трудиться индивидуально, проявляя самостоятельность, планировать работу | - Игровые ситуации: «Что сначала, что потом?», «Как правильно?», «Научи друга» - Беседы о важности и значимости трудовой деятельности - Поощрения | ||
Продолжать учить детей постоянно поддерживать порядок в группе; выполнять поручения старательно, аккуратно | - Поощрения -Соревнование «Самый аккуратный» - Проблемная ситуация «К нам пришли гости» | |||
Дежурства | Закреплять представления детей о сервировке стола | Дежурство по столовой Использование алгоритмов и моделей работы | ||
Воспитывать желание у детей самостоятельно готовить материал к занятиям по рисованию: раскладывать карандаши, краски, кисточки и т.д. | Дежурство по подготовке к занятиям | |||
Труд в природе | Поручения | Закреплять практические умения по уходу за комнатными растениями. | - Дежурство в уголке природы - Совместный с педагогом анализ ситуации - Поощрения | |
Продолжать учить детей понимать зависимость растения от отношения к нему человека: болеет, вянет, желтеет. | - Дежурство в уголке природы - Совместный с педагогом анализ ситуации | |||
Дежурства | Формировать у детей понимание приспособления растений к условиям внешней среды: различные потребности в свете, влаге, температуре. | - Наблюдения в природе - Экспериментирование «А что, если...» | ||
Продолжать учить отмечать на стенде результаты своей работы | - Совместный с педагогом анализ ситуации - Дежурство в уголке природы - Поощрения | |||
Коллективный | Показать способ пересадки растения из грунта в цветочный горшок | - НОД «Пересадка цветка» - Наблюдения за ростом растения - Зарисовки в альбомах | ||
Уточнить знания о том, что овощи выращивают из семян, луковиц (круглая или вытянутая, есть донце и верхушка, покрытая яркой чешуей, чешуйки гладкие). Упражнять в правильных приемах посадки в ящик с землей и в банку с водой | - Показ педагога - Совместная деятельность педагога и детей по посадке луковиц | |||
Приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями | - Д/и «Какого растения не стало?» - Проблемная ситуация: устранение беспорядка, устроенного Карлсоном. | |||
Формировать у детей представление о зависимости состояния растений от внешних условий (в теплом помещении почки распускаются, а на улице нет). Помочь детям проследить последовательность распускания листьев. Учить отмечать свои наблюдения в дневнике. | Игра «Юные натуралисты» | |||
Ручной труд | Поручения | Способствовать формированию умения детей работать по готовой выкройке, аккуратно надрезая и склеивая её. Способствовать развитию формирования умения складывать части выкройки по линиям сгиба. | Изготовление коробки для тканевых салфеток | |
Дежурства | Совершенствовать умения детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок. | Дежурство в книжном уголке. | ||
Коллективный | Показать детям различные способы соединения деталей. Продолжать знакомить с конструктивными свойствами деталей и материалов. Учить планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана. | Изготовление вертолета из природного материала (Грецкие орехи - скорлупа, семена). | ||
Дать представления о изготовлении бумажных игрушек в технике оригами. Закреплять умение ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки самоконтроля. | Изготовление работ в технике оригами «Наш новый друг – квадратик» | |||
Знакомство с трудом взрослых | Закреплять представления о содержании труда помощника воспитателя и назначении соответствующих орудиях труда. Воспитывать в детях чувство признательности и уважения к труду взрослых. | - Наблюдения за работой помощника воспитателя - Д/и «Что нужно для работы помощнику воспитателя» - Чтение: Е. Груданов «Наша нянечка», Н. Калинина «Помощники» - С/р игра «Детский сад» - Рассказ помощника воспитателя о своей профессии, её важности и необходимости в детском саду | ||
Познакомить детей с профессией художника – иллюстратора. | - Рассматривание иллюстраций к знакомым произведениям - Беседы - Презентация - Рассматривание портретов известных художников-иллюстраторов | |||
Продолжать формировать знания о профессии парикмахера, орудиях труда, его месте работы, оборудовании, и значимости этой профессии в жизни людей. | - Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. - Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. - Д/и: «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем», «Для чего эти предметы». -Экскурсии родителей с детьми в парикмахерскую - Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» | |||
Познакомить детей с профессией «билетёр», его местом работы, и значимостью этой профессии в жизни людей. | - Режиссерская игра «Кинотеатр» - Экскурсии родителей с детьми в кинотеатр, театр - Игровые ситуации: «Я забыл билет», «Мой поход в театр». |
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы |
Апрель | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | Продолжать учить приводить в порядок своё рабочее место | - Поощрения - Беседа «Наши правила» - Использование алгоритмов |
Коллективный | Упражнять в умении насухо вытираться полотенцем, снятым и развёрнутым, аккуратно вешать на место. | - Использование алгоритмов - Показ педагога - Игра-тренинг «Наоборот» | ||
Способствовать совершенствованию действий детей при надевании различных предметов одежды, повышении самостоятельности. | - Игровое упражнение «Опиши, как одет товарищ» - Игра-тренинг «Наоборот», «Научи» - Игровая ситуация «Рассеянный» | |||
Совершенствовать умение аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминания за обувью | - Игра- тренинг « Научи малыша» - Показ другого ребёнка - Игровая ситуация «Неряшливый шкафчик» | |||
Индивидуальный | Продолжать учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде. | Игровые ситуации: «Зеркало-лучший друг», «Что не так?», «Найди и исправь» | ||
Воспитывать привычку пользоваться носовым платком. | - Игровые ситуации: «Помощь носику», «Платочек-дружочек», «Носик скажет нам спасибо» - Показ педагога - Беседы о важности пользования носовым платком. | |||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | Учить накрывать постель покрывалом; обратить внимание на красивый вид такой кровати; воспитывать нетерпимое отношение к небрежности | - Повторение этапов заправления кровати, зарисовка их - Использование алгоритмов - Проблемные ситуации: «Неряшливый ребенок», «Что произошло с кроватью?» | |
Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора | Игровые ситуации: «Я-помощник», «Мои верные друзья», «Безопасный участок» | |||
Учить детей самостоятельно протирать пыль на полке с игрушками | - Игра «Хорошо-плохо» - Показ трудовых действий воспитателем - Игровые ситуации: «Самый -самый», «Что не так?», «Покажи, как правильно» | |||
Поручения | Учить детей самостоятельно поддерживать порядок в шкафах | - Совместный с ребенком анализ трудовой деятельности - Повторение этапов работы - Поощрения | ||
Учить детей самостоятельно и эстетично расставлять игрушки и пособия | - Игровые упражнения: «Приятно посмотреть», «Как правильно?», «Почему так?» - Поощрения | |||
Дежурства | Закреплять уже имеющиеся у детей навыки работы дежурного: надевать одежду дежурного правильно сервировать стол, убирать посуду после еды. | Дежурство по столовой | ||
Закреплять уже имеющиеся у детей навыки работы дежурного: готовить воду к занятиям по рисованию, работать аккуратно | Дежурство по подготовке к занятиям | |||
Закреплять умения детей самостоятельно поддерживать порядок в группе | Дежурство по группе | |||
Труд в природе | Поручения | Продолжать учить обдумывать задание, планировать предстоящую деятельность и удерживать в памяти ее этапы | Использование схем, моделей, алгоритмов | |
Учить детей узнавать необходимость полива не только путем обследования почвы, но и по состоянию растения. Уточнить, что весной изменяется потребность растений во влаге. | - Д/и «Растет, цветет и зреет» - Использование схем – подсказок о видах ухода за растениями | |||
Воспитывать желание ухаживать за растениями | - Беседы о взаимосвязи всего живого в природе, о значимости растений в жизни человека и животных, а также о важности ухода за растениями - Наблюдения в природе | |||
Дежурства | Закрепить правила полива растений, требующих особого режима полива; воспитывать желание правильно ухаживать за растениями. | - Использование схем – подсказок о видах ухода за растениями - Изготовление правил-зарисовок | ||
Воспитывать трудолюбие, готовность участвовать в любом труде, не избегая неприятной работы, стремление доводить начатое дело до конца. | - Игровые ситуации: «Я - главный помощник», «Айболит для растений», «Мне не страшна любая работа» - Совместная работа ребенка с педагогом или сверстником | |||
Коллективный | Учить детей различать два цветущих растения по цвету цветка, высоте. | - Проведение мини – викторины «Узнай и назови» - Наблюдения в природе | ||
Познакомить детей с новым видом ухода – удобрением (подкормкой) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после поливки, количество раствора зависит от размера растения). | - Наблюдения в природе - Зарисовки в альбомах об изменениях, происходящих с растениями после удобрения | |||
Учить детей определять растения, которым тесен горшок. Познакомить с агротехникой пересадки: подобрать нужный по размеру горшок, положить в него черепок, насыпать песок, землю, вынуть из старого горшка предварительно политое растение и пересадить его в новый горшок. | - Осмотр растений в уголке природы, определение нуждающихся в пересадке. - Д/и «Вершки и корешки» (комнатные растения) | |||
Продолжать знакомить детей с оборудованием для труда в природе, его назначением, правилами безопасности во время труда | - Рассматривание оборудования - Игровые ситуации: «Что и для чего?», «Угадай-ка» - Показ педагога | |||
Ручной труд | Поручения | Закреплять умение готовить рабочее место, поддерживать его в порядке на протяжении всей деятельности. | Проблемные ситуации: «Чего то не хватает», «Найди ошибку» | |
Продолжать формировать умение рассказывать об этапах предстоящей работы, удерживать их в памяти. Продолжать учить самостоятельно анализировать и оценивать свою работу | Использование моделей, схем, алгоритмов. | |||
Дежурства | Воспитывать привычку к трудовому усилию, личные черты: настойчивость, терпение, самостоятельность | Дежурство по подготовке к занятию. | ||
Коллективный | Познакомить детей со способами и приемами работы на ткани, с инструментами и приспособлениями необходимыми для рукоделия. Проговорить с детьми правила безопасного пользования этими инструментами. | Совместная деятельность педагога с детьми «Рукодельники». | ||
Совершенствовать умение планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана, анализировать проделанную работу. | Изготовление игольниц. | |||
Знакомство с трудом взрослых | Расширять представления детей о профессии швеи. Развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии. | - Встреча с интересными людьми (швея) - Экскурсия в ателье - Сюжетно-ролевая игра «Ателье» | ||
Познакомить детей с профессией «маляр», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами. | - Презентация «Работа маляра» - Беседы о значимости данной профессии - Использование алгоритма «Расскажи о профессии» | |||
Расширить представления детей о профессии садовода, о сезонных работах садовода и об использовании садового инвентаря, а также о том, как и где, растут фрукты и овощи. Показать важность и значимость профессии садовода для других людей | - Чтение: О. Повещенко «Наш садовод», А. Маркова «Садовник». - Экскурсии детей и родителей в сад - Презентация «Садовод» | |||
Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на дороге. Дать представление о работе регулировщика, помочь понять значение его жестов. | - Виртуальная экскурсия на перекресток - Рассматривание иллюстраций «Жесты регулировщика» - Проблемная ситуация «Светофор не работает» - Игровая ситуация «Угадай, что покажу» |
Месяц | Виды детского труда | Формы и виды организации труда | Задачи | Содержание работы |
Май | Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание) | Поручения | Учить детей оказывать содействие воспитателю в проведении занятий, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. | - Использование моделей и алгоритмов - Показ педагога, сверстника - Практическое упражнение «Я сам» |
Коллективный | Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь | - Игровые ситуации: «Я уже взрослый», «Я сам», «Я все могу» - Поощрения - Соревнования | ||
Содействовать воспитанию привычки следить за чистотой своего тела. | - Беседы о важности соблюдения культуры гигиены - Проблемная ситуация «Что будет, если...» - Организация встречи с мед. работником | |||
Продолжать формировать желание постоянно следить за своим внешнем видом (опрятностью одежды, прически), напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, помогать устранять их | - Беседы - Игровые ситуации: «Мой внешний вид», «В гостях у Мойдодыра» -Работа в парах «Исправь ошибки» | |||
Индивидуальный | Продолжать учить детей при кашле и чихании пользоваться носовым платком. | - Практическое упражнение «Носовой платок». - Совместные действия ребенка и педагога | ||
Содействовать воспитанию опрятности, стремлению следить за своим внешним видом. | - Беседы о важности соблюдения культуры гигиены и поведения - Д/и «Предметы гигиены», «Кому что нужно?», «Это нам зачем?» и др. - Пример педагогов и сверстников | |||
Хозяйственно-бытовой труд | Коллективный | Формировать культуру труда; учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность. | - Беседы о значимости трудовой деятельности детей - Проблемные ситуации: «С чего начать?», «Покажи, как правильно» | |
Учить детей при работе с водой соблюдать гигиенические навыки: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать | - Распределение работы совместно с воспитателем - Поощрения - Показ педагога или сверстника - Использование моделей и алгоритмов | |||
Совершенствовать умение детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. | - Распределение работы совместно с воспитателем - Поощрения - Игровые упражнения: «Всему свое место», «Все мы делаем по порядку», «Что сначала, что потом?» | |||
Поручения | Учить детей помогать няне поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам, после занятий | - Распределение работы совместно с воспитателем - Поощрения - Игровые ситуации: «Что произошло?», «В гостях у Мойдодыра», «Заботливые дети» | ||
Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. | - Распределение работы совместно с воспитателем - Беседы о важности трудовой деятельности - Упражнения: «Покажи, как правильно», «Почему нельзя стирать белье разных цветов вместе?», «Я все могу», «Четвертый лишний» | |||
Дежурства | Совершенствовать умение самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: сметать щеточкой крошки со столов | Дежурство по столовой | ||
Совершенствовать умение без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре. | Дежурство по группе | |||
Воспитывать желание помогать воспитателю готовить материалы на занятие по аппликации: раскладывать кисточки для клея, подносы для бумаги | Дежурство по подготовке к занятиям | |||
Труд в природе |
Поручения | Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. | Протереть пыль с крупных листьев комнатных растений. | |
Предложить детям разделиться на бригады, распределить фронт работ. Учить детей работать аккуратно, соблюдать правила личной гигиены и безопасности. По окончании попросить их оценить качество работы каждой из бригад. | - Использование зарисовок-подсказок - Анализ результатов совместно с педагогом | |||
Закреплять умение своевременно отмечать погоду и итоги своих наблюдений в календаре | - Поощрения - Дневники наблюдений | |||
Дежурства | Развивать самостоятельность и ответственность в выполнении своих обязанностей | - Дежурство в уголке природы - Поощрения | ||
Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы | - Наблюдения в природе - Беседы о значимости труда человека для природы - Видео экскурсия в ботанический сад | |||
Закреплять умения детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного | - Использование алгоритмов работы дежурного - Оценка результата | |||
Коллективный | Дать предсталение о различных видах размножения комнатных растений: детками (амарилис), отпрысками (узамбарская фиалка), усами (хлорофитум). | Наблюдение за растениями (хлорофитум, узамбарская фиалка, амариллис), как на них появляются детки. | ||
Учить детей высаживать рассаду в грунт. Закрепить приемы посева семян: сделать лунки определенной глубины, положить в них по одному семечку, закрыть их землей. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для развития растений | - Наблюдения в природе - Зарисовки в дневнике наблюдений - Посев семян | |||
Уточнить и расширить знания детей о работе людей на огородах, о зависимости огородных работ от погодных условий; знание названия инструментов труда и их назначение. | - Игра «Назови инструмент»; - Отгадывание загадок «Что вырастила бабушка на огороде?» - Наблюдения за работой в саду (совместно с родителями) | |||
Учить детей работать в цветнике - вырывать сорняк, отличать его от цветов. | - Наблюдения в природе - Показ педагога - Игровые упражнения: «Не навреди», «Что сначала, что потом?», «Как правильно» | |||
Ручной труд | Поручения | Развивать чувство ответственности за порученное дело | Подклеивание коробок настольно-печатных игр. | |
Продолжать обучать приемам ручного труда, обращать внимание на необходимость соблюдения определенной последовательности, использовать зрительные модели | - Работа в уголке книги: подклеивание книг. - Использование алгоритма работы | |||
Дежурства | Совершенствовать умение детей готовить необходимые материалы в соответствии с темой занятия (деление пластилина на несколько кусочков и раскладывание на тарелки на каждого ребенка) | Дежурство по подготовке к занятию. | ||
Коллективный | Учить делать помпоны разного размера из разноцветных шерстяных ниток. Наматывать нити на заготовки из картона округлой формы. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | Совместная деятельность педагога и детей «Новая жизнь старых вещей» | ||
Способствовать формированию умений изготавливать поделки из бумажных цилиндров. Способствовать формированию умения самостоятельно изготавливать некоторые детали игрушки. | Изготовление объемной работы «Чебурашка». | |||
Знакомство с трудом взрослых | Уточнить и пополнить представления детей о деятельности профессии спасателя; раскрыть необходимость и важность данной профессии в современной жизни. | - Сюжетно -ролевые игра «Служба спасения». - Д/и: «Экстренная помощь», «Опасные предметы», «Кому ты откроешь дверь?». - П/и: «Помоги животным», «Улицы и переулки». - Беседы | ||
Дать первоначальные представления детям о профессии пчеловод (история, значение данной профессии и т.д.). Воспитывать уважение к профессии пчеловода и бережное отношение к насекомым (пчёлам). | - Видеопрезетация «Профессия пчеловод» - Рассматривание иллюстраций пасеки, действий пчеловода - Просмотр мультфильма «Пчела Майя» - Беседы о жизни пчёл, продуктах пчеловодства, их ценных свойствах - Чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений | |||
Познакомить детей с профессией военнослужащего, с родами войск в вооруженных силах России. Определить какими качествами должен обладать военнослужащий. | - Рассматривание иллюстраций на тему «Где работают военные» - Беседы о военных профессиях, их значении. - Чтение и разучивание стихотворений об Армии. - Встреча с людьми военных профессий (родителей). | |||
Продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писатель. Показать результаты труда: книги. Обращать внимание детей на то, как произведения писателей делают жизнь людей интересней. | - Экскурсии в книжный магазин, библиотеку (совместно с родителями). - Рассматривание портретов детских писателей - Беседы - Игровая ситуация «Я-писатель» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по трудовому воспитанию (средняя группа)
Самообразование по теме: "Трудовое воспитание детей дошкольного возраста"...
Перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей подготовительной группы "Путешествие в страну чистоты"
Перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей подготовительной группы(социально-коммуникативная область) с элементами ФГОС Задачи и содержание работыТема и программное ...
Перспективное планирование по трудовому воспитанию в подготовительной группе
В статье представлено перспективное планирование по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет на учебный год...
Перспективное планирование по трудовому воспитанию.
Перспективное планирование по трудовому воспитанию для средней группы...
Перспективное планирование по трудовому воспитанию на учебный в подготовительной группе
Перспективное планирование поможет педагогам орагнизовать трудовую деятельность детей...
Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей второй группы раннего возраста (2-3 лет) на 2017-2018 учебный год
Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей второй группы раннего возраста (2-3 лет) на 2017-2018 учебный год...
Перспективное планирование по трудовому воспитанию
Перспективное планирование по трудовому воспитанию в первой младшей группе...